Автор представляет ранее известный на Лепельщине род Мательских из деревни Стайчевка, на месте которой остался лишь памятник расстрелянным в войну жителям.
Здравствуйте, Блукач! Леонид дал мне этот мэйл. Прошу переслать текст, который будет ниже, Бочкаревой Ольге в Уфу с адресом моей почты. Не возражаю, если текст будет приколот к теме 547 «Разыскиваются Мательские». С уважением: Виктор Мательский.
Спасибо тем, благодаря кому смог ознакомиться с действиями Ольги Бочарёвой (Мательской) из Уфы в поисках ветвей рода Мательских. Кстати, только после публикации воспоминаний Ольги в Блоге Валадара Шушкевича, раскопал, что она - моя троюродная сестра.
Знакомые места, знакомые фамилии и, предположительно, люди, о которых слышал от старшего поколения. Попробую изложить известную мне версию кочевой жизни рода Мательских.
В начале ХХ века в Стайчевке проживало несколько семей Мательских. Сколько их всего было и насколько близкими родственниками они являлись – мне неизвестно. Однако по рассказам были родственниками. В те времена семьи были большими, дети подрастали и, как и теперь, частенько переезжали в новые места. Ближе к 30-м и позже появились новые мотивы отъезда из родных мест. По свидетельствам старшего поколения кто-то уехал в Пятигорск, кто-то в Самарканд, Подмосковье, теперь в этот перечень можно добавить Уфу.
Станислав Онуфриевич Мательский году этак в 1891-м бракосочетался в Холопеничском костеле с Юлией Феликсовной Марцинкевич. У них родилось десять детей. Двое младших умерли в Первую мировую от тифа. Одного из сыновей назвали Станиславом. В начале 1920-го двое старших сыновей со своими семьями уже строили свою жизнь. Остальные жили с отцом. Во второй половине 20-х глава семейства умер. Не очень верится, чтобы он накопил богатств помимо каких-то стартовых средств детям на начало самостоятельной жизни, и чтобы было что раскулачивать.
После смерти отца дети из Стайчевки разъезжаются (время не знаю - предположительно совпадает с началом коллективизации).
В 1943 году оккупанты убивают всех жителей деревни. Невероятно: два пьяных мотоциклиста случайно зарываются в Стайчевку (целенаправленно пробирались в Вололтовки, но партизаны предусмотрительно сожгли мост через Эсу), и нет деревни.
Новое поколение в середине 30-х рождается не в Стайчевке. В заметках про Станислава Станиславовича могу сказать лишь коротко: место жительства Урал, погиб на фронте.
С Уфой так же связана судьба старшего брата Станислава Станиславовича. Он был репрессирован, как "враг народа" помещен в ГУЛАГ, в январе 1943-го освобожден и направлен на постоянное место жительства в тогда еще поселок Шакша Уфимского района, где умер в 1944-м почти перед самым наступлением Красной Армии в Беларуси.
Еще один брат прожил жизнь недалеко от Борисова. Двое были расстреляны в 38-м.
Жена Станислава, Юлия Феликсовна, родилась в деревне Адамовка, что недалеко от Стайчевки. Ее отец был из того меньшинства стародавней шляхты, которое прошло рогатки "разборов" и было причислено к дворянскому роду Марцинкевичей герба "Лебедь" Борисовского уезда Минской губернии.
Особым богатством Марцинкевичи не отличались: фабрик, заводов, газет, пароходов не держали, имели лишь 20 десятин земли и сословие, что, по рассказам, позволило мужской части при царе получить неплохое образование.
С приходом советской власти дворянство стало клеймом, опасным для жизни. Марцинкевичи в 1928-м продали землю и выехали из Адамовки подальше от дворянского прошлого. Младшее поколение тут, в Беларуси, знало про них лишь то, что подались куда-то на Урал.
Так же хочу добавить, что одна из сестер Станислава Станиславовича бракосочеталась с Геронимом Ковалевским. До войны молодая семья проживала в Борисове с матерью-тёщей Юлией Феликсовной.
В семейном архиве сохранилась фотография с надписью на обратной стороне: "На добрую и долгую память от Стася с Гелей с детками. 23/8/36г.»
Написано в 2018 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Электронны допіс: