Сведения об авторе смотреть здесь.
ПАМФЛЕТ
(Вступление и предыдущие части смотреть здесь).
Дрыхнут, наверное, скитовцы утомлённые, падением цены на клубнику удручённые.
А ШВейКа сон покидает окончательно с восходом солнца раннего. Надо берега Цаны обшарить внимательно: вдруг под скит место найдётся надёжное.
Комары заедают прожорливые. А заросли приречные попадаются всё слишком жидкие для схрона серьёзного.
Но ШВейК сдаваться не собирается. От комаров отбиваться вырубает палку убийственную, дабы не сожрали его скальп блистающий.
- О, Цана мудрая! – молится ШВейК изъеденный. - Заведи горемыку смелого в береговые недра непроходимые. Будет тогда он слагать тебе оды нескончаемые.
Может, на том берегу ждёт удача желанная?
На переправу надёжную толкает ШВейКа голос внутренний.
Действительно, берега подходящие.
Но голос внутренний бяку подложил хозяину скверную. Вывел его неугомонного на окраину поселения мирского.
Ах, вот куда толкал голос внутренний! Подвёл к бане времени колхозного ныне в церковь переоборудованную. Чтобы ШВейК просил помощи у мифа всевышнего. Но вариант такой отпадает окончательно ввиду того, что ещё школа советская выковала из героя нашего безбожника убеждённого.
А тем временем смартфон швейковский от звонков раздирается – кличет его братва верная в даль безбрежную – в долину Принпяти заповедную. Не очень нравится творцу идей несбыточных статус местности подозрительный. Но Фому неверующего убеждают обещаниями радужными: места там недоступные даже разведке войска ордынского. Везут сквозь былые болота непроходимые в давние времена мелиорированные. И действительно, что-то таинственное есть в этих недрах пугающих.
Но не получается до Принпяти норовистой добраться окончательно: старицы, комаров родительницы, путь преградили категорически.
- В обход идти надо продолжительный, - решает комендант скита будущего.
Удручённый ШВейК соглашается. Поражает его бурление воды старицкой.
- Воду поглощает насосная станция мощная, - объясняет комендант всезнающий. – Чтобы ею пополнить озеро рыборазводное.
- А где рыбы туча – там и браконьеров куча… - приуныл ШВейК озадаченный.
Обещают искателю расстроенному, что озеро имеет берега неприступные, потому всяким вредителям недоступные. И чтобы ублажить патрона строгого, заманивают угоститься ягодами диковинными.
Шелковицей они называются. На тутовом дереве рождаются. ШВейКу нравятся.
Видя настрой его улучшенный, тащат к озеру искусственному.
Ништяк видок экзотический.
Но слишком жидок берег низменный для укрытия подпольного.
Будет отовсюду просматриваться, а под землёй спрятанный – водой заполняться.
А к тому же место это опасное. Отдых запрещается. Значит, всё контролируется: скит обнаружится.
Дальше шлёпать приходится. Но к Принпяти подобраться не получается – снова старицы и заводи начинаются. А в них лодок немерено.
Это от честных людей судна оберегают цепи с замками железными. А ордынцы воинственные сразу применят динамит классический. Вмиг разнесёт он оковы лодочные, и помчатся оккупанты по воде застоявшейся к реке величественной, где должен стоять скит предполагаемый.
Искать надо место безводное, хоть и придётся утолять жажду мучительную водой застоявшейся из заводей завонявшихся. Так что уходить надо в дебри болотные от прохлады спасительной.
Брод находит братство верное к Принпяти невидимой.
Но напрасно друзья закадычные так пеклись о переправе к реке миражной. Как гром среди неба ударил по сознанию ШВейКа ошарашенного столб с информацией поражающей.
Так вот где братва находится! В княжестве егерей бдительных и законов наисуровейших.
Законы в этом диком царстве природы охраняемой суровы до содрогания. Особенно пункт, разбивку туристических лагерей запрещающий, разведение костров исключающий, пугает до дрожи в коленках искусанных. Так куда ты патрона притащила, братва несознательная? Скит ведь поселение шумное. От ордынцев лютых если и спрячет надлежаще, то уж от егерей белнарусских это никак не получится. Вынюхают бдительно и как пить дать сдадут власти существующей.
Поблагодарил ШВейК за службу братву старательную и предложил завершить разведку купанием успокоительным.
Главарь братства спасающегося от ордынцев вторжения загрустил окончательно. Неудаче со скитом возрадуется лишь хозяйство животное, ШВейКом обречённое на съедение непременное скитовцами голодными – теперь живым останется.
А пенсионер ШВейК бравый продолжит своё дело правое в ином глухом углу Белнаруси верующей в мир нескончаемый.
12.6.2019.
(Продолжение смотреть здесь).
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Блукач, церковь из бани протестантская?
Марцін, правільнае пытанне. У вёсцы Цна Лунінецкага раёна Брэсцкай вобласці здаўна пануе баптысцкая канфесія. Раней малітоўны дом існаваў у прыватнай хаце. Пасля краху СССР яны адгрохалі сабе круты асабняк пад храм. А праваслаўная канфесія там заўсёды была ў заняпадзе. Бліжэйшая драўляная царква размяшчалася за 5 кіламетраў у цэнтры калгасу і сельсавету Кажан-Гарадку. Яна зяўляецца помнікам архітэктуры і прыкметна схілілася на бок. А лазню ў Цне набылі сабе праваслаўныя вернікі і ператварылі ў царкву, хоць знешне гэта і не прыкметна. Затое не далі разваліцца даволі трывалай будыніне.
Крыху блізкай гісторыі. Напрыканцы існавання калгаснай улады у 500-дворнай вёсцы не было ніводнай прыватнай лазні. Людзі мыліся ў тазах і рацэ Цне. У 70-х ці 80-х калгас пабудаваў гэтую лазню з коштам наведвання 20 капеек, што адпавялала куфлю разліўнога піва (22 капейкі). Аднак з развалам СССР распаўся калгас, і лазню закінулі. А месца цудоўнае. Вось праваслаўцы і скарысталі сітуацыю.
Удивительно, но не первый раз встречаю, что в западной Беларуси (и не совсем западной - та же Минская область), не было бань личных. Видимо прав был Кондрат Крапива, ещё в 20-е годы, написав про бани, "Беларусь па вушы у гразi..." от Борисова да Слуцка... ("см. Будуйце лазнi") Причём насколько знаю на Витебщине бани были. У моих дедушки - бабушки баня по-чёрному была. И до советской власти тоже никто не боутауся сяк-так у начоуках.
Зато сейчас иной раз начинаю спорить с родственниками с западной Беларуси - какая баня лучше. По их стандартам баня - это парилка и душ, ещё и критикуют, как можно парится где моетесь. А по мне так "современная баня" с душем - не баня, а как ванна в квартире. Ещё из кирпича или пеноблоков делают.
Так, Віктар, на Віцебшчыне лазня ў самай занядбанай вёсцы была калі і не ў кожнана, то на некалькі суседзяў. Апальвалі па чарзе. Мыліся ў два заходы: спачатку мужчыны, потым жанчыны. А ў тых мясцінах, дзе пабыў ШВейК, лазняй называлі ацынкаваны таз мятровым дыяметрам. Яго імкнулася мець кожная сям´я. Ваду грэлі. Стараліся яе не разліваць, каб хапіла наступнаму чалавеку.