Сведения о респонденте смотреть здесь.
Шуневич Иосиф Антонович служил в царской гвардии. Участвовал в двух штыковых атаках. В последней был ранен в ногу. Лечился в госпитале Санкт-Петербурга, где ему пробовали ампутировать конечность.
- Лучше умру, - сказал воин. – Без ноги жить не хочу.
Обошлось. Ногу вылечили, и ампутировать не пришлось.
Домой возвратился с двумя Гергиевскими Крестами и золотым червонцем. Награды давали право на пожизненную пенсию.
За привезённые деньги купил коня, две коровы и несколько телят. С помощью братьев разработал подсеку и с братом Адолькой построил большую крестьянскую хату на две семьи. Вокруг хозяйственных построек развели сорок пчелиных семей.
Во время коллективизации, понимая, что творится вокруг, Юзик Шуневич сдал в коммуну всю скотину и землю, а сам пошёл работать лесником в заповедник, где был хотя и небольшой заработок, но стабильный.
В период репрессий беда сильно не прошлась по семьям лесников. Кляузы на них колхозные активисты не писали - были запуганы кем-то из начальников заповедника, что немедленно сами получат пулю.
В войну Шуневич Юзик и Леванович Стась были основными поставщиками партизанам лыж и деревянных запчастей для ремонта оружия. В начале июня 1944 года оккупанты разоблачили и арестовали обоих сельчан, а также престарелых родителей Стася. На расстрел всех привезли в Барсуки. Немецкий офицер остановил автомашину и приказал арестованным слезать. Перед их расстрелом каратели обыскали обречённых и нашли два Георгиевских креста в кармане Юзика Шуневича. Он настолько дорожил царскими наградами, что взял их с собой, зная о неминучей смерти.
- О, герой, герой! – сказал немецкий офицер, положив кресты в свой карман.
Затем приказал арестантам вновь залезать в грузовик. Остановил только Стася Левановича, проходившего по одному делу с Юзиком Шуневичем. Несколько солдат повели хромого человека за деревню, где и свершили своё чёрное дело. Остальных арестованных, которых спасли от расстрела награды Юзика Шуневича, погнали на Запад. При налёте русской авиации на временный лагерь колонны возле Глубокого, Юзику удалось сбежать. Старики Левановичи возвратились из Германии лишь через год, уже после войны.
Дед Юзик отработал в Березинском заповеднике лесником почти до 80-летнего возраста, ежедневно совершая 20-30-километровые обходы. Умер в 96 лет.
История про реакцию немецкого офицера на Георгиевские кресты Юзика Шуневича стала известна, благодаря сельчанке Юзефе Гумовской. Эпизод тот происходил на её глазах. Она неустанно пересказывала его сельчанам. Умерла баба Юзефа в 1951 году.
В год её смерти мне было 11 лет, и я хорошо запомнил неоднократно повторяющийся рассказ бабы Юзи. А ещё очевидцами истории с крестами были Левановичи, о чём они рассказали после возвращения с принудительных работ в Германии.
Записано в 2017 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Случай с Юзиком и Стасем поучительный. Оба занимались не угодным делом, чреватым накозанию, как со стороны партизан, так и со стороны немцев. в зависимости от того на кого работали. Допустим, на немцев - погибли бы оба, а кресты только бы усугубили преступление (царские награды, не красные) второй случай кресты спасли Юзика, озвучил автор- Анатолий Шуневич. Дед-всевед.
Случай действительно поучительный. Он учит тому,что при любой власти нужно любить свою Родину. И сражаться за неё всеми доступными средствами и способами.А не быть вражеским холуём. Кстати,прославление вражеских холуёв и подпевание их защитникам,поступок не менее омерзительный,чем само предательство!
По вашему понятию родина и власть близнецы братья , как Ленин и партия у Маяковского. Но если Ленин создал партию, то власть была установлена людьми с ружьём. Отсюда родина и власть не идентичны. За родину нужно сражаться, за власть – отнюдь, она должна заработать того сама.
И дальше о прославление вражеских холуёв, предателей и их подпевал. Как это вы легко определили кто друг, кто враг? Только нет фамилий клейма ставить. Дед-всев
Как вы уже задрали этими своими примитивными и притянутыми за уши аналогиями и выводами! Где я утверждал,что "родина и власть близнецы братья"? Когда? Читай внимательно-я написал,что "...при любой власти нужно любить свою Родину"! В этом моём утвержении они строго разделены! Ах,Вам бы так хотелось,чтоб я так сказал,как Вам удобно!? Тогда легче и логичней остальную херню городить! Сам же вспомнил Маяковского,сам же упомянул Ленина и партию и САМ ЖЕ сделал выводы которые опровергают то,чего я и не говорил. И самое главное.Друзей и врагов определил не я. Это сделали задолго до моего рождения на Нюрнбергском процессе! И на аналогичных процессах у нас в СССР. Помните,кого на них судили? Как раз тех,кто посчитал что Родина и власть - не одно и тоже. Тех,кто вместе с фашистами боролся с этой властью.Нехорошей была власть,а они ловили и вешали коммунистов,партизан и евреев. По итогам этих процессов перевешали уже их самих. Некоторые историки утверждают,что не всех...
СМК, если для вас Ленин и партия – близнецы братья, как вы пишите, примитивы и надоели вам, то оставим их в покое и перейдём к вашему изречению : “При любой власти нужно любить свою Родину” и продолжаете писать дальше - что они (власть и родина) у вас лично строго разделены. Пусть будет так, хочу люблю власть , хочу не люблю, дело ваше. А дальше со слов “Ах, Вам бы так”... до слов “И самое главное”.. . ( хреновина какая-то Вами написано, в огороде бузина, а у бани дядя - мной добавлено)
Друзей и врагов определили не Вы, а Нюрнбергский и Советские процессы судили тех, которые считали, что родина и власть не одно и тоже. На Нюрнбергском не знаю, не читал, а на Советских точно “врагов народа” в это понятие входило, и власть, и родина, и мысли, и доносы, и признание под пытками. Благо судья были кто? Концовку не понял.
PS. С чем связано, не знаю, но Вы всегда даете только отзывы, как бы присматриваетесь, на кого наброситься. Завяжите когда небудь тему, чтобы посмотреть чем Вы дышите.С уважением. Дед-всевед