В 2001 году окончила историко-филологический факультет Полоцкого государственного университета по специальности «История». Там же работала преподавателем-стажером, преподавателем на кафедре истории и социологии. С 2005 по 2012 год работала на кафедре отечественной и всеобщей истории в должности старшего преподавателя. Сейчас - старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин.
Если вести разговор про предметный код материального достояния традиционной культуры, то на сегодняшний день имеем много исследований, которые точно анализируют место и роль предмета, материального атрибута в традиционной культуре. И общий смысл таких исследований в том, что вещь в традиционной культуре - это не просто объект. Если говорить про материальные атрибуты, используемые в традиционной свадьбе на Лепельщине, то наличные материалы позволяют предполагать, что наиболее частая и многочисленная группа - это текстильные предметы: изделия ткачества, одежда; реже - обувь, головные уборы; ещё реже - посуда, домашнее снаряжение и элементы интерьера.
Если попробовать определить ситуационные группы употребления этих вещей, то можно говорить о полном наборе функций, которые выполняют эти материальные атрибуты. Первая функция, которая была выделена - это репрезентативная функция символических воплощений или участников ритуала, или каких-то его характеристик, или воплощение события, которое происходит или копируется через использование материального атрибута.
Главных участников ритуала чем-то маркировали. Сватам повязывали полотенца, жених сидел за столом в шапке, что в обычное время недопустимо, у невесты обязателен венок или иной свадебный головной убор. Эта репрезентативная функция прослеживается в тех случаях, когда материальный атрибут демонстрирует смену статуса участника ритуала. Смысл свадьбы в том, что молодые меняют свой статус, превращаясь из девушки в женщину, из парня в мужчину.
Довольно часто материальные атрибуты сопровождают какую-то часть обряда, отдельные ритуальные действия и таким образом как бы усиливают их эффект, делая его достаточно очевидным. Ну, например, в деревне Велевщина во время обряда единения молодых дополнительно связывали их руки платком, что считалось окончательным пунктом свершения ритуала.
Ещё один интересный момент зафиксирован на Лепельщине - это забрасывание платка за невесту. Это проделывала дружина жениха во время выкупа суженой. В случае удачи считалось, что за молодую платить не нужно - она таким образом выкуплена в собственность жениха.
Также презентативную функцию исполняли и те текстильные изделия, которые невеста привозила и располагала в хате жениха. Это подушки, скатерти, полотенца… Такое действо воспринималось как демонстрация способностей невесты, её мастерства, считалось, что семья её воспитала надлежащим образом, что неплохой человек пришёл в дом жениха. С мифологической точки зрения такой обряд можно воспринимать как освоение невестой нового для неё пространства. В этом контексте интересно то, что в свадебном фольклоре обычные вещи в хате жениха считаются худшими за те, что привезла невеста. Существует много прибауток, в которых предлагается вещами невесты заменить то, что уже устоялось и приелось домочадцам. Дарение жениху или представителям его рода допускается и в виде денег, обуви, но предпочтение в большинстве случаев отдаётся текстилю.
Изделия из текстиля фигурировали и в качестве подарков, которыми невесту одаривала её родня.
Очередную функцию, связанную с текстилем, можно отнести к апотропейным. Например, кожух, который одевают наизнанку во время встречи жениха, означает воплощение богатства будущей семейной паре. Иногда кожух стелют молодым под ноги.
Следующая функция - продуцирующая. Она заключается в том, что с помощью использования материальных атрибутов участники свадьбы стремятся обеспечить в первую очередь молодой семье, а также и всему роду успех и в рождении детей, и в плодородии нивы, и в содержании животных. Здесь снова-таки используется кожух, а также хлебная дежка и иные атрибуты, связанные с выпечкой хлеба. Например, в деревне Стаи существовал обычай стучать хлебной лопатой в потолок после того, как на ней приносили свадебный каравай. Три раза стучат, чтобы младшая сестра невесты вышла замуж через три года. Тоже делалось и у жениха. Если он один у матери, то только раз стучат. А если есть у него братья и сёстры, то стучат больше.
Таким образом, один и тот же атрибут в разных обрядовых ситуациях исполняет разные функции и даже несколько их в одной и той ситуации. Каждый предмет связан с целым комплексом значений, идей, представлений. Это всё и образует предметный код традиционной свадьбы, который в совокупности с другими кодами составляет комплекс традиционного обряда.
Записано в 2014 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |