Сведения об авторе смотреть здесь.
В мелиорацию я пришла в 1969 году. Поначалу работала в конторе. Потом пошла в бригаду. Там и познакомилась с экскаваторщиком. Поженились. Вместе ездили на объекты.
Укладывала керамическую трубочку, по которой сбрасывалась болотная вода. Садилась в узкий специальный бункер.
В нём меня экскаватор опускал на дно траншеи. Там было моё основное рабочее место.
Трубочка подавалась сверху. Я поправляла укладку, ликвидировала зазоры, закрывала стыки колючей рогожкой. Работала голыми руками. Стекловата впивалась в кожу. Образовывались нарывы. До сих пор от них сохранились пятна.
Снизу стекловата укладывалась автоматически. Таким же образом на неё ложилась трубочка. Укладчику оставалось ухватить позади себя нарезанные загодя колючие лоскуты и заделать ими стыки трубок сверху.
Нарезка стекловаты также требовала сноровки. Для того применялись длинные острые ножи-финки, которые при необходимости затачивали заточники. Разрезали сразу рулон в нужных местах. Получались заготовки необходимых размеров.
Увидевшие процесс укладки, за голову хватались. Работа наша им казалась адом. Однако ничего страшного в ней не было. Сидели в бункере мы не целый день. Вылезали, чтобы разгрузить подвезённую трубочку, ездили за ней. Когда заканчивалась траншея, вылезали и ожидали, пока экскаватор выкопает новую.
Да, работать приходилось в резиновых сапогах, поскольку ноги постоянно находились в воде. Правда, уровень её был миримый, выше голенищ не доставала.
Сиденье для укладчика было железным. Утепляли его всяким тряпьём, старым поролоном, иными подручными материалами. На эстетику внимания не обращали – лишь бы теплее было.
В мелиорации проработала 15 лет. Потом надоело. Ушла. За время работы несколько раз улучшала ведомственные жилищные условия. Шла по этапу: комнату в общежитии молодой семье дали в 1970-м, барак получили в 1975-м, двухкомнатную квартиру – в 1978-м, трёхкомнатную – в 1983-м. Пока сидела в траншее, троих сыновей родила: в 1971-м, 1974-м и 1977-м. По-теперешнему так девять лет за ними ухаживала бы. А тогда такого не было. Декретный отпуск давали за два месяца до родов. А при достижении ребёнком года матери надо было выходить на работу, иначе выгонят. И я снова лезла в бункер и опускалась в траншею.
Записано в 2018 году.
![]() НРАВИТСЯ |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |