Сведения об авторе смотреть здесь.
После армии я работал на Минском моторном заводе. Шлифовал коленчатые валы. Работал на линии по изготовлению исключительно коленвалов на экспорт. Были они из высоколегированной стали в то время как для моторов на отечественные трактора применялась сталь обычная.
Шлифовал детали на английских станках «Невалах». На обработку давались более строгие допуски, чем для серийных валов. Прослабил экспортный размер – деталь отправляют в серийное производство с уточнением:
- Повезёт колхознику, которому попадёт этот коленвал – век прослужит.
Потому я и начал соображать, что так делается во всём мире: лучшее – за бугор, а всякое «г» - себе самому. Значит, редкие экспортные шмотки, появляющиеся в советской торговле, изготовлены по принципу моих коленчатых валов: из высокопрочных материалов и под особым контролем. Отныне буду покупать только импорт!
Конечно, импортные шмотки завозились редко и исключительно из социалистических стран. Капиталистов на советский рынок не допускали. Побегав по магазинам, всё же можно было найти забугорные штиблеты, рубахи, головные уборы. Если, конечно, продавцы знакомые.
Ох, и хиповал я в болоньевой красной курточке и блестящих штанах из Польши. А туфли специально купил женские большого размера из Румынии – так было модно. На офигенно волосатую голову нахлобучил кожаную венгерскую шляпу и в таком виде заглянул в контору «Сельхозтехники». Инженер по труду и зарплате Юра Смирнов так и сел с открытым ртом. Когда пришёл в себя, промямлил:
- Нас посетили ковбои.
Я был счастлив от произведённого мной впечатления.
Всё, даже носки, старался носить импортные. Во-первых, престижно, во-вторых, забугорные вещи были красивее и удобнее советского ширпотреба. И прочнее. Но они не валялись свободно на магазинных прилавках. За ними надо было поохотиться. Недохват импорта возмещала моя жена – шила всё. Об этом я уже писал.
Импортных продуктов в Лепеле не было. Даже своего гнилья не хватало. А вот чёрное, будто запёкшаяся кровь, сухое вино «Алжирское» ломало прилавки магазинов. Его не покупали – кислое и почти безградусное. Но я пивал, хотя и без особого удовольствия – всё же импортное, хоть и гадость. Как уважал и светлые болгарские сухие вина. Правда, употреблял их изредка, поскольку они, в отличие от дешёвой алжирской бурды, стоили в два раза дороже пьянящего беларусского «чернила».
Уже тогда слышали об электронных магнитофонах из Японии, Сингапура. Даже очень редко видели их в руках крутых визитёров в наши края. Но, чтобы их где-то продавали, и слыхом не слыхивали. Считали: электронику привозят из-за океана моряки, а потом продают. И что удивляло: большой азиатский магнитофон весил раз в десять меньше, чем советская пародия на аналог.
А вот кино забугорное показывали. Ещё в 1968 году я в витебском кинотеатре «Заря» (впоследствии разрушенном) смотрел четыре серии французского «Фантомаса». В клубе Лепельской «Сельхозтехники» часто крутили французские фильмы с участием Луи де Фюнеса, Жерара Депардье, Пьера Ришара, Жана Поля Бельмондо. И сюжеты были интересными, и тайная жизнь капиталистов просматривалась.
В моде были круглые китайские фонарики - прожектором доставали дальше, чем видишь. Ни в какое сравнение не шли с еле мерцающими советскими плоскими. Имеешь китайский фонарик - не только мальцы, но и девки тебя уважают. Правда, были немного великоваты и в карман не вмещались. Но их и нужно было не прятать, а носить напоказ, как значительно позже первые мобильные трубки. Замечательный форс получался! А уж на танцах драться круглыми тяжёлыми фонариками было очень модно и престижно. Всякий драчун ходил в героях.
А вот о джинсах даже и не мечтал, поскольку по жизни был реалистом. Не по карману они мне были – всю мою зарплату стоили. И даже если бы мне вдруг дали 150 рублей конкретно на джинсы, я бы их не купил, ибо не знал, где ими спекулируют или фарцуют. А модисты покруче меня это знали и покупали. Был такой случай в конце 80-х или начале 90-х. Пришла сотрудница на работу чернее земли. Спрашиваю, что случилось. Отвечает: дочке-десятикласснице купила джинсы стоимостью в зарплату, а она обрезала им штанины, сказала, что бриджи теперь моднее. Ох, и поржал я, хотя в душе сочувствовал обеим.
А теперь в почёте беларусский трикотаж. За бугром такой делать не умеют… Как носки импортные – так быстро протаптываются, как витебские или брестские – так дольше носятся. Как раз завтра собрался на базар несколько пар их покупать. Жена так и наставляет: покупай только брестские, ну, может, витебские – не так рвутся, как импортные.
2018
Читайте мои единственные в мире "Личные мемуары о красной эре".
НРАВИТСЯ 1 |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Первая фотография, как я полагаю, на фоне Брестской крепости? Сзади видна кольцевая казарма цитадели и штык-обелиск, который высотой 104,5 м.
Віктар, ты маеш рацыю.