22 дек 2017 в 12:32 — 7 лет назад

БУКОВИНА. Опрометчивое вторжение беларуса в трудную жизнь гуцулов (3)

Тема: Блукач в тридевятом княжестве     Сегодня: 1, за неделю: 1, всего: 1819

Продолжение. Начало смотреть здесь, предыдущую часть - здесь.

 Пью чай и рассуждаю: а зачем вообще ехать Олегу открывать эко-курорт? Мне и у гуцулов неплохо. А в трейлере всё греть с нуля надо.

И тут звонит Олег:

 - А може залишитеся до кінця у Буздуга? Снігу стільки нападало, що завтра не проб´юся. Я з ними домовлюся. А вам влітку бонус буде - добу безкоштовного проживання.

 Я сразу согласился. Не из-за бонуса – в одно и то место дважды никогда не езжу. Просто, мне понравилось у гуцулов: тепло, уютно, сытно.

 Было, уже задремал, когда Михалина позвала ужинать. У меня ещё обед толком не усвоился, а нужно ещё гору всякой всячины съедать.

 - Гэта банаш? – спрашиваю у Михалины.

 - Ні, це мамалига, - отвечает гуцулка.

 От парного молока отказываюсь – боюсь поноса. А вот брынзу, кажется, ел бы и ел – никогда ещё не имел удовольствия в такой степени отъедаться солёным овечьим сыром.

 Много рассказывали гуцулы о жизни горцев. Но о том в следующей главе. А теперь не грех поваляться в поднимающемся тепле и мягких пушистых покрывалах, пока Михалина постель подаст.

 Завтра пойду в горный лес жарить сало. Исключительно ради экзотики, поскольку еды и без него море. А что буду делать послезавтра? По прежней практике знаю: так убью ноги, что больше в горный лес не захочу. Не май ведь месяц на улице. Наверное, две ночи переночую здесь, а на третью всё же уеду в цивилизацию. Утром скажу о том гуцулам.

 Спалось хорошо. Утром выглянул в окно. Сквозь ночную темень видны были снежные хлопья, падающие с безветренного неба. Как хорошо, что никуда не нужно спешить. Пусть развиднеется, тогда и в путь двину. Далеко не пойду – поброжу по заснеженному горному лесу, пожарю сало на костре. Уж как-нибудь одолею его после поистине богатырского угощения гуцулов.

 Нежусь в тёплой постели. Заняться нечем – газеты читаю. Компьютер стоит в моей комнате, но интернет-связь гуцул Миша пока не наладил. Лишь песни слушаю. Телевизор имеется в кухне, где живут сами хозяева. Антенна – спутниковая.

 Вчера Миша удивил вопросом:

 - А що за канал такий "БелСат"?

 Постарался объяснить ему популярно:

 - Гэта апазіцыйны тэлеканал. Транслюецца з Польшчы.

 - А чим він відрізняється від інших білоруських каналів?

 - Іншыя каналы – дзяржаўныя. Паказваюць, як мы добра жывём. А “БелСат” інфармуе, як дрэнна жывём. Ён – беларускамоўны, а астатнія – рускамоўныя.

 Гробище – горное село с населением в три сотни человек. Растянулось, как и все селения горцев, на километры, по принципу хуторов. Как гора – так несколько дворов. На горе Буздугов четыре хозяина: Буздуги, подобная им другая семья горцев, старая баба, ввиду преклонного возраста отказавшаяся от ведения хозяйства, и эко-курорт «Над Карпатами» Олега, который сам живёт в райцентре Путиле.

 Живут в Гробище исключительно гуцулы, поскольку нет охочих переселяться в горы из других регионов. Олег под курорт выкупил участок у бабы, которую дети забрали к себе в цивилизацию. Летом к нему приезжают отдыхающие, а вот зимой я один такой дурак нашёлся.

 Никакой общественный транспорт по горам не ходит. Олег бросает свой джип где-то возле магазина и идёт пешком. А вот в засушливое лето вездеход может на самую гору заехать.

 Я преодолел из Дихтинца до Гробища 10 километров. Если бы доехал до Путилы – идти пришлось бы 6 км. Но они дались бы труднее, поскольку на пути много потоков, в которые нужно спускаться и круто карабкаться наверх. А так я лишь постепенно набирал высоту.

 Миша Буздуга родился на своей горе на высоте 824 метра над уровнем моря (наивысшая точка Лепельщины - 279 метров - находится возле Григоровичей). Вырос Миша и продолжил крестьянское дело предков…

 В дверь постучали. Михалина принесла чай и два больших бутерброда: с колбасой и сыром. Под главными компонентами булка была намазана маслом. «Ништяк завтрак», подумал я.

 - Це перекуска перед сніданком, - пояснила гуцулка. - Щоб їсти не хотіли, поки ми будемо по господарству управлятися.

 За мной ухаживают, как за дорогим гостем. Будто нахожусь на курорте по принципу «всё включено».

 Когда Михалина позвала завтракать, я зашёл на кухню и остолбенел: меня ожидала гора гречки с мясом и четырьмя котлетами. А Михалина уже ставит на стол яичницу из четырёх яиц.

 - Не знаю, чи любите яйця. Приготувала на всякий випадок.

 - Я падабаю ўсё, - отвечаю. – Аднак жа не ў такой колькасці. Хапіла б адной стравы: дзвюх катлет ці двух яек.

 - У ліс же підете. Там зголодніли.

 И тут я сказал, что мне будет достаточно и одного дня. Завтра утром пойду на трассу. На что Миша ответил:

 - Післязавтра я буду зайнятий. А завтра відвезу вас в Дихтинець.

 Я был несказанно обрадован – не нужно будет тащиться 10 километров пешком.

 За завтраком много разговаривали. Гуцулы внимательно слушали меня, а я – их. Всё было интересно. Ну, например то, что Буздуги официально не работают - Михалина растила пятерых детей, Миша ходил на лесоповал, пока его не прикрыли. Теперь лишь своим хозяйством занимаются. Производства никакого поблизости нет, а в Путилу через потоки не находишься. А как же пенсия? Она далеко – Миша 1970-го, Михалина 1975 года рождения. Да и стажу на минимальную помощь по старости наберётся.

 Кормом скотину обеспечивает гора. Животные пасутся самопасом. Трава на сено растёт хорошо. Случаев воровства поголовья не наблюдалось. Вот только волк однажды унёс овцу. Лисы не позволяют кур развести – крадут. Медведи не беспокоят.

 - А навошта вам тры сабакi?

 - Кожен свій кут стереже, - пояснил Миша. - З якого боку не з´явився чотириногого злодій - буде помічений і облаяв.

 - А чатыры кані навошта?

 - Трьом дорослим роботи вистачає, а четвертого, молодого, на заміну тримаємо.

 - У вас гэтулькі сельгаспрадукцыі атрымліваецца. Дзе збываеце?

 - Самі вживаємо. Тут у кожного своє є, а на базар в Путилу возити неможливо - потоки не дозволяють.

 - Да крамы ад вас 1700 метраў. Аднак і хлеба таго не захочаш, пакуль паток пераадолееш.

 - Саме з цієї причини ми хліб самі печемо.

 …Лес мне нужен лишь для коллекции – мол, сало жарил в карпатской чащобе. Поэтому далеко идти не собирался. Достаточно зарослей рядом, в потоке. Тем более что снег валит хлопьями, даль спряталась в белесой дымке.

 Все горы по периметру основательно огорожены прочным забором, чтобы скотина не разбредалась по Карпатам.

 Тропка знакомая – вчера по ней шёл.

 Сейчас поток будет. Только в первую очередь нужно штатив смастерить, чтобы самого себя фотографировать.

 Проверить в действии приспособление нужно. Кажись, нормально.

Если со стороны посмотреть на меня, трудно не согласиться, что умный в горы не пойдёт…

 Даже жалко себя становится, когда просматриваю очередной отснятый кадр.

 Долго ли, коротко ли шёл, но лес закончился.

 А полонина мне ни к чему – там снежные хлопья лапками не сдерживаются, прямой наводкой на голову садятся. Буду заглубляться в чащу.

 Но и по еловым зарослям долго идти не пришлось – на пути встал поток с крутыми берегами.

 Смысла нет карабкаться – лес везде одинаков. А здесь и куча хвороста в сугробе просматривается, и дерево будто специально для сиденья повалилось.

 Процесс пошёл.

 Кто в Карпатах сало жарил? Я в Карпатах сало жарил. Вот ради такого воспоминания и стоило топать десяток километров, мокнуть под мокрым снегом, потеть при восхождении на кручу потока.

 Трудно заблудиться в небольшой карпатской пуще. Но я умудрился сделать это. Пошёл напрямую, чтобы путь срезать, и упёрся в слияние двух потоков. А берега такие, что и думать нечего переправиться на ту сторону.

 Пришлось по старым следам возвращаться обратно.

 Ну, вот и поток мой показался.

 Эх, мозги мои куриные! Вчера здесь шёл, пару часов назад шёл, а кладку-то и не приметил. Вброд преодолевал поток. Наверное, потому что брёвна над ним в сугробе замаскировались.

 Вот и возвратился на хуторскую гору.

 Вот и мой несостоявшийся курорт в одиночестве прозябает.

 Вот и усадьба гуцулов Буздугов.

 Оглядываюсь, чтобы навсегда запечатлеть в памяти чащу, в которой провёл несколько часов. Даже не верится, что всё то, что прошёл и где плутал, вмещается вот в этом небольшом лесном массивчике.

 У Буздугов – гости. Под конец воскресенья пришли 11-класники: сын Миша и его двоюродный брат Ильюша Тониевич, племянник Михалины. Миша живёт у сестры матери на окраине Путилы, в четырёх километрах отсюда. Вместе ходят в школу.

 Познакомились. Продвинутая молодёжь. Мне такие приборы интернетной связи в горах показали, которые я не видывал. Ради собственного интереса сообщил им, что в Беларуси полный пакет со смартфона (400 минут разговора в любые сети и интернет) стоит в месяц 16 беларусских рублей (восемь долларов). Они опешили. А от их ответа опешил я. В Украине то же самое оценивается в 70 гривен, что соответствует пяти нашим рублям или двум с половиной зелёных. Удивлённый такой цифирью, Ильюша привёл ещё одно сравнение:

 - Був в Італії. Там все це оцінюється в 10 євро.

 Пример для меня ценен, поскольку до сего момента считал стоимость разговоров и пользование интернетом со смартфона в Беларуси самой дорогой в мире. Хотя, возможно, так оно и есть, если сопоставить наши и итальянские зарплаты.

 - А як вы ішлі па снезе ды патокі пераадольвалі?

 - Не вперше. Ось тільки в такий туман потрапили, що просуватися доводилося навмання.

 И Миша показал смартфоновские фотоснимки тумана. В серой мгле еле просматриваются близкие кусты и деревья.

 Только сейчас признался Буздугам, что буду описывать свою жизнь у них в своём блоге. Предложил сфотографироваться для того. Согласились вместе со мной.

 Потом Михалина обкормила меня, следом накормила мальцев. Собрала им рюкзак, дала денег, и они двинули в надвигающуюся ночь.

 - Як жа ў цемры заснежаную дарогу вызначаць будзеце?

 - Смартфонами світити будемо.

 С ними у тётки живёт ещё пятиклассник Буздуга. Сегодня испугался снега и не пришёл. Остальные дети многодетного семейства уже взрослые. Одна дочка замужем в Турции. Перетянула туда сестру работать. Третья сестра работает в Израиле. Понятное дело, что перетянут за бугор и братьев. Вряд ли они останутся в гуцульском «раю» с его невообразимыми красотами.

 За время таскания по снегопаду и сугробам, у меня вся одежда промокла. Для просушки со всех сторон облепил мокрыми шмотками голландку, которую Миша-старший предусмотрительно протопил загодя.

 Набрал у гуцулов газет на украинском языке и под музыку компьютера взялся коротать вечер за чтением.

Окончание смотреть здесь.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ