22 мар 2018 в 08:43 — 7 лет назад

606. ГРОБ НА ШКОЛЬНОМ ДВОРЕ. Машара Александр

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 4, всего: 1726

 Родился в 1952 году в Лепеле. Работал на Лепельском опытно-экспериментальном заводе шестерён электромехаником контрольно-измерительных приборов. Умер.

 

  Давно перестало быть секретом немецкое кладбище за первой городской школой. Все лепельцы, от мала до велика, знают, что универмаг стоит на костях. Каждый слышал короткий рассказ, как при закладке нулевого цикла главного магазина Лепельщины откапывали скелеты, а ученики черепами в футбол играли. Не могу сказать, пресекали ли их действия учителя. Скорее всего, нет, поскольку останки были вражьими, а потому и не должны были почитаться.

 Родился я в шлакобетонном доме по Чапаева, ближе к перпендикулярной улице Будённого. Средняя школа №1 находилась близко, по Советской, и я, естественно, в первый класс пошёл в неё.

 Не помню, чтобы учителя рассказывали историю здания школы, однако все ученики знали, что оно довоенное. В войну служило госпиталем для оккупационных войск. На задворках образовалось кладбище умерших от ран вражеских солдат. К одному месту там хоронили и привезённые с поля боя трупы. Однако места захоронения мы не наблюдали. К моменту моего прихода в первый класс, а это было в 1959 году, кладбище было под школьным огородом, на котором ученики выращивали овощи. Для чего, не знаю, поскольку школьников тогда не кормили, а только поили чаем на большой перемене. Возможно, огородная продукция шла в меню для сельских учеников, которые ввиду далёкого проживания вынуждены были селиться в школьном общежитии.

 Огород занимал узкую полоску земли между зданием школы и торговым рядом деревянных магазинчиков на Базарной площади. Находиться там всегда было интересно, даже уютно, и мы любили уроки труда, на которых нас учили возделывать овощные культуры. С неохотой приходили ухаживать за грядками летом, поскольку в каникулы посещать школу не хотелось. Однако этого требовала обязательная трудовая практика, которой нагружали всех учащихся. Являлись отрабатывать практику унылые, однако с первых минут коллективный труд среди растущей зелени приводил настроение в надлежащее состояние.

 Кажется, был в пятом классе, когда повела нас учительница ставить парник на краю огорода. Хотя такого слова мы тогда даже не знали. Говорили: теплица. Однако и теплицей назвать то сооружение можно было если только с большой натяжкой. Чтобы защитить теплолюбивые культуры от весеннего холода, по периметру воображаемой теплицы вкапывали деревянные столбы, а к ним прибивали разнокалиберные доски, стараясь не допускать большие щели. Образованные стены защищали неокрепшие ростки от ветра. Полиэтилена тогда не было и в помине, поэтому верх оставляли открытым, поскольку созданная непрозрачной крышей темень не позволяла бы растениям развиваться.

 Неожиданно лопата одного из учеников наткнулась на твёрдый предмет. Раскопали ямку пошире. Плашмя лежала старая доска. Сделали раскоп ещё шире. Увидели перпендикулярно прибитую к доске вторую, уходящую в землю. Ещё копнули и поняли, что наткнулись на гроб. Сразу догадались, что он немецкий, ведь про кладбище времён войны знали. Вспомнили принесённую кем-то в класс старую фотографию госпитального захоронения. На ней ровные ряды могильных холмиков вершили аккуратно выструганные деревянные кресты. На прикреплённой к каждому табличке расплывались по причине некачественной фотопечати цифры и латинские буквы. По-видимому, написаны были имена и годы жизни погибших оккупантов.

 Под крышкой гроба оказались череп, сопревшая, но целая одежда, кости и крестик. Я собирал монеты, поэтому по общему согласию находку отдали мне. Была она без цепочки, потому конкретно амулетом назвать крестик нельзя. Скорее всего он представлял наградной значок или часть медали, возможно - ордена. Куда раритет подевался, ума не приложу.

 Откопанный гроб показался настолько обыденным делом, что даже мысли не было вызвать какие-то органы, службы. Водворили крышку на место и закопали. Ямку под столбик выкопали рядом.

 Теперь вспоминаю, в каком месте был откопан гроб. Несомненно, теплицей мы расширяли огород, поскольку почва была неурожайная песчаная, потому сверху на неё носили чернозём. Происходило действо примерно там, где сейчас задний двор универмага. До расширения земельного участка на том месте находился школьный тир. В отдалении располагались мишени. Стреляли в них из мелкокалиберной винтовки со стороны улицы Будённого. Признаки кладбища уже отсутствовали, площадка была хорошо выровнена.

 Последнее время начал задумываться над тем, как немцы бережно относились к погибшим собратьям. В трудное военное время каждому сколачивали гроб, крест, писали эпитафию. Наших, конечно, не виню, нужно было идти вперёд и вперёд, поэтому некогда было думать о мертвецах. Хорошо, что хоть в яму их закапывали да ставили какой-нибудь крестик. Была война. Хотя, и у немцев она была…

Записано в 2015 году.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





22 мар 2018 в 10:28 — 7 лет назад

А мог быть это не крестик, а половинка немецкого жетона? Насколько слышал у немцев жетон был из двух половинок: при погребении половинка с покойным хоронилась, вторая половинка оставалась "в личном деле". Выглядели так:



23 мар 2018 в 14:54 — 7 лет назад

Как давно это было,стоял, жаркий летний день 1941 года. Память моя унесла меня в то далёкое время на освящние немецкого кладбища. у русской школы по ул. Советской, Пролетарской ( Донукалова), Будённого. Ход в школу был с ул. Советской, а на кладбище с ул Будённого. Площадь кладбища была огорожена, посредине стоял высокий не крашенный тёсаный крест. Могилы должны были расходиться от него радиально. Так и было потом. На входе стояла широкая и высокая брама из расчёта захода машины.. Освящали кладбище до захоронений.. Освящал кладбище католический пастыр, начиная с центра и по периметру. Это была целая процессия из немцев при форме и местных людей Никто никого не загонял и никто никого не выгонял.. В послетствии при похоронах к крестам были прибиты половинки жетонов,. вторую половинку, говорили, что отправляли родным Помню, что когда приходила колонна, то немчуру ходила на кладбище,читала жетоны в поисках знакомых. Весной 1944 года здесь уже не было места, стали хоронить в общие могилы справой стороны лесной дороги на озеро с улицы Березинской Н о когда я видел, то был священник. Могила было большая, там уже были и народники. В 2011 году когда я был в Лепеле и мы с Лёнеё Замковским ходили по городу с воспоминаниями, то он мне показывал куда выбрасывали грут под фундамент для Универмага. Угол Петровского кладбища от ул. Березинской., а кости наших осужденных до военных из Сод динамазакапывали под плиты фундамента. 3 школы.

PS При освящении немецкого кладбища Пепельские католики договорились с пастором молиться па воскресеньям в частном доме Нитецкой за вторым мостом Песчанки по левой стороне Пышнянского тракта. Кстати, я там принял первое причастие Дет-всевед..





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ