Сведения об авторе смотреть здесь.
Километра за три от деревни Гадивли находится урочище Козловский Хутор. Название говорит само за себя – на заброшенной поляне после Столыпинской реформы и до выселения хуторов в период коллективизации там жили хуторяне Козловские.
Не сам по себе интересен Козловский Хутор. За ним сразу начинается хвойный лес, вдоль и поперёк перекопанный глубокими кривыми окопами, обрушиться которым не дают толстые корневища деревьев.
Одни говорят, что оборонительные сооружения сохранились с «николаевской» войны, другие – с «белопольской».
С дошкольного возраста помню окопы такими же. Они нисколько не изменились по своей форме.
А вот окрестности их за полтора десятка лет поменяли вид основательно.
Теперь значительная часть окопов проходит не по старому сосновому бору, а извивается по обширному лесоповалу – делянке (снимки сделаны в 2016 году).
Всю сознательную жизнь меня интересовала загадка окопа с таинственным обваленным входом, в котором видны были гнилые брёвна. Сомнения не возникало – это была штабная землянка, а согласно военной терминологии: блиндаж. Искусственный холм безошибочно определял командный пункт.
В склонах холма хозяйничали лисицы, барсуки или еноты. Они бесстрашно проникали внутрь блиндажа. Местная же детвора отваживалась лишь с краю заглянуть в таинственную бездну.
Взросление не притупило детского интереса. В начале нынешнего века с таким же интересующимся местной историей краеведом Скалабродом прихватили походные лопату с топором и отправились на Окопы (так ещё местные люди называют урочище). Разгадаем тайну блиндажа!
Первые шурфы заложили от боковых звериных нор – на метровой глубине сплошной материк (нетронутая земля). Значит, во время постройки блиндажа грунт здесь не трогали. Переместились ближе к западному входу. Копаем. Обрубаем корни.
Докапываемся до потолка. На наклонённых балках он лежит боком. Сруб стен сохранился, однако местами корневища затолкали его внутрь подземного укрепления.
Скалаброд уже с головой спрятался в землянке. Лопата едва достаёт до края ямы, чтобы выбросить землю изнутри.
Всё время боимся, как бы ни попасть на старый боезапас. Успокаиваем себя мыслью, что тогдашняя детвора давно вынесла всё интересное и опасное. С облегчением воспринимаем стук лопаты о деревянный пол. Скалаброд очищает круглые половицы от песка. Абсолютно ничего лишнего нет – лишь разрушенные стены, потолок, пол. Даже стол не сохранился.
Ничего интересного не нашли в смысле материальных раритетов. Зато удовлетворили личный духовный интерес к загадочному месту, который не давал жить спокойно на протяжении десятилетий.
2019
![]() НРАВИТСЯ |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
А что за обваленные окопы в районе кесты? Приблизительно здесь: 54.765637, 28.529986
в молодом сосоннике.
Влад Иванов, ёсць два варыянты адказу: 1) партызаны рабілі засаду паблізу шашы; 2) акопы засталіся з польскай вайны. Другі варыянт найбольш праўдападобны.