Родилась в 1956 году в деревне Лутище Лепельского района. Работала в Минске на швейной фабрике «Мілавіца». Живёт в Минске.
В Лутище у Антона Яско было четыре сына: Константин, Иван, Павел и Василий (мой папа). В войну один погиб, два пропало без вести. Жить остался лишь мой отец. Но и его судьба изрядно потаскала по военным дорогам. Расскажу.
За то, что брат Костя в партизанах командовал разведчиками, семья была вынуждена покинуть хату и скрываться. Местные люди сдали папу. Его посадили в лепельскую тюрьму. Пришили связь с партизанами. Собственно говоря, и отпираться было бесполезно: следствие поработало исправно. Доказательства предоставили конкретные. Приговор за такое преступление мог быть лишь один – расстрел. Но, поскольку сам партизаном не был, а всего лишь помогал оным, предложили альтернативу: поехать в Германию для использования по усмотрению тамошних властей. Папа дал письменное согласие.
Всю войну его возили по оккупированной фашистами Европе. Подолгу находился в Германии, Франции. Работал на вермахт. Но не простым рабочим был, а заключённым. Его домом были концентрационные лагеря. Последнее время во Франции строил укрытия для немецких крылатых ракет «Фау». Для того узники выдалбливали пещеры в скалах.
Лагерный режим во Франции был полегче, чем в Германии. Занятые на строительстве узники имели возможность покидать зону в свободное от работы время. Даже подрабатывали, выполняя мелкие ремонты церквей. Охрана не препятствовала. Видимо, на востоке немцы были озлоблены поражениями, а оккупанты Франции не принимали участия в сражениях, а потому были лояльны к иностранцам. Такая относительно мирная жизнь узников продолжалась до вступления в войну союзников.
Строились укрытия для самолётов-снарядов в двух десятках километров от пролива Па-Де-Кале, где высадился десант союзников по антигитлеровской коалиции. Естественно, первые бомбы посыпались на укрытия крылатых ракет, месторасположение которых шпионы разведали точно. Досталось и расположенным поблизости лагерям-общагам.
Немцы быстро изобрели своеобразную оборонительную тактику. Стали загонять в шахты-укрытия тысячи рабочих-узников. Немного помогало. Союзники не хотели уничтожать мирное население. Интенсивность бомбёжек ослабла. Однако много людей всё же погибло в бомбовых разрывах и под обвалами шахт.
Видя, что сражаться с массой союзников бесполезно, немцы решили уничтожить свидетелей местонахождения крылатых ракет или самолётов-снарядов «Фау», как их ещё называли. Узников посадили в поезд с задраенными окнами, заперли двери и подожгли состав. Папе с лагерным другом-чувашом удалось спастись. Выручила их природная хитрость, которая помогала обоим выживать в зоне.
После войны папа возвратился в Лутище. В жёны взял Анну Максимовну Кулеш из Малого Полсвижа. Оба пошли работать на колхозные поля. Жили в любви и согласии, как и весь колхозный народ, не видя света белого за бесплатной работой на державу и своей ради прожития.
Первой в 1953 году родилась Света (сейчас Глинская, живёт в Лепеле), потом в 1956-м появилась я, и третьим увидел свет Володя (живёт в Новополоцке).
Под старость у папы воспалился нерв, вызывая нестерпимые боли. Медики ничем не могли помочь. Кричал постоянно.
Умер в 2014-м. Было ему 90 лет.
У меня в Минске квартира. Однако уже четыре года как переехала в Лутище досматривать маму. Вместе с сестрой Светой обустроили дачу на родительском подворье.
Скучновато, конечно, в захолустье. Редко приходится видеть нового человека. Однако буду здесь жить, пока жива мама. Ей уже 90 лет. Больна. Не встаёт. Однако досмотрена хорошо. Уходить в мир иной пока не собирается.
2019.
![]() НРАВИТСЯ |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
ВОТ ТО КАК - Но, поскольку сам партизаном не был, а всего лишь помогал оным, предложили альтернативу: поехать в Германию для использования по усмотрению тамошних властей. Папа дал письменное согласие.
И - Глава КГБ Вакульчик о Куропатах: Однозначно ответить, кто там лежит пофамильно, невозможно. КОМУ ВЕРИТЬ???
Читать полностью: https://news.tut.by/society/634574.htmlhttps://news.tut.by/society/634574.html