20 янв 2019 в 08:38 — 6 лет назад

Мемуар 60. ДЕТСКИЕ ЗАБАВЫ В ХРУЩЁВСКУЮ ОТТЕПЕЛЬ. Шуш Эсенскі

Тема: Личные мемуары о красной эре     Сегодня: 2, за неделю: 11, всего: 1447

Сведения об авторе смотреть здесь.

  Теперь родители сокрушаются: детей от компьютера не оттащить. Света белого за ним не видят. В то же время бабы и деды нет-нет да и просят у внуков помощи разобраться в компе и всемирной паутине. Надо же, карапуз под стол пешком ходит, а получается, что умнее своих предков!

 А игрушки-то какие даже у младенцев! Мои дети как купят моим внучкам Святаславе и Родаславе самодвижущиеся, саморазворачивающиеся, самоиграющие, самосветящиеся и самомигающие паровозики, так деда долго невозможно оттащить от столь диковинной забавы.

 А таких игрушек само-само-само-само-… у наших Слав не сосчитать. А Славам-то всего год и месяц от роду. И от вида кучи всякой-всячины на полу меня охватывает одновремённо радость за внучий досуг и печаль от воспоминаний о своём безигрушном детстве.

 Моё дошкольное детство длилось до 1 сентября 1959 года.

 Помню много всяческих забав в то «счастливое» время. Катались по льду на ногах, со снежных горок – на саночках. Веребские дети для спуска по наклонной укатанной улице имели ещё трубянки – приспособления из железных прутьев, вытянутых родителями из шлюзов Березинской водной системы. А ещё играли в прятки, догонялки, пикаря, городки… В общем, игр было много. Только все они проходили без игрушек, коих у «хрущёвских» детей не было. Даже детских велосипедов у нас не было, и мудрость езды на двухколёсных великах мы осваивали уже в школьном возрасте. Сколько раз о раму были биты-перебиты детородные органы потому, что не было практики езды на трёхколёснику по причине его отсутствия.

 Конечно, в магазинах игрушки были. Но у родителей-колхозников не было денег на покупку забав своим чадам. У меня папка был рабочим, а мамка учительницей, поэтому, в отличие от сверстников, у меня имелась хоть и одна единственная, зато настоящая магазинная игрушка – плюшевый мишка.

 Как я любил своего Мишку! Души в нём не чаял. С ним спал, сидел за столом, ходил пешком под стол… В общем, не расставался ни на минуту, ведь Мишка был моей единственной всамделишней игрушкой.

 Более шести десятков лет память хранит того миленького, чёрного, ростом с котёнка Мишу, которого я до того сильно любил, что не мог не знать, чем он живёт, откуда получает жизненную энергию. Поэтому однажды решился на отчаянный, смелый и решительный шаг, который вызревал во мне долгое время. Когда никого не было дома, взял нож, залез под кровать и вспорол Мишке брюхо. Из узкой длинной дыры посыпались опилки, коих под уличным козлом для пиления дров лежала целая гора. Не было никаких внутренностей и в лапах, голове. И тогда я понял, что совершил непоправимую глупость, за которую меня накажут. Заревел белугой не только от предчувствия розги, но и от невосполнимой утраты лучшего друга. Однако меня не били, поскольку старшие были сами испуганы моим искренним рёвом, который невозможно было унять. В конце концов, я перешёл на всхлипы, успокоенный обещанием купить мне нового Мишку.

 Но Мишку мне больше так и не купили. Может, в магазине не было. А может, до магазина не было возможности добраться. Время вылечило моё горе, хотя дорогое мне существо осталось в памяти на всю жизнь.

 Вскорости моему другу и троюродному брату Ваське Азоронку (лепельских Азарёнков прошу не обвинять меня в ошибке при написании их фамилии – именно так сейчас она записана в паспорте гражданина Латвии Василя Васильевича Азоронка) папка привёз из города сразу много игрушек (работал мастером в леспромхозе). Были это резиновые и пластмассовые зверюшки. Васька позвал меня поиграться. Как же нам было интересно! Выстраивали новоявленный «зоопарк» по росту, по расцветке, по восприятию доброты персонажей. Они сами ходили, толкаемые детскими ручонками. Набрасывались друг на друга. Резиновые пищали. В обществе Васькиных зверей детство пролетало незаметно.

 Всё сказанное выше не означает, что у детей красной эры совсем не было игрушек. Их не было магазинных. Зато хватало самодельных. Девкам мамки и бабы вязали тряпичных кукол.

 Мальцам папки и деды мастерили автоматы. Кто не ленился и сильно любил своих чад, из доски вырезал мудрёные конфигурации русских «дехтяриков» или «калашников». Папки-лентяи сколачивали из дров немецких «шмайсеров». Просто: взял длинную палку и к средине и концу притолок гвоздём по короткой палке. Автомат готов! Остаётся только голосом имитировать автоматную очередь: «Та-та-та-та-та…». Получалось, будто из-за угла строчит настоящее боевое оружие.

 Когда немного подросли, сами себе создавали оружие. Даже в полевых условиях это можно было сделать. Для того сламывали небольшое дерево, обламывали вершину и два сука: посреди хлыста и возле комлевого слома. «Шмайсер» готов. Как раз вовремя – время атаки пришло.

 Главной забавой мальцев была игра в войну. Сценарий вырисовался по ходу боевых действий. Девки, конечно же, играли в ляльки. В сценарии обязательно присутствовала семья. «Хозяйка» мыла своё чадо, одевала, кормила, укладывала спать… Этими действами приучала самую себя к порядку, дисциплине, труду.

 Обоеполые забавы запомнились игрой в магазин.

 У каждых деда с бабой в сундуках хранились пачки «сгоревших» облигаций, которыми дядя Сталин околпачил дурной народ, насильно выдав займ вместо зарплаты, пообещав возвратить наличку через многие лета. Сам того не зная, дядя Сталин, а потом продолживший его плохое дело дядя Хрущёв, обеспечили детей строителей коммунизма прекрасной игрушкой. Облигации были очень похожи на денежные купюры, а их обладатели уже поняли, что они больше не нужны – государство в очередной раз обмануло народ. Детвора торжествовала!

 Городским детям было полегче – они ходили в детские сады и ясли, где были игрушки. Сельские же отпрыски создателей красной эры не видели их никогда. Если только за небольшими исключениями и в небольших количествах, как было у меня с Васькой.

 В заключение подумалось: интересно, больше сейчас игрушек в куче моих внучек или было в хрущёвских детских яслях?

 Куклы танцуют, играя и подмигивая. Собачка скачет и лает. Машинки носятся от стены до стены. Мобильные телефоны проигрывают разные мелодии. Неваляшки поют детскими голосами. Наугад кинь в кучу игрушек их собрата, и что-то заиграет, засвистит, запоёт…

 После созерцания такой игрушечной вакханалии-какофонии рождается непонятливость: как без всего этого могли жить наследники рядовых строителей колхозного общества?

 События 60-летней давности реанимированы в январе 2019 года.

Читайте мои единственные в мире "Личные мемуары о красной эре".



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


24-й припадок ностальгии. СТАРИКИ В МУЗЕЕ. Валацуга  — 1 неделю назад,   за неделю: 210 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ