Родился в 1959 году в деревне Козлы Лепельского района. Работает у частников на разных работах. Живёт в Козлах.
Вроде бы и совсем мало времени прошло со времени основания языческого капища на Лепельщине, а уже мало кто и вспомнит, когда это было и как происходило. Вот я и расскажу про то событие, чтобы зафиксировать его в истории навечно.
В 2012 году рада круга языческий традиций держала совет. Где поставить Перуна? На его родной Перуновой горе или немного в отдалении от неё - возле камня-следовика? На горе идол будет виден издалека, но она распахивается, и нужно выпрашивать особое разрешение у директора сельхозпредприятия «Лепельское». Возле Следовика божество скроется в кустах, зато будет на часто посещаемом месте…
Перун - в языческой мифологии бог грома и молнии, громовержец. Создать деревянного идола у хозяина агроусадьбы «Полсвиж» Василя Шкиндера возникла идея перед организованным им в прошлом августе художественно-ремесленным фестом - удобный случай использовать искусство лепельских резчиков по дереву. Нашел он бревно, привез во двор агроусадьбы и в программу феста включил вырезание Перуна. За режущий инструмент охотно взялись мастера Иван Будич, Игорь Будревич, Денис Демко.
Временно идола установили во дворе агроусадьбы. Потом Василь вырезал в комле отверстие, залил в него бетонный столб, чтобы не гнило основание, и на своем тракторе привез божество к камню-следовику и Перуновой горе.
Вот тут и зачесала затылки Рада круга языческих традиций. Вон она, Перунова гора.
С Оршанки и окрестных полей Громовержец будет отлично смотреться. Но гора превращена в поле. Испрашивать разрешения ее использовать нет времени. Да и сельскохозяйственной технике будет мешать наш болван. Это для нас он кумир, а для того же тракториста - не более, как длинный пень…
А Следовик прямо под ногами. Но в кустах и с поля практически не виден. Вот только во время таяния снега он долгое время «плавает» в озере талой воды… Но в пяти метрах есть уютная сухая поляна, где неоязычники проводят древний народный обряд «Гуканне вясны». Там место Перуну! Только не в центре поляны (это место ритуального костра), а на краю.
И застучал топор… И врезалась в землю лопата…
Лишнюю лозу вырубить не проблема. Сложно сплетенные в сеть корневища преодолеть. Однако не столько трудностей, связанных с реализацией мечты, оставили позади. Вот уже и мягкий грунт пошел. Но раскапывать широкую яму нельзя - держаться идол не будет. Углубление должно быть по размеру бетонного пасынка, вставленного в сердцевину заготовки, то бишь самого божества. В таком случае землю лопатой не вытянуть. И это предусмотрел Василь - приволок специальное приспособление для выемки грунта из узких отверстий в земле.
Василев трактор все умеет. Каким-то краном с навески подцепляет Перуна, и вот он уже движется в направлении своего будущего места жительства.
Однако ж не так-то легко пасынок истукана в узкую яму вставить - потихоньку, по доскам, направляя руками. Поднатужиться приходится.
Попотели. Покряхтели. И Громовержца водрузили. Немного камней в яму, и не шелохнется идол. Навечно обосновался, вернее - на наш век. Еще над ним крышу из досок и бересты соорудим, чтобы дождь не гноил плоть деревянную.
Дело сделано. Теперь будет постоянное место для проведения древних обрядов.
А сейчас огню побольше, Перун его любит. Да и замочку приготовить нужно - чай на травах полевых да целебных, как делали наши прапрапрапрапра…дедушки и такого же возраста пра…бабушки.
Уже после, когда дело было сделано, организаторы капища порассуждали между собой и пришли к заключению, что всё-таки неправильно выбрали место для капища и стода Перуна. Оно, конечно, удобное - уютная поляна в кустах, часто посещаемый почитателями камень-следовик рядом. Однако, дело в том, что совмещены два места поклонения древним богам разных религиозных эпох. Камень-следовик в глубокой древности и пространство вокруг него представляли святилище, где первобытные люди поклонялись явлениям природы - тогда ещё не было богов. Они появились значительно позже, и места поклонения им с установленными стодами стали называться капищами. Получилось примерно так, как если бы стена в стену построили костёл и церковь, синагогу и мечеть. Так что, лучше было бы испросить у директора сельхозпредприятия «Лепельское» разрешение поставить Перуна на вершине Перуновой горы. Отвёл же директор совхоза «Волосовичи» Николай Савченко гребень полевой возвышенности возле Двор-Торонковичей для возрождения средневекового погоста.
В целом же, если отбросить мало кому понятные нюансы, получилось неплохо. Капище прижилось. На него приходят местные краеведы проводить народный обряд «Гуканне вясны», посещают почитатели Следовика, заезжают туристы, специально ищут любопытные обыватели, чтобы посмотреть на невидаль.
И Перунова гора рядом - Перун смотрит на неё дённо и нощно.
Записано в 2015 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Идолов в жизни и так встречается много..........