07 июля 2018 в 19:53 — 7 лет назад

642. О СЕБЕ, СОСЕДЯХ И ОКРЕСТНОСТЯХ. Семенько (Детко) Лидия

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 2, всего: 1563

 Родилась в деревне Глинница Лепельского района в 1949 году. Работала уборщицей в магазине, помощником воспитателя в детском саду. Живёт в Горках.

 Из книги «Память. Лепельский район» знаю, что в середине ХIХ столетия Глинница представляла собой имение Лепельского уезда, собственность Миницких. В 1855 году в имении были три мужские и две женские рабочие души. Хозяин на одного работника-мужчину выделял пять десятин земли. В начале ХХ столетия уже была деревня Глинница Городчевичской волости Лепельского уезда. В 1906-м здесь было шесть дворов, около 50 жителей. На 1997 год Имелось четыре подворья и восемь жителей. Сейчас в четырёх хозяйствах прописано 10 человек. Всего дач, жилых и пустующих хат насчитывается 14.

 Из коренных жителей в Глиннице остались только я, мой сын Александр и его дочь Александра. Но деревня не умерла и делать это не собирается - жизнь ее поддерживают переселенцы и дачники. За мою бытность совсем исчезли только четыре хаты.

 Крайняя хата, кстати - пустая, стоит в сотне метров от железной дороги, но идти на остановочный пункт нужно в Лозовики за два километра - мимо пролетают поезда. Но ничего не изменишь - так было задумано еще в 1925 году при строительстве железной дороги.

 Вторая хата – моя. В 1968 году вышла замуж за жителя соседних Горок Семена, но жить перетянула его в Глинницу. Не в примаки - поселились в хате крестной матери, а уже через три года отпраздновали новоселье в собственном жилье.

 Жили, можно сказать, счастливо, если можно такой считать деревенскую жизнь при коммунизме. Худо-бедно, но троих детей вырастили, перед людьми за них не стыдно. Дочки Таня и Света живут своими семьями соответственно в полоцкой Боровухе и лепельском Губино. А вот 38-летнему сыну Саше, в отличие от меня, в начале жизни не повезло.

 Живет он вместе со мной, оба его дочку-семиклассницу Сашу воспитываем. Мать ее лишили родительских прав за пьянство и разгул, теперь она где-то в Минске обитает.

 На жизнь не жалуемся - зимой улицу от снега чистят, единственного уличного фонаря ночью хватает на всю деревушку, автолавка регулярно дважды в неделю заезжает. Вот только денег не хватает. Я получаю пенсии миллион и еще сто тысяч рублей (127 долларов). Саша ежедневно, без выходных, трижды на протяжении дня ходит на молочно-товарную ферму в Горки запускать и обслуживать доильные и иные механизмы. За это получает полтора миллиона в месяц (174 доллара) - такие зарплаты в ОАО «Лепельагросервис», которому принадлежит ферма.

 Свою малую пенсию объясняю прежними низкооплачиваемыми работами. Была уборщицей в Горецком магазине, помощницей воспитателя в детском садике.

 Весной мою семью постигло большое горе – умерла мама, а следом – мой муж. Обо мне достаточно.

 Мои соседи - 73-летний Федор и 75-летняя Раиса Трубеко. Он родом из близкого отсюда Городенца. В молодости вырвался из колхозного крепостного права. Работал в Коми АССР на буровой установке у геологов. Там женился на чувашке Раисе. Жизнь в суровом краю была тяжёлая, поэтому переехали на её родину в Татарию, но там оказалось хуже, чем у нас. Переехали в Глинницу. Собрали хату из купленной старой. Он пошёл токарем в колхоз, она – кочегаром в военную комендатуру Заслоново. Давно как пенсионеры.

 За Трубеко живёт 51-летний военный пенсионер Олег Носик. Родом из Боровно. Был старшим прапорщиком, инженером группы регламента и ремонта зенитно-ракетного комплекса «Бук». В Заслоново получил квартиру. В 2001 году купил хату под дачу в Глиннице. Сгорела. Через год другую перевез из Михалово на то же место. До сих пор отстраивает. Повторно для дачи выбрал безводную и безлесную Глинницу потому, что люди нравятся. Честные. Ничего со двора или с огорода не возьмут. Живёт с женой Екатериной.

 На горецком краю Глинницы живёт 52-летняя Вера с 53-летним мужем Александром Шарафутдиновым. Он родом из Рязанской области, куда родители переехали из Татарии. Вера – русская. Её родина - город Абай Карагандинской области. Александр приехал туда работать проходчиком в угольной шахте. Вера так же шахтер - маркшейдер. В 2000-м году убежали из Казахстана от безработицы, ограничения потребления электроэнергии, газа. Выбрали Глинницу потому, что позвал его брат, который раньше переехал в Заслоново. Купили здесь хату. А после них и третий брат в военный городок переселился. С Шарафутдиновыми живёт 77-летняя Лидия, мать Веры.

 Напротив – хата сына Шарафутдиновых Сергея. Живёт он с женой Людой. Работают на ферме.

 Баба Валя купила в Глиннице хату и переселилась из Чашник.

 Имеет в Глиннице дачу заслоновец Волчек.

 Самого главного героя деревни Глинницы специально оставила, как говорится, на закуску. Речка Глинница это, бегущая из озера Черцы в Уллу. Правда, она заболочена, глубина по колено, но были ведь времена иные…

 Мой отец Василь Детко сетками столько рыбы налавливал, что колхозная семья никогда не голодала. Разливалась речка в половодье так, что в Горки нельзя было пробраться, пока, как раз в период моего замужества, мелиораторы не обнаружили Глинницу. Половину ее, от Черцев до Глинницы, в канал загнали. Теперь он превратился в заросшую канаву, а ниже хоть и осталась речка, но совсем маловодной стала, только щуки по весне в нее заходят.

 Теперь Глинница ценна лишь своим статусом – река всё-таки. Кто-то считает, что речка дала название деревне, кто-то утверждает, что наоборот. У меня иное мнение.

 Слышала, что пан Глинский здешней землей владел, усадьба его на Замчище, что возле железной дороги, стояла. Но и глины здесь много - может потому деревню и реку Глинницей назвали. Но такое объяснение мне меньше всего нравится – слишком просто. Тем более, что недавно краеведы разыскали на стародавних картах иное название реки – Толпянка. Оно труднообъяснимо, но поэтому и правдоподобно.

Записано в 2012 году.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





08 июля 2018 в 12:21 — 7 лет назад

Ни прибавить , ни убавить сама жизнь, как сложилась так и записалась. Не всем дано по крупицам собрать по свету разные жизни и представить их в без водной и без лесной деревне Глиннице, а Владимиру Шушкевичу ( Блукач Валацужны) удалось. Все истории со съездами, женитьбами подчас и невзгодами дают возможность поразмышлять о судьбах людей страны Советов. Дед-всевед.





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ