Сведения об авторе смотреть здесь.
О нашем земляке – известном музыканте и его популярных песнях.
- Что главное в искусстве? — этот вопрос прозвучал, конечно же, в среде творческих работников.
Режиссеры, музыканты, операторы, журналисты, писатели, сотрудники других отделов и служб Гостелерадио БССР стояли в очереди к родной кассе-«кормушке». За зарплатой, гонораром, премией…
В те годы не было банковских карточек и банкоматов. Только квадратное окошечко кассы с небольшой подставкой под ней, чтоб расписаться за получение такой-то суммы. Получали именно так – в порядке живой очереди, оставляя автограф шариковой ручкой в ведомости напротив своей фамилии. Очередь как очередь, как в прошлом на любом производстве.
Пожалуй, была одна особенность. Кассирша, выдававшая деньги, никогда не спрашивала документ, удостоверяющий личность. Она даже не видела лица получателя – только руки, ставившие автограф в ведомости. Назвал фамилию, расписался в ведомости, получил из кассы сумму и все… И никаких недостач не было. По-крайней мере, тогдашний главный бухгалтер Гостелерадио Анатолий Иванович Матусевич, друживший со всеми, а все с ним,обязательно рассказал бы про ЧП.
В этой очереди и прозвучал вопрос о главном в искусстве. Творческий люд молчал, подозревая подвох. И, наконец, кто то смело произнес:
- Главное в искусстве – деньги получить…
В очереди улыбнулись и некто, видимо из ассов-операторов – не Иван ли Скоринов - весело добавил:
- А самый хороший крупный план – это кассирша, выдающая деньги…
И у этой кассы, и в других коридорах Гостелерадио мы встречались с земляком, с Александром Болотником.
Было в этих случайных встречах чувство личного… какого-то родственного патриотизма, гордости и ответственности перед Лепелем. Об этом не говорили, но думали: «Мы вот здесь… Куда уж центральнее… Эфир! Надо держать марку малой родины Лепеля!»
Мы тогда работали оба в Гостелерадио, но в разных подразделениях большого коллектива. Александр жил в мире гармонии, созвучий, ритмов, а я - в ремесле репортёрском.
Тогда мы были очень молоды. Но познакомились еще раньше. Вот фотография из 1964-го года.
Эти ребята из пионерского лагеря в деревени Двор-Плино тогда Лепельского, а теперь Ушачского района. Через дорогу - теплое, ласковое озеро. Купались вволю, было много солнца, вкусная еда, а к ней еще и сливы, вишни, яблоки… Было много песен и очень популярная тогда «Пусть всегда будет солнце»!
Сейчас все эти мальчишки - «молодые пенсионеры». Конечно же, они помнят то лето и те песни. Но чаще теперь затягивают другую, хорошо известную миллионам «Чарку на посошок». И большинство не знают, что на снимке среди них – будущий талантливый автор музыки этой и многих других песен - Саша Болотник.
А я тогда, лет на шесть старший юного Саши Болотника, был юным музработником в пионерлагере.
- Мне тогда казалось, что баян – живой… - признался Александр Петрович. — Я очень люблю этот поистине народный инструмент. Играю, конечно, на многих инструментах. Но любимый – баян.
Интервью со мной, опубликованное когда-то в одной из популярных газет, так и называлось: «Я по национальности - баянист».
Особенно хорош баян, когда поют застольные песни.
- Саша, на одном из республиканских фестивалей «Дожинок» впервые была исполнена твоя песня «Будзь здаровы, гаспадар, будзь здарова, гаспадыня». Она тоже, как и «Чарка на посошок», пошла в народ…
- Она стала популярной и благодаря хорошей поэзии Алеся Бадака. Алесь Николаевич родом из деревни Турки Ляховичского района. Он автор слов этой песни, как и многих других замечательных стихов. Теперь Алесь Бадак — директор издательства «Мастацкая літаратура». Я благодарен ему за поэтичные слова наших песен. Они рождаются не сразу - в трудах. Зато теперь поются легко, становятся популярными. Отправная профессиональная точка — пройти конкурс. Там все и всё через конкурс. Это потом уже - работа музыкальным руководителем ансамбля «Живица». Тогда это называлось так: Государственный комитет по телевидению и радиовещанию. Группу нашу называли этнографической. Программа в основе состояла из обработок фольклорного материала. Его собирали по всей Беларуси. Лепель тоже навестили…
Ездили и на разные всесоюзные фестивали. Запомнился в Кишиневе фестиваль «Мартишор». Это была большая практика, большая гордость. Я стал музыкальным руководителем, еще не окончив консерваторию. А в коллективе было много уже опытных музыкантов, лауреатов, заслуженных артистов. После сдачи первой программы запомнились личные поздравления Нила Гилевича и Леонида Смелковского. Я видел в их глазах, что это не только поздравления, а и приглашение в профессию… напутствие и надежда на меня. Было нелегко и ответственно аранжировать писать для эфира. Остались очень хорошие воспоминания обо всей этой школе и людях. С временного расстояния всё ощущается по-другому - больше любви! И когда сейчас оглядываешься назад, думаешь, что можно было найти какое-то другое продолжение, более творческое, чтобы жизнь не была такой извилистой. Потому что кое-что вспоминаю из своей жизни не без комка в горле. Один из моих соавторов, поэт Леонид Дранько-Майсюк, говорит мне: «Садись и книжку пиши». Я отвечаю: «Давай, лучше я тебе буду рассказывать, а ты пиши. Ты — профи».
- Саша, в одной из газет было опубликовано не так давно интервью с тобой. Вот фрагменты этого хорошего материала:
— А сами каким были в детстве?
- Озеро в Лепеле. И этим всё сказано. Купаться любил. Моя же фамилия Болотник, брат Водяного - без воды не могу. Я думаю, все лепельские уроженцы любят воду. Когда в музыкальную школу (Артём Маркович меня тестировал) поступил, мне купили баян, первый, тульский. К сожалению, он не сохранился… Отец рано погиб. У мамы нас двое, брат Сергей. Мама работала в госпитале сестрой-хозяйкой. Она купила инструмент.
— Когда стали известным, мама гордилась вами?
— Конечно ей было приятно.
Я долго не был в нашей стране. Жил в Америке. Так получилось по семейным обстоятельствам. И не двенадцать часов, дней или месяцев. А двенадцать лет… Жил в США во многих местах… Это тяжелая страна, которая людей может менять, думаю, даже как-то погружать в негатив. Конечно, это жизненный опыт, видел много людей добрых и разных.
— Чем занимались за океаном?
— Всем. Музыкой тоже. Концерты, частные уроки. Надо было многое уметь и ко всему быть готовым. Всё время выживаешь. Совсем не просто… На работе в Америке отмечали как-то день рождения одного человека. Я взял баян, запел. И кто-то, по-моему, именинник, сказал: «А чего ты сюда припёрся? Ты же талант!» Это было в самом начале американской моей эпопеи, и было не понятно, почему именно так он сказал. У меня жизнь разделилась на «после отлета из Беларуси» и «после прилета». После прилета у меня соавтор теперь Алесь Бадак, с ним сделали три песни: «Будзь здаровы, гаспадар», кстати, ее поет «Бяседа», да и я сам. На родине, в Лепеле, мы пели ее с народным ансамблем «Грымзолі». Еще наша песня с Алесем Бадаком — «Сусед»: «Гэты — злева. Гэты — справа. Кожны тут сусед. І лягчэй любая справа, і дабрэе свет… На Зямлі, што ў нас адна, мы суседзі ўсе здаўна. Хай пачуюць нас і тут, і там. Добры дзень, суседзі, вам!» Анатоль Ярмоленко собирался ее спеть… И потом мы с Алесем решили сделать женскую песню. Получилась «Цешча». Надеемся с поэтом, что это тоже будет народная песня. Она уже в программе нашего Национального Академического Народного хора имени Титовича под руководством Дриневского.
Дружу с нашими замечательными композиторами Дмитрием Долголевым, Владимиром Коризной, Еленой Атрашкевич. Пою их песни, советуюсь… Сотрудничаю с ансамблем песни, музыки и танца «Толока» Витебской областной филармонии. Там замечательная директор - Елена Михайловна Подоляк. На родине, в Лепеле, в эстрадной студии «Светлана», которой руководят замечательные творческие люди и музыканты, Людмила и Олег Кулагины, тоже звучат мои песни.
- Александр Петрович, ваша самая известная песня — «Чарка на посошок»?
— Премьеру «Чарки» я спел с «Беседой». Стихи Александра Легчилова. Мой первый поэт-соавтор («Сказаў, як звязаў»). Мы с ним понимали друг друга не с полуслова, а с полубуквы. Всегда было точное попадание… Леонид Захлевный, руководитель ансамбля «Беседа», очень тепло песню встретил. Похвала такого профессионала всегда окрыляет. А он ещё творческий друг, советчик и прекрасный человек по жизни. Хочется надеется, что в нашей выдающейся культуре и мой взнос примут. Вспомнил вот ещё… абсолютно из «другого теста» песня «Ефросинья» с Дранько-Майсюком. Понятно о ком?! Пару слов хочется сказать об одной замечательной женщине, многолетней песенной начальнице, с которой начинающие композиторы почитали за честь раскланяться хотя б издалека, главном музыкальном редакторе Людмиле Георгиевне Полковниковой. Она была не только строгим судьёй, а и центром всей нашей песни. Она отлично чувствовала, кого из поэтов познакомить именно с этим композитором, или исполнителем. Авторы из уважения называют её Генераловой. Я лично усиливаю и называю её Генерал-Полковниковой. На Славянском базаре в Витебске и сейчас её опыт незаменим. Спасибо ей за ум и понимание!
По возвращении из США Александр Петрович Болотник работал «на родном озере». Его пригласил музыкальным работником создатель и директор известного медицинского центра «Лоде» кандидат медецинских наук Владимир Горбачев. Ещё один выдающийся земляк! Почётный гражданин Лепеля.
- А как встретила родная музыкальная школа?
- Интересный вопрос. Недавно попросили моё фото для стенда бывших выпускников. Приятно!
Но вернемся к той шутке, что произнес когда то острослов в очереди к кассе в Гостелерадио БССР. Во все времена главное предназначение искусства служить народу, лирой «пробуждать чувства» добрые, помогать делать жизнь лучше и человека в этой жизни тоже. Но часто авторы песен-однодневок, песен, которые никогда не пойдут в народ, не станут массовыми – на свои банковские счета получают тяжелые, как «тяжелая рок-музыка», суммы. Исполнители песен часто кричат в зал: «Больше аплодисментов!» — как бы вымаливая признание. «Я люблю вас!» - такой же целью комплиментарно шепчет или кричит со сцены в микрофон автор. Так и слышится в этих призывах: «Деньги давай!» И не редко бывает, что за песни, которые трудно даже причислить к субкультуре народа, получают большие деньги.
С песней» Чарка на посошок» Александра Болотника происходит обратное. «На посошок спойте!» - непреклонно просят зрители.
«Спасибо за песню!» - гремят благодарности после исполнения.
В интернете, конечно, есть немало материалов по клику «Александр Болотник, композитор». Но всемирная сеть на порядок больше отзывается за запрос: «Песня «Чарка на посошок». Песню знают и поют благодаря таланту и удаче автора, благодаря белорусскому ансамблю «Бяседа», другие коллективы и исполнители в разных странах - миллионы людей на разных языках. Недавно видел ноты «Чарки» с иероглифами под ними: готовят к изданию.
Застольные песни… Они есть у всех народов. Эти песни – самые популярные. Их выбирает и проверяет время – самый строгий и справедливый судья. И только потом за столом дружно «грянут застольную», любимую и знакомую всем. Вот к застольным удачно добавилась-сочинилась песня «Чарка на посошок».
Но, тем не менее, как и много лет назад, актуальна шутка: главное в искусстве – это деньги получить»… Существующая система защиты авторских прав в очевидном долге перед настоящими талантами.
«Какой должен быть критерий оплаты авторам песен? Может читатели скажут свое слово?
Написано в 2017 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
По гонорарам творческим работникам не могу не согласиться с мнением графа Толстого, который будучи "матёрым человечищем", отказался от денег за публикацию своих книг, и только из-за угроз суицида Софьи Андреевны часть денег всё же был вынужден брать, типа на содержание семьи.