Сведения об авторе смотреть здесь.
Хочу обратить внимание на довольно стандартный типовой текст, который неоднократно записан на территории Лепельщины, о происхождении мифов. Он объясняет, откуда взялся предмет. Понятно, что такие тексты играют важную роль в жизни людей, потому что именно этиологический миф оказывает особое влияние на мировоззрение человека. Объясняет, что такое данная вещь, откуда взялась, как к этому предмету относиться. Если посмотрим на тексты мифов, там, прежде всего, объясняется, почему этот предмет хороший или плохой, как к нему относиться.
Рассмотрим миф о происхождении аистов. Когда мир основывался, бог решил избавить человечество от гадов, к коим традиционная культура относит всех вредных насекомых и пресмыкающихся. Собрал их всех в мешок и поручил мужику утопить, чтобы никто не выполз на землю. Но мужик не удержался и из любопытства развязал мешок. Из него поползли всякие мошки, козявки, змеи… Бог отчитал мужика за непослушание и превратил в аиста, чтобы собирал по миру расползшихся гадов.
Такой миф бытует в разных деревнях Лепельщины и совпадает с общебеларусским преданием. Примерно по такому же сценарию появляется аист у всех славянских народов. Иногда встречается другой вариант, когда человек не сам развязывает мешок, а кто-то другой делает это. Например, жене очень хочется знать, что в мешке, к которому муж не подпускает, поэтому она специально утомляет благоверного за ночь и развязывает мешок, когда тот под утро засыпает. Бог всё равно обвиняет мужика и превращает в аиста.
Одновремённо миф настраивает человека, как надо относиться к аисту. Эта птица – бывший человек, наш дальний родственник, с каждым могло такое случиться. Поэтому аист требует и соответствующего восприятия. Миф как бы направляет людей на уважительное отношение к аистам довольно-таки успешно. Каждый понимает, что обижать эту птицу нельзя.
Второй образ многочисленных мифов – это образ змеи. Если исходить из этиологии, то этот миф объясняет сразу две вещи: откуда взялся аист, и почему на земле есть змеи.
Меня заинтересовал вопрос, почему возникла необходимость вносить в нетрадиционную культуру объяснение, почему змеи остались. Именно почему сохранились, а не откуда взялись. И как змея в этом мифе проявляется.
Идея мифа в том, что бог хочет уничтожить змей путём утопления. Этим сей миф подводит к другому мифу – о потопе за зло, за греховность. Получается, что миф о потопе в первую очередь относится к людям. Из традиционной культуры явствует, что богом были потоплены грешники, оставлены лишь праведники. Получается, что и змея связана с каким-то грехом, что, в общем-то, неверно, поскольку змеи как и иные животные не рассматриваются как люди, к ним понятие добра и зла в такой степени не относится. Здесь мы имеем дело с перевешиванием христианских традиций над более архаичными представлениями, которые смешиваются и пересказываются в духе новой религии. Здесь грех и зло концепции более глобальные, этические, мировоззренческие, связанные с более архаическими представлениями. Причём представления имеют под сбой более религиозную, мифологическую подоплёку.
Змея в традиционной культуре, как сообщают мифологические справочники, двойственна. С одной стороны она является носителем зла, в её облике проявляется нечистая сила, различным образом вредит людям, враждебна солнцу (змеи пожирают его, собравшись в кучу на пригорке, отчего наступает осень). Поэтому, если увидел змею, её следует убить. Если этого не сделаешь, на тебя три дня не будет светить солнце.
С другой стороны змея тесно связана с таким аспектом, как сокровище, поскольку у неё часто можно получить богатство, например, корону змеиного царя, или же в облике змеи нередко воплощается домовик – хозяин дома.
При такой двойственности восприятия змеи враждебность бога становится не совсем понятной. Но, если взглянем на образ змеи с несколько иной точки зрения, то увидим, что эта двойственность, скорее всего, просто кажущаяся. Она порождена не материалом традиционной культуры, а нашим взглядом на него, поскольку с нашей точки зрения в одном и том же объекте не может быть противоречащих друг другу свойств, т.е. объект не может быть красным и синим одновременно. В традиционной же культуре один и тот же объект в одних и тех же ситуациях может зачастую рассматриваться как имеющий разный набор характеристик. Т.е с точки зрения современного человека один и тот же объект (печь, нож) в разных ситуациях может быть двумя разными объектами с одинаковым названием.
Змея в данном случае оказалась жертвой такого же стереотипа. Если посмотрим на традиционную картину мира, то змея связана с самой нижней частью традиционного космоса, с падением. Причём опять же мы должны преодолеть наши стереотипные такие взгляды, поскольку мы считаем, что земля и подземье – это та же самая земля. И когда мы копаем яму, то мы не считаем, что, углубившись немного в землю, каким-то образом отойдём от свойств земли, и даже выкопав яму в километр, там будет та же самая земля. В традиционной же культуре есть поверхность земли и ближайший слой, который близок к людям, и подземья, которые, условно говоря, удалены от среднего человеческого мира и там наиболее сильно влияние, скажем так, хаотических структур. Традиционное мировоззрение, традиционная картина мира традиционно строится, может быть представлена как проявление какого-то упорядочивающего фактора, который как бы влияет на хаос и просвечивает через него, т.е. чем дальше от бога, чем дальше от верхнего мира, тем слабее влияние вот этого вот центра первообразца мироздания, и соответственно нижний мир, к которому относятся змеи, он наиболее удалён от нормы, там всё иначе, там всё нехорошо. С другой стороны хаос является источником как создания мира, так и различного вида сокровищ, потому что если мы посмотрим разного рода сказки, сказания, представления, то, как правило, герой обретает какое-то сокровище, богатство: отбирает, выманивает, крадёт его у представителей именно нижней сферы мироздания. Т.е. здесь мы имеем дело не столько с враждой бога к греху, сколько с враждой упорядоченного к хаосу, и бог в данном случае является, скорее всего, таким обобщением традиционных представлений о верхнем мире, т.е. божество пытается убрать всё то, что осталось от изначального хаоса, уничтожить его, выбросить из упорядоченного мира. Человек же с этим не справляется. Благодаря этому остатки этого хаоса остались, сохранились и продолжают портить всем нам настроение, потому что комары, слепни – всё то, что выпустил тот самый человек, который когда-то не справился с божьим распоряжением.
Записано в 2018 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
А почему змею назвали змеёй? А как звучит слово змея у наших соседей и на санскрите, и на древнеславянском языке? Если глубже "покопать" взятую тему, то и докторская диссертация получится.
Очень интересно. Беларусь - родина хасидизма. Даже в Лепеле жили каббалисты, в своё время было 4 синагоги. ХАСИД - перевод "праведник ". А учение хасидизма - учение о благочестии. ХАСИДА - с иврита "аист ". Даже хасиды и аисты имеют чёрно-белые одеяния. Змей - Нахаш и Машиах (Мессия ) имеют одинаковую гематрию. Змей символизирует первородный грех, но в то же время это символ ума, обновления и т.д. Интереснейший вопрос. Тут не диссертация, тут гораздо глубже и шире. Это борьба Добра и Зла. Слово НАХАШ гораздо глубже. У Моисея был посох, который превращался в змея.