Сведения об авторе смотреть здесь.
До войны у меня было два брата: Вася и Миша Прусские.
На фронт в начале войны их не мобилизовали в связи с непризывным возрастом. На протяжении оккупации помогали папе с мамой по хозяйству. С образованием партизанских отрядов в окрестных лесах вместе с другом Павликом Мозго просились в партизаны. Их не брали. Отговоркой была нехватка оружия. А зачем в лесу лишние дармоеды. Ставили условие: придёте с оружием – возьмём.
Когда к середине войны партизанское движение развернулось, стало достаточно вооружения, добровольцев включили в отряд. Воевали в бригаде имени Сталина. Во время блокады партизан Лепельско-Ушачской зоны Миша погиб.
Вася вырвался из окружения и после освобождения Лепельщины был мобилизован на фронт, где вскорости был убит на территории Литвы.
После войны колхоз выдал папе справку о составе семьи, где братья значатся как погибшие.
Я бы не взялась вспоминать своих братьях, поскольку гибель на войне тысяч, миллионов советских людей было тогда обычным делом. Завести же этот разговор меня подвигли случайные обстоятельства, которые помогли установить процесс гибели Миши. А это уже дело интересное и необычное.
Ещё при Советском Союзе пришлось мне ехать в Полоцк по старой полоцкой дороге. На остановке «Двор-Жары» в салон зашла пожилая женщина. Села рядом со мной. Из разговора выяснилось, что она живёт в деревне Жары. Тогда я ей сообщила, что после выхода из блокады оставшиеся в живых партизаны рассказывали, что мой брат Миша погиб на огороде кого-то из жителей Жар: его разорвала вражеская миномётная мина.
Женщина встрепенулась. С удивлением посмотрела на меня. Сказала:
- Так это же было на нашем огороде. Я сама видела, как это было. Фашисты вели обстрел деревни с одной стороны. С обратной мы с семьёй и несколько партизан спрятались за сараем, поскольку убегать было опасно – на огороде и дальше в поле часто взрывались мины и снаряды. А сарай как бы принимал огонь на себя. Когда канонада поутихла, один из партизан зашёл за угол, чтобы выяснить обстановку. Вдруг раздался взрыв. Поднялась земля. Когда воздух очистился от взрывного мусора, в стороне от эпицентра взрыва лежало кровавое месиво в обрывках одежды. Когда прекратился обстрел, партизаны бросились в лес, чтобы не попасться в лапы врага. Вечером и на следующий день местные мужики собирали погибших в кучу. Их было много. Потом на тачках трупы отвозили в братскую могилу. Где она была, не знаю. Вроде как тогда останки жителей и партизан закопали на окраине Жар, возле дороги на Дудчино.
Я не находила себе места от свалившейся на меня информации. Долго думала, что могу установить место захоронения брата. Вскорости специально поехала в Жары. Разговаривала с той женщиной, другими сельчанами. Однако в большей степени прояснить факт гибели и захоронения Миши не удалось. Большинство жарцев склонялись к тому, что он, скорее всего, похоронен возле дудчинской дороги. Завели меня к памятнику. Я поплакала. И мне стало легче от мысли, что нашла могилу дорогого человека. Это не точно, но хочется думать, что Миша Прусский покоится именно там.
А на мемориальном комплексе «Прорыв» за Ушачами в перечне погибших в блокаде партизан значится и имя Прусского Михаила Ильича.
А вот где похоронен мой брат Вася я так и не знаю.
2007.
![]() НРАВИТСЯ |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
По Василию можно поискать, отталкиваясь от номера полевой почты. Если там всё точно, то 24020 - это 1ый отдельный стрелковый батальон 510 стрелкового полка, 82 отдельной морской стрелковой бригады 154-ой стрелковой дивизии (2-го формирования). На ноябрь 1944 г. дивизия входила в состав 6-ой гвардейской армии 1-го прибалтийского фронта. По ссылке https://pamyat-naroda.ru/documents/ - первичная документация (штабная в основном) из которой можно определиться, где конкретно шли бои в то или иное время. Я просмотрел бегло - можно найти привязки вплоть до расположения полка. Уже что-то
ОВ-ВК-ТМ, дзякуй! Паспрабую шукаць. Занінуў дзядька Васька, несумненна, у Літве, бо пісаў апошняе пісьмо ў хаце літоўца. Вось яно:
Напісана ў трохкутніку вось што:
https://pamyat-naroda.ru/warunit/154+%D1%81%D0%B4/
Па спасылцы - дадзеныя па размяшчэньнi 154 сд на 1 лiстпада 1944 г. у раёне Дынсдурбэ/Dinsdurbe Латвiя. Есць артылерыйская схема ад 14 лiстапада, якая сьведчыць, што на той момант дыслакацыя дывiзii не зьмянiлася. Збольшага, мясцовасьць знаходзiцца побач з лiтоускай мяжой, таму Ваш дзядзька мог i пераблытаць.
Дзядзька Васька мог і пераблытаць. А мог і літовец жыць у Латвіі паблізу мяжы з Літвой. Такая акалічнасць супадае і са схемай баяваых дзеянняў 154 сапёрнай дывізіі. Каб не віза, дык можна было б і прадубляваць той шлях сапёрнага падраздзялення.
Константинович, на сайте "Мемориал ВОВ" есть информация, что Прусский Василий Ильич пропал без вести.
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=56942683
ТІА, дзякуй! Мы пра тое ведалі з тагачаснага паведамлення, аднак яно знікла ў працэсе жыцця. Цяпер ведаю год нараджэння дзядзькі Ваські. А дзядзька Мішка быў маладзейшы. Вядома, маці тое ведала і нам казала, аднак мы не запомнілі. І шукаць яго магілу няма сэнсу. Каб значыўся на якой эпітафіі, то не лічыўся б зніклым без весткі.