Сведения об авторе смотреть здесь.
(Продолжение. Начало смотреть здесь, предыдущую часть здесь).
Вечером и утром действительно нос у меня был в табаке от сухого пайка из абхазского сельмага. Вот только кислый «Мацони» живот взбунтовал. А туалет ведь на улице. Но я к этому был готов. С собой имел лоперамид. В общем, отделался легко в отличие от иных плаксивых туристов, весь отпуск пропоносивших в Абхазии.
Последствия употребления кисломолочного продукта «Мацони» сегодня мне не страшны – пешком топаю в горы, где нет людей и присесть спокойно можно будет на каждом метре. Комаров пока нет.
Заснеженных скал не видно. Облака как ножницами обрезают белые вершины. Только б не попасть под дождь. Пардон, небольшая задержочка…
Идём дальше. Кажется, война здесь ни при чём - дом своё отстоял и собрался вечно почить. Ведь Псырцха - село армянское, и боевые действия обошли его стороной.
Рогули на меня рога наставили, думают испугать, чтобы поворотил обратно и не вторгался на их территорию. Не на того нарвались. Блукач от своих намерений не отступает: запланировал поезду в Абхазию и её осуществил; надумал драгоценный день провести в горах и сделает это, преодолев любые препятствия.
Вот это глыба нависла над дорогой!
Не был бы Блукач блукачом, если б не покорил её. Только бы проскочить, не попасть под обрушение уединённой скалы. Успел! Теперь пусть падает.
Возле скалы и познакомился с 69-летним Сааком Матосяном. Сразу подружились, найдя общее для обоих общее действо. Оба проходили армейскую службу в Восточной Германии, только он на два года раньше. Хозяйский он человек. Свой аккуратный дом построил за колхозные деньги, заработанные на табачной плантации, занимавшей пустырь напротив.
Теперь нет колхоза, нет плантации, нет табачной фабрики в Сухуме. Зато есть пенсионеры Саак с женой, получающие по 12000р.=396 б.р.=$185,9 пенсии. Для прожития вполне хватает. Однако старики не сидят, сложа руки, а ведут сложное хозяйство. Держат корову, птицу, сад, виноградник, гектар земли, много пчёл, разводят форель, которая успевает за год вырасти из мальков в вот таких особей.
Это я уже свесился над большим бетонным аквариумом, кишащим довольно приличного роста форелью. Скоро Саак выпустит небольшую рыбу в пруд. А летом будет продавать больших рыбин.
Знакомлюсь с другими объектами армянского хоздвора в Абхазии. Это же надо быть таким тружеником в таком возрасте! Не по мне это, лодырю. Мне бы лишь бродить да глазеть…
Вообще-то Саак позвал меня испить собственного вина. Отказался, объяснив отказ тем, что не употребляю алкоголь вообще, иначе не стоял бы перед ним, а шатался по лепельскому зауголью. Тогда мой новый друг приказал внучке принести компоту. Вот его попил с удовольствием.
Длинна горная Псырцха. Однако её серпантинные улицы всё же закончились. На самой окраине два родника вулканами вырывались из-под земли. Пробовать воду не отважился: а вдруг они содержат вредные примеси? Всё же большой населённый пункт рядом.
Всё, я в безлюдье. Небо мрачное. Солнце, как утверждал Саак, продолжает освещать побережье. А в горах даже дождь вероятен. Только бы не он…
Постепенно забирался всё выше и выше. Выручали старые дороги. Без них сквозь колючие заросли не пробрался бы. И так приходилось часто осматривать рукава куртки: не порвал ли их какой-нибудь шип?
Наткнулся на разрушенную саклю. Может, приютом пастухам служило однокомнатное строение.
Уже и моря не видно. Оно за Псырцхой с небом слилось.
Впереди прямо по дороге проложил себе путь овраг. Пришлось преодолевать его прыжком. Даже боялся упасть на дно. Но всё обошлось. Выйдя на поляну, нашёл череп и челюсть какого-то динозавра. Стало страшновато: не оставить бы собственные запчасти в этом безлюдье.
Шёл горными дорогами и тропами. Преодолевал промытые ливнями овраги. Шлёпал по грязи. Перескакивал лужи. И, наконец, приплёлся на удобную для привала поляну. Как раз и время обеда пришло. Чай с собой. А ты, печка-самопечка, готовь быстросуп ради экзотики.
Сухпайка у меня достаточно. Но что ж за привал без костра? Сушняка предостаточно. Гори, мой Прометей! Заменяй утопшее в тумане солнце. Согревай продрогшее в сырости тело.
Экскурсии – это, конечно, хорошо. В них познаёшь много и сразу. Вот если бы они к тому были ещё бесплатными… А в индивидуальном блуждании видишь меньше, зато каждый метр маршрута проходит через твоё существо, впитывается в сознание как в губку. И к тому же за это платить не надо. Взвесив все за и против, прихожу к выводу, что мои собственные бесплатные соло шатания поинтереснее организованных платных. Разве ж я наслаждался так обедом в ранее посещённых мной кафе-столовках?
Кстати, я на месте и калькуляцию горной трапезы подбил. 115р=2,8 б.р.=$1,8 получилось. А удовольствия получил в разы больше, чем от вчерашнего обеда в столовке. И вкуснее. И калорийнее. Так что я сторонник самостоятельных экскурсий по неизвестным местам.
И ещё одну характеристику моим блукаческим блужданиям стоит сделать. Надеюсь, поняли, что значит приставное слово «соло». Соло поход – это значит одиночный, уединённый поход. Он - моё любимое времяпровождение. Я в нём сам себе хозяин. Что хочу, то и делаю. Мне не ноет над ухом Васька, что лучше было бы на морском берегу ещё больше подсмолить лысины на ласковом мартовском солнышке, чем дрожать от холода в туманных пасмурных горах. Мне не надоедает упрёками Манька, что сманил её в сию неустроенность, и она от того вынуждена мёрзнуть по ночам и мокнуть днём. Только соло путешествия ожидают меня в будущем!
Нарассуждался. Наотдыхался. Намечтался. Пора и в обратный путь-дорожку трогаться.
Удивительно, что обратно навигатор нашёл более прямую дорогу, чем сюда. Почему? Ошибка непростительная. Но приятная. Ближе на километр. Новые пейзажи ожидают. Результат сразу даёт о себе знать. Заброшенный особняк на горном склоне обнаруживается.
Подойдя к Псырцхе, обернулся. Теперь даже не определю, в каком месте сплошного облака недавно находился.
Встретил обнажившийся эвкалипт, вокруг которого отчётливо видны разбросанные одёжки. Смешно. Давным-давно моему соседу Жану Крулёву нахально лезла в окно квартиры общественная берёза. Солнце заслоняла. Так он кольцом срезал кору вокруг ствола, и дерево засохло. За что соседка Песецкая пожаловалась на соседа Крулёва в природоохранную инспекцию. Жана оштрафовали. А эвкалипт полностью оголяет себя от коры, и это ему очень даже приятно. Наверное, здоровья придаёт стояние голышом.
Подустал маленько. Однако в номере отдохнуть не получилось. Пришлось продолжить битву с клопами.
Но они не домашние, а залётные. И кровь не сосут.
Как-то проникают с улицы и ползают по стенам, постели, подушке. На стенах я прихлопываю их тапком, с постели чем-нибудь смахиваю, а потом давлю ногой и пинками загоняю в угол, где собралась куча убиенных мной насекомых.
Иногда бомбовозом клоп начинает кружить возле лампочки. Когда очень уж надоест его зловещее гудение, начинаю охоту, вооружившись книгой. Не с первого раза, но всегда сбиваю неприятеля. Прошу прощения: небольшая заминочка - один бомбовоз только что приземлился на простыню. Сейчас положу что-нибудь для масштаба и сфоткаю.
Встреча с клопами-бомбовозами не стала для меня неожиданностью лишь благодаря Асмик, соседке Жанны, которая была во дворе во время моего заселения. Она и спросила у меня, есть ли в Беларуси вонючие летающие клопы, которых у них получилось нашествие в эту пору весеннюю. Я подумал, что речь идёт про тех клопов-вонючек, которых иногда съедаешь при сборе малины. И ответил, что есть эти твари и у нас. Впрочем, я почти не соврал, вот только с размерами был немного не прав – наши-то маленькие и зелёненькие, а эти гиганты-мутанты.
Два вечера мысленно благодарил Асмик за подготовку меня поневоле к встрече с вонючей нечистью, трупы которой лежали в двух кучах – под окном и за обогревателем – и почти не воняли, поскольку были далеко от носа.
А представляете, какой был бы истерический визг, ночуй среди клопов-бомбовозов ещё и какая-нибудь Валька? Нет, буду исключительно соло бродягой. И никаких компаний!
27-28 марта 2019 года.
(Продолжение смотреть здесь).
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |