Сведения об авторе смотреть здесь.
Есть между пышнянским Заболотьем и одноименным озером кусты. Кусты как кусты. Даже не возвышенность они занимают, а пологий спуск с высокой сельской околицы в озёрную котловину. Обычно такими оазисами становятся плохо обработанные в процессе сухой мелиорации небольшие низменности.
Летом в те кусты пролезут если только удирающие от гнуса коровы сельхозфилиала «Заозерье» - вся земля там изрыта копытами. Ну а нормальный человек туда вообще не полезет никогда – заросли как в любых иных кустах. И только внимательный краевед сумеет разглядеть в них очертания большой давней цивилизации.
Ну что необычного в отжившем свой век фруктовом саду?
Скорее всего хутор здесь находился, а коллективизация его уничтожила. Но не мог хуторянин разводить на дефицитной земле бесполезный кленовый сад.
И колхоз не мог аллеи в кустах закладывать.
И уж не каждому дано разглядеть в кленовых зарослях квадратную копань под пруд.
Нет сомнений: чтобы разгадать тайну кленовых зарослей, надо заглядывать в старину поглубже. Старожилы вряд ли помогут - большое Заболотье обезлюдело. В таких случаях часто необходимую информацию можно откопать в справочной книге «Память. Лепельский район». Помещённый в ней «Спіс землеўладальнікаў Лепельскага павета Віцебскай губерні 1878 г.» владельцем имения «Заболотье» в 682 десятины называет Войта Владимира Карловича. Есть зацепка! Не для каждого помещика она срабатывает в интернетпоисках, но в случае с нашим паном получила невероятное развитие.
Теперь можно с уверенностью утверждать, что всё семейство пана Войта непременно обнималось с эти гигантским клёном, ведь исполину несколько сотен лет.
А отставной военный чиновник Владимир Войт купил имение «Заболотье» и переселился в него с семьёй в 1869 году. Так что и второй старый клён был другом почётного мирового судьи Лепельского уезда.
С молодых лет Владимир Карлович слыл писателем. Его коньком было сочинение пиратских романов. Не обошёл он и романтическую любовь того времени. Однако критики нещадно бомбили его творчество. Стиль подачи и сюжет называли пошлыми светскими штампами. Конечно же, автор был не согласен с борзыми обозревателями, однако литературную деятельность приубавил. Живя в спокойном «Заболотье» писал всё реже и реже, больше ради забавы. А вот исторические очерки Войта, написанные в окружении мягкой лепельской природы, о становлении русского флота, знаменитых мореплавателях, дальневосточной природе имели успех. Их с охотой печатали популярные журналы.
На возвышенном краю усадьбы находилась беседка, где творил писатель. Пейзажи небольшого полевого водоёма рождали творческие фантазии. Теперь с того места озеро Заболотье заслоняют прибрежные заросли ольхи.
Господский двор занимал обширную территорию. Сейчас уже трудно различить, где были хозяйственные постройки, а где дворец. Руин мало – всё раскрадено революционным крестьянством. Угадывается много оснований колонн, по всей длине державших важное здание. Сохранились лишь незначительные фрагменты фундаментов.
К пруду направляются неглубокие ровные канавки – всё, что осталось от ирригационной системы имения.
Несмотря на вроде бы западнославянскую фамилию (войт – выборная чиновничья должность в Великом Княжестве Литовском), уроженец Тверской области Владимир Войт был отпетым русским солдафоном и сочинял дифирамбы Михаилу Муравьёву, вешателю повстанцев Калиновского.
Прожил Владимир Войт 86 лет. Умер в 1900 году.
Пусть это фотоблуждание станет наводкой лепельским краеведам для более подробного воссоздания биографии отнюдь не рядового лепельца, посвятившего развитию нашей земли 31 год жизни. Как-то не верится, что писатель не посвятил ни одного произведения столь продолжительному периоду золотого возраста. Где-то пылятся его рукописи или даже издания и про Заболотье.
2019
НРАВИТСЯ 1 |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Мне на акаўнт напісаў Велосипедист, што чуў ад сваёй бабы, быццам маёнткам “Забалацце” (пышнянскае) кіравалі тры браты Спасоўскія, адзін з іх нават пахаваны на мясцовых могілках. А Уладзімір Карлавіч Войт меў ва ўласнасці іншае Забалацце (поўсвіжскае). У прыклад прыводзіць спасылку на даследаванне Васіля Азаронка на сайце “Проза.ру” https://www.proza.ru/2016/03/19/756 (глава “И Войт с варяжской темой…)”
Пагаджаюся, што мог наблытаць с лепельскімі Забалаццямі і замест сядзібы Войта апісаў маёнтак Спасоўскіх. Велосипедист, давай нейкім чынам пакажам народу ўспаміны тваёй бабы.
А цяпер папрок у бок Васіля Азаронка. Выкладу яго ў форме асабістага звароту да даследчыка тыднёвай даўніны. Гучаў зварот прыкладна так (падаю паводле памяці, паколькі дыктафонны запіс не вёў):
“Васіль, ты даследуеш шмат цікавага, аднак змяшчаеш свае працы ў трыдзевятым царстве – на сайце “Проза.ру”. Іх чытаюць тыя людзі, якія ніякага дачынення да апісаных падзей і мясцовасці не маюць. Такія-сякія публікацыі змяшчае раённая газета. Аднак і яе чытаюць старыя людзі і падпісчыкі па прымусу. Усе зацікаўленыя тваімі тэмамі краязнаўцы тусуюцца на сайце “Лепель.бай”. Пішы туды, і тады табе не давядзецца персанальна кожнаму суразмоўцу тлумачыць, што Лепель заснаваўся не на мясцовым востраве, а на тэрыторыі цяперашняга Чашніцкага раёну, што Эса злучалася з ракой Бярэшчай дзесьці ля возера Бярэшча і шмат падобных іншых цікавых гіпотэз. Твой чытач чакае цябе на лепельскім, а не на расійскім сайце. Я не супраць сайту рускіх пісьменнікаў “Проза.ру”. Нават сам змяшчаю туды свае “Личные мемуары о красной эре” ( https://www.proza.ru/avtor/lazuryt ). Аднак не для інфармацыі рускага чытача аб падзеях у чырвоную эру на лепельскай зямлі, а выключна дзеля таго, каб дзесьці захаваць сваю найбольш важную тэму на выпадак, калі “Лепель.бай” раптам перастане існаваць”.
Васіль Азаронак мяне выслухаў, але ні словам не адказаў.
Блукач, моя бабушка умерла в 1980 когда мне было 16 лет, а в таком возрасте интересовали другие темы, а не история "эксплуататоров трудового народа". Все, что помню я уже написал в аккаунт.
Но то, что имение пренадлежало братьям Спасовский это точно, про это говорили все односельчане. Даже местное озеро именовали как Спасовское. На фото вроде дуб, а не клен. В нескольких метрах он этого дуба и был двухэтажный дом. А фундамент на фото это остатки хозпостроек. Рядом проходил большак из Пышно в Воронь, от его остались местами канавы по бокам и старые липы. Большак обозначен на старых картах, по нему в 1939 Краная Армия двигалась на Польшу. Возле большака чуть западнее распологалось католическое кладбище, на нем есть остатки разрушенного склепа на месте захоронения одного из братьев Спасовских. Местных хоронили на другом кладбище в центре деревни, там же распологалась и провославная церковь. В годы войны в деревне распологался немецкий гарнизон, а дальше за озером начиналась партизанская зона. Колокольню немцы переделали под пулеметную вышку. В итоге церковь сожгли партизаны. Потом на смену немцам пришли вояки Каминского, местные их именовали "народники"
В 30-е годы в помещечьем имении был коммуна. Если верить публикации Кривца Николая в районке в 1970-е, то это первая коммуна в районе и организатором ее был его отец Кривец Семен. После войны дом разобрали местные на кирпич для печей
Блукач, попродуй свяжись с Полонским Анатолием. Он родился в Заболотье, общался с людьми заставшими дореволюционные времена и должен знать больше
Велосипедист , з Палонскім у мяне сувязь ёсць. Ён мне шмат напісаў пра Забалацце, але пра маёнтак не было. Ды ён сам блог чытае, таму адгукнецца, калі захоча. А пісаць ён заленаваўся. Скіроўваў мяне ўсё да свайго сябра Станкевіча. Я таму аднойчы патэлефанаваў, дык той не захацеў даваць інтэрв´ю. А старое дрэва - клён: па апалай лістоце бачна, калі павялічыць здымак. А з расповдяў Колі пра свайго бацьку Сямёна Крыўца я ведаў, што той быў старшынём калгаса, і аднойчы ўначы конь яго п´янага завёз у Польшчу, адкуль вяртаўся ўпотайкі. Гэтая гісторыя ў мяне ў блогу ёсць.
Васіль Азаронак пацвердзіў, што маёнтак "Забалацце" (пышнянскае) на самой справе належаў Сігізмунду Нікадзімавічу Спасоўскаму, а Уладзімір Карлавіч Войт валодаў маёнткам "Забалацце" (поўсвіжскае). Узгаданая ў тэксце кніжка "Памяць" падае, што ў 1878 годзе ўласніцай маёнтка "Забалацце" памерам у 4153 дзесяціны зямлі была Спасоўская Ева. Можа было трэцяе Забалацце? І ўсё ж я больш веру Азаронку Васілю, бо ён перакапаў мноства архіваў.
Сваю памылку прызнаю, аднак здымаць бадзячыя нататкі не буду. Няхай застаюцца, бо гэта не даследчы матэрыял, а развагі няўрымслівага валацугі. Усё ж з натуры паказаныя фрагменты самога маёнтку, якога да гэтага часу практычна ніхто не бачыў, і змешчаная кароткая дакладная інфармацыя пра амаль што лепельскага пісьменніка, незаслужана забытага, хоць і з іншага месца Лепельскага павету. Хто прачытае нататкі, той не праміне і каменты да іх. І ўсё стане на свае месцы.
Мяркую ў хуткім часе пашукаць фрагменты ўжо сапраўднага маёнтку Войта ў іншым Забалацці. А зацікаўленым маёнткам Спасоўскіх паказваю здымак карты, што даслаў Велосипедист. Ён яскрава адлюстроўвае месца знаходжання маёнтку "Забалацце" адносна возера Забалацце:
Па лисци - дык клён. Але гэтких клёнау , дыяметрам каля 2х метрам - дык дзива!!! Цуда !!!
Валацуга. даследчуй далей. Цикава !!!
Ева Спасовская могда быть родственницей братьев Спасовских и имение по наследству могло перейти к одному из них. Они были вроде не старые. Ходили байки, что большей частью они жили в Петербурге, лишь иногда наведывались в имение и во время их визитов якобы один ушлый мужичок из Стай возил по вечерам к ним своих дочерей, а утром отвозил домой
Велосипедист , у кнізе "Памяць" імя пані Спасоўскай па руску напісана з двумя літарамі "в": Евва.
Что касается земельной собственности писателя Войта, то читайте материал Азоронка "За четверть века до катастрофы" на "Прозе.ру"
https://www.proza.ru/2016/03/19/756
Ад сябе дадам: во колькі цікавага даведаліся з гісторыі я і ўсе чытачы, дзякуючы маёй памылцы. Не было б яе, амаль ніхто не ведаў бы ні пра Забалацці, ні пра Войта, ні пра Спасоўскіх. Няхай ім доўга ікаецца на тым свеце.