24 фев 2018 в 07:58 — 7 лет назад

БРОНЕВИК НА ГЛАВНОЙ ДОРОГЕ. Шуневич Анатолий

Тема: Генацыд на Лепельшчыне     Сегодня: 1, за неделю: 2, всего: 1298

Сведения о респонденте смотреть здесь.

 Шоссе Минск – Витебск построили в 30-е годы прошлого столетия. До того Лепель со столицей связывал лишь Борисовский большак. По нему надо было сначала добраться до Борисова, а уж потом поворотить на Минск. С появлением мощёной дороги она стала главным связующим звеном Лепельщины с центром и югом Беларуси, а также Украиной. По праву шоссе с момента своего рождения считается главной дорогой Лепельского края.

 Отступая в самом начале войны, Красная армия сожгла мосты над реками, которые пересекала главная дорога, дабы замедлить стремительное продвижение гитлеровских войск. Замысел удался. Войдя в Бегомль, наступающие вражеские танки были вынуждены уйти с трассы налево, чтобы преодолеть реку Березину в районе местечка Березино и войти в Лепель со стороны Пышно. Всю войну участок Минского шоссе между городом и Березиной оккупационными войсками эксплуатировался лишь для местного сообщения.

 Где-то осенью 1941 года ехал по главной дороге немецкий броневик. Между довоенным хутором Павлово и речкой Тягбица бронемашина неожиданно испортилась. Водитель съехал на обочину. Охранять технику экипаж оставил старого немца с допотопной винтовкой, а сам направился в Лепель за технической помощью. Про партизан тогда ещё не слыхивали, потому забирать броневик командование гарнизона не спешило.

 Жители ближайшей деревни Барсуки, образованной из окрестных разрушенных хуторов, познакомились с охранником и даже подружились. Старый вояка проклинал войну и Гитлера, её развязавшего. Дошло до того, что женщины и дети носили охраннику военного имущества поесть, чтобы тот не пух с голода в ожидании продуктовой поставки от соотечественников.

 Тем временем на острове в Домжерицком болоте московский диверсант Григорий Линьков (Батя) уже сколачивал первый на Лепельщине партизанский отряд. До испорченного броневика от занятой партизанами болотной возвышенности было всего лишь километра четыре. Прослышали начинающие лесные воины про боевой объект на мощёнке и пришли разбираться. Собственно говоря, и разбираться-то не было в чём – картина сразу стала ясна. Да и первое действие подсказывала сама обстановка – фрица пустить в расход, а броневик разграбить. С этого и начали.

 К счастью оккупанта в момент подхода партизан с ним общались барсуковские бабы. Видя, что понравленному ими миролюбивому стражу приходит конец, они горой встали на его защиту. И не просто стали просить помиловать бедолагу, а коршунами набросились на лесных пришельцев:

 - Вы что хотите, чтобы немцы сожгли деревню вместе с нами за ваше зверство? Не трогайте фашиста. Он стар и немощен. Отпустите немедленно.

 На удивление Батя согласился с доводами женщин и сказал пленному убираться с глаз. Отогнал его защитниц и приказал партизанам обыскать и взорвать бронемашину.

 Всё, что могло пригодиться в лесном хозяйстве, вытащили на шоссе, а в люк бросили гранату. Взрыв сбросил башню на обочину. Грозная боевая машина превратилась в кучу металлолома.

 Видимо, отпущенный охранник успешно добрался до гарнизонного начальства и рассказал, что сталось с машиной, и почему он остался жив. Позже приезжавшие в Барсуки оккупанты за взорванную бронемашину барсуковцам не мстили.

 Тащить броневик на ремонт не было смысла, и он простоял на шоссе всю войну. После изгнания оккупантов, когда экономика района начала вставать на ноги, приехали сварщики и разрезали железную махину на транспортируемые куски. Броневик пошёл на изготовление себе подобных, а может и на нужды народного хозяйства.

 Теперь на том месте, где стоял немецкий броневик, стелется ровный асфальт.

Записано в 2018 году.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ