Сведения об авторе смотреть здесь.
О каких экспонатах своего музея старого быта ещё не рассказывал? Правда, уместнее будет спросить: о каких рассказывал? Ведь перечислить описанные намного проще, чем пока не охарактеризованные, поскольку последних значительно больше.
Так за что взяться на этот раз? Пожалуй, продолжу посудой.
С чего начинается использование посуды? Правильно: с приготовления в ней кушаний. В музее такой вид посуды состоит из различного рода сковород.
Кажется, что в экспозицию сковород вклинилась кастрюля. Но она в своё время была призвана не суп готовить, а выпекать булки. Так что её более правильно будет называть булочницей. Она медная. Не однажды мне попадались такие у старых людей. Деды говорили, что в них бабы булки пекли. До половины заполняли тестом, когда оно вырастало и занимала весь объём до краёв, ставили в печь.
Ну, медные и латунные сковороды с ручкой как бы сродни нашим. Издали кажется, что отличаются лишь размерами, некоторые – кованой неказистостью. Однако если их осмотреть с близкого расстояния, у меньших обнаруживается впаянное дно. На ручке одной отчётливо проштампован год изготовления – 1875.
Большие сковороды для тушения и приготовления варенья напоминают тазики. Действительно, они использовались и для мытья в бане. У каждой сковороды свой путь в музей. Мне больше нравится история появления самой большой, без ручки. Купил её за 10 долларов в Одессе на рынке «Привоз» и не поленился привезти в Великий Полсвиж. Или такая история. На базаре спрашивает у меня дед лет восьмидесяти, возьму ли у него самовар. А к нему есть ещё медный таз. Объясняет причину, которая вынудила его сбыть домашнюю утварь. Это единственное приданное, за исключением одетой одежды, которое принесла в дом его молодая жена. Полгода тому назад она умерла. Деду стало тяжело смотреть на приданное, с которым вдвоём прожили более полувека. Как не видит бабиных вещей, так как-то и забывается горе. Решил избавиться от них. Но не выбрасывать же в мусор. Просит купить самовар с тазиком. Понятное дело, я их приобрёл.
А теперь приглашаю к чаю. О самоварах будет разговор в следующий раз. Этот поставил, так сказать, для композиции. Кстати, и поднос под ним конкретно самоварный, с отростком для него самого. Под самоваром приготовились к приёму кипятка экзотические в современном понимании кружки.
Всё же самовар – довольно редкая вещь по причине очевидной дороговизны. Гораздо проще было купить обычный медный или латунный чайник. На фото он рядом с самоваром. Есть интересная история приобретения чайника как экспоната. На базаре в Браславе подходит ко мне девочка с медным чайником. Предлагает купить. Спрашиваю, сколько за него хочет. Отвечает: столько, чтобы на вырученные деньги купить новый. Веду её в посудный роллет. Предлагаю выбирать любой. Получает тот, который облюбовала.
Под большим чайником приютился маленький медный. Их соседство говорит само за себя. Малый – это заварной чайник для растительного сырья.
На обычном старом подносе расположились кофемолки. Скорее всего, раньше они так не назывались. Может ступками именовались. Принцип их действия – растирать тяжёлыми пестами кофейные зёрна, которые в старые времена имелись, а исчезли из пользования лишь на время царствования советской власти как чуждая трудовому народу роскошь. Но «кофемолки» советские люди не выбросили после исчезновения ароматных зёрен, а приспособили под растирание перца, крупной соли, кусков сахара, лаврового листа, жёлудей и ячменя для приготовления эрзац-кофе. Благодаря такому перевоплощению ступок их не постигла переплавка.
Солидный возраст ложек и вилок выдаёт их конфигурация и материал изготовления.
На одной ложке изображён рог изобилия из языческой мифологии, на вилке – лавровый лист и другие приправы. Белые короткие ложка и вилка из нержавеющего материала сохранились со времён оккупации – немецкие они.
На снимке следующих экспонатов всякий сходу определит их предназначение – черпаки. Понятное дело, что сферическим черпаком разливают суп, чай – разводят их по мискам и кружкам, как говорят в армии, откуда и пошло и солдатское прозвание: разводячки.
А вот что разводит цилиндрическая «разводячка», не каждый догадается, хотя они применялись в торговле ещё сравнительно недавно. Читаем отливку по ободу: «Для керосина 0,5 литра. ЛЗД» и штамп отдела технического контроля. Да-да, такими черпаками разливали керосин в советских магазинах-«керосинках» и сельмагах.
Есть ещё один интересный экспонат из категории посуды. Я его раньше причислял к охладителям алкоголя: по центру ставится бутылка и вокруг обсыпается колотым льдом из панского ледника. А потом одна девушка-посетительница пообещала более детально разобраться с предназначением необычного кувшина. Вскорости позвонила. Нашла ответ в интернете. Это зольница от слова «зола». В ней разносили угли по всем печкам дворца, чтобы не разжигать каждую в отдельности.
Конечно же, в избе простолюдина такой зольницы не должно было быть. Во-первых, она без надобности для пары печек – на лопате можно перенести угли, во-вторых – слишком дорогая вещь. Не зря на ней помещён фамильный герб владельца дворца. Отыскал зольницу в Глубокском районе, который по 1939 год входил в Польшу и имел действующие дворцы.
Про посуду – всё.
2019
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |