Сведения об авторе смотреть здесь.
Даже на территории советской Беларуси люди мылись по-разному. Когда о том узнал в 1973-м году, был шокирован. Но обо всём по порядку.
Через мою жизнь прошли и отчётливо запомнились две бани: мамкина в Гадивле и папкина в Веребках. Они диаметрально отличались по форме собственности. Мылся в обеих часто, поскольку деревни разделяли каких-то десять километров, что школьнику не составляло труда преодолеть их пешком. Учился в Гадивле, а каникулы и выходные любил проводить в Веребках.
В Гадивле у нас, как и у большинства гадивлян, была личная баня. Не имели таковую лишь бедные безмужние колхозницы.
Наш дом стоял на отшибе, в берёзовой роще. Баня ещё больше заглублялась в заросли. Воду в неё носили из колодца вёдрами. Отапливалась по-чёрному. Поэтому к стенам внутри нельзя было прислоняться, поскольку из бани выйдешь в тысячу раз грязнее, чем в неё вошёл. Тщательно надо было протирать шесток для одежды.
Естественно, печка без трубы представляла собой кирпичную коробку с топкой и наваленной сверху кучей камней. По причине дефицита железных бочек, вода стояла рядом в обычной деревянной бочке, в каких квасили капусту и засаливали огурцы. Чтобы не сгорела, её держали на некотором расстоянии от печки. Вода нагревалась исключительно разряженными боеголовками от немецких снарядов. Их докрасна раскаляли в печке, затем внутрь вставляли железную кочергу, вытаскивали и резко опускали в воду, уклоняясь, чтобы самим не ошпариться. Бочка начинала ходуном ходить, громко бурля и ухая. Три – пять снарядов при двойном разогреве нагревали воду до горячего состояния.
Надо было перед помывкой хорошо проветривать баню, чтобы не угореть. Однажды моя жена Наташа упала на пол прямо в процессе мытья. Я её голую более сотни метров нёс на руках в хату. Там откачивали бедолагу всей семьёй. Так угорела.
Конечно, не у всех были именно такие бани. Были и покруче. Но встречались и ещё более убогие. Очень красочно и смешно описал помывку в бане беларусский писатель Максім Гарэцкі в рассказе «У лазні». Пока читаешь, одновремённо и обхохочешься, и ужаснёшься. Однако возвратимся в нашу баню.
Парились традиционным способом, выливая ковш воды на камни. Рядом стоял чёрный от сажи полок для парения. Естественно, он был вытерт до блеска. Предбанника не было. Заходили с улицы сразу в тёмный горячий ад. Так же и выходили – сразу во двор.
Те, у кого не было бани, по договоренности мылись у родни или соседей. Мы мылись в два захода. Сначала папка с мамкой, я, сестра Анька и братья Васька с Толиком. Вторым заходам помывку устраивали баба Ганна и тётка Нинка, жившая с нами. Не помню, в каком классе с меня мальцы начали смеяться, что моюсь вместе с бабами. Я застеснялся и установил третью смену помывки, т.е. отделился от семьи. Позже ко мне примкнули младшие Васька с Толиком.
Запомнился один результат совместного мытья в бане. Васька был младше меня на пять лет. Однажды дома спросили у него, что он видел интересного в бане. Малыш без обиняков ответил:
- У папки палку.
Ответ у домашних вызвал восторг и спровоцировал второй вопрос: а что на том месте есть у мамки? Васька на полном серьёзе ответил:
- А у мамки там тряпка.
Много лет потом ржала с такого остроумного по незнанию ответа наша семья.
Про качество мытья. Приходили из бани раскрасневшимися будто раки. Однажды старшеклассники собрались на большаке, чтобы идти в Велевщину на танцы. Вдруг Тимка Гридюшко поинтересовался, был ли я в бане. Ответил утвердительно. Тогда он сделал замечание, что в ушах у меня грязь. Я смутился и начал слюнявить палец и мыть ушную раковину. Но это скорее показатель собственной небрежности, чем качества помывки в целом.
В Веребках баня была общественной, с дымоходом. Построили её сообща дяди Коля Прусский, Миша Дёмка, Антон Дёмка и мой папка. Мылись в две смены: строители и их сыновья, затем жёны строителей и их дочки. К последним примыкали безбанные баба Антоля Дёмка и баба Марьичка Шушкевич с дочкой-бобылкой Ленкой. В коллективной бане было интересно: дядьки рассказывали много военных и мирных историй.
У деревенских бань была одна, непонятная мне до сих пор особенность – их эксплуатировали по субботам, одну пропуская. Это значит дважды в месяц. Причиной тому, что самое вероятное, была экономия дров – их баня съедала много. Но ведь в Веребках четырём хозяевам при таком графике отапливать одну баню приходилось крайне редко. Значит, и дров уходило мало. Может проблемный сам процесс? Да, он съедал полдня. Но всё равно график «через субботу» не укладывается в голове. Как же мылись в течение двух недель, от бани до бани? Просто: из руки кружкой воду наливали в другую согнутую в горсть ладонь, ставили кружку и быстро смазывали лицо не успевшей убежать сквозь пальцы водой. Был второй метод: из кружки набирали в рот воду, а затем выпускали её в пригоршни и тем умывались. Чудо прогресса рукомойники с толкательным клапаном в наших краях начали появляться лишь в 60-х годах.
Может в речках да озёрах умывались? Изредка, если они близко. Стоя на берегу или мостике на корточках, выхватывали воду из течения и умывали лицо, руки и даже ноги. А купание взрослые не практиковали. Всего один раз видел, как мамка купалась в «нашем бучке» - в Береще. А папка вообще никогда не купался – у него была астма, и он боялся простудить лёгкие.
Как же тогда отчищали себя от ежедневной сенной пыли, грязи от резиновых сапог, слоя пота на теле? Так, как было описано выше. В экстренных случаях набирали в таз воду и мыли ноги. Если собирались на застольную гулянку, таким образом тётки мыли волосы.
Может это только в Гадивле и Веребках жили такие грязнули? Отнюдь! Я женился на девушке из деревни Цна Лунинецкого района Брестской области. Оба мы были уже изнежены душами в городских общагах. Поэтому меня охватил ужас, когда узнал, что в 500-дворной Цне нет ни одной бани. На вопрос, как же моются, ответили, что в реке Цне. Но это неправда, поскольку ни одной тётки, купающейся в Цне, я не видел. Иногда бултыхались в течении пьяные дядьки. Я с ними сдружился, и мы резвились в волнах вместе.
Однако у тёщи Евы Видникевич была в доме собственная баня. Её представлял огромный таз диаметром в метр. Однажды видел, как в нём бултыхалась тёща, и даже меня спину потереть как-то позвала. А её отец, дед Гришка, рано потерял жену и часто ходил по бабам проживать вместе. Так он всегда таскал с собой такую вот баню-таз.
Впоследствии в Цне колхоз построил общественную баню типа городской. Я даже несколько раз посещал её вместе со своим корефаном-тестём Гришей. Отличная помывка получалась. Но после развала Советского Союза общественную баню преобразовали в православную церковь. Вот она.
И вновь Цна осталась без бани.
Жизнь улучшалась. Жить становилось веселей. В Гадивле мамка построила новую баню, дым из которой выходил в небо через трубу. Железную бочку с водой поставили прямо над огнём. Отопительные снаряды где-то затерялись.
Когда я в 1974 году получил комнатёнку в 12 квадратных метров из переделанной в семейную общагу столовки «Сельхозтехники», на шесть семей приходился лишь один кран с холодной водой. Но мыться нам разрешалось в душе кочегарки. Горячей воды тогда во всём микрорайоне не было, и в душ ходили семьями. Однажды, стоя под дождиком, моя жена как заорёт благим матом. Я резко поворачиваю голову и вижу чей-то глаз в дверной щели. Резко ударяю по двери. Она распахивается и бьёт по морде отпрянувшему кочегару Володьке Телепню. Тот с испуга мямлит: «Чего она?».
Когда в 1976 году получил комнату аж в 24 квадратных метра в общаге из перестроенной старой конторы «Сельхозтехники», на каждом из двух этажей был титан. Насобирал щепок, протопил его и мойся в своё удовольствие. Но всё равно для основательной помывки ходили в кочегарку или ездили в свои деревни. Впоследствии – это в конце 70-х – «Сельхозтехника» к котельной пристроила настоящую общественную баню, с парилкой. Лафа была!
Следует отметить, что баню наши люди очень любили. Часто посещали городскую. Она была до смешного дёшева – 20 копеек за посещение, что было на две копейки меньше бокала пива или на четыре копейки дороже буханки чёрного хлеба.
Дальше я теряюсь. Не могу вспомнить, когда в микрорайоне сельхозтехника по трубам пошла горячая вода. Точно помню, что в средине 90-х директор райагропромтехники (так впоследствии стала называться «Сельхозтехника») Ефимович собрал общее собрание жителей микрорайона с целью дать примерно такое напутствие: не требуйте горячей воды, скоро и отопление прекратится, всё идёт к худшему, улучшения не будет, лучше сооружайте в квартирах печи.
И люди послушались. Не все, правда, а отпетые трудоголики. По две печи влепили в двухкомнатках. Лодыри же типа активистов первых лет коллективизации, к коим отношу и себя, естественно, поленились. Однако паника оказалась фейковой. После одни трудоголики разобрали ненужные печи 90-х, другие из-за неказистых кирпичных баррикад не могут продать квартиры.
Я даже побыл собственником личной бани. Когда в 1997 году купил себе старую хату под дачу в Свяде, городская соседка Галка Подобедиха мне все уши прожужжала: строй в первую очередь баню, она прежде всего вам необходима. Послушался. Нанял двух местных мужиков и они из новых брёвен срубили мне баньку всего лишь на три человека вместимостью. Это было чудо. Нагревалась несколькими поленьями до состояния ада за пару часов.
Эксплуатировал я её нещадно – каждую субботу. Баня была моей гордостью и объектом зависти безбанных дачников. А потом в 2003 году понял, что дача, чтоб на ней лишь горб наживать, мне не нужна. Продал. Вместе с баней.
Когда же с возрождением экономики в трубах квартиры появилась горячая вода? Начинаю вспоминать поэтапно. В 2002 году балдел на озере Нарочь в профилактории «Спутник» Молодеченского радиозавода. Мой сосед по проживанию учил меня, что тройное бритвенное лезвие тупится при промывке под струёй холодной воды, требуется горячая. А я вслух сокрушался, что у нас нет таковой. Отчётливо запомнил год.
Полез в свои талмуды. Откопал запись, что 6 сентября 2006 года за 43000 бульбонов, что равнялось 19,9 доллара, купил водяной фильтр для электрического водонагревателя. Когда купил сам водонагреватель – не нашёл. Значит, в 2006 году городской жилфонд обходился без горячей воды. Потом по выходным её стали давать сначала в Боровке, а потом и в Лепеле. Наступило бытовое блаженство. Впоследствии горячая вода пошла ежедневно и без перебоев. Даже иногда возмущаюсь, что перегревают до уровня кипятка.
Теперь изнуряю себя в горячей ванне, поскольку душа мне уже мало. Блаженствую и размышляю, что обыватели ведь не помнят, когда для них наступил коммунизм в снабжении горячей водой. Но не всё так безоблачно с помывкой и в нынешней жизни.
Осенью 2018 года меняли водопровод в «Сельхозтехнике». Воду отключили более как на месяц. Дело важное, критике не подлежит. Направляюсь мыться в городскую баню.
Хорошо попарился, помылся. За посещение заплатил шесть рублей с копейками. Дорого ли это? Бегу в свои талмуды смотреть, сколько с меня высчитывает коммунальная служба за пользование всей потреблённой водой, подогрев её и канализацию: 12 рублей 21 копейку (5,9доллара) за октябрь 2019 года. Получается, что мы с женой за каждого платим в месяц чуть больше шести рублей (три доллара) за помывку себя и посуды бессчётное количество раз. А в общественной бане за один приход надо отвалить столько.
Однажды спросил у знакомого бича из частного городского дома, где он моется. Ответ был ожидаемым: в бочке, которую наполнил стекающий с шифера дождь. Ещё спросил, посещает ли когда-нибудь городскую баню. Никогда. Почему? Потому что за один раз надо отдать столько, сколько стоит поллитровка водки.
Пипец – приехали!
12 декабря 2019 года.
Читайте мои единственные в мире «Личные мемуары о красной эре».
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Лучший комментарий
А вообще,для меня баня,это не просто про помыться. Помыться и в луже можно. Тут прав Блукач. Баня,это какой то особый ритуал. По моему разумению,сам процесс подготовки к бане,все последующие действия,наличие хорошей компании (это особенно ценно!) и весь последующий антураж многократно превышают по значимости то,что ты вдруг станешь чистым. В каких только банях я не бывал! Им несть числа! В любой есть своя привлекательная сторона. Но... Сауна,это вообще то немного не то. Не даром есть туча анекдотов про мытьё со срамными девками именно в сауне. Там это вполне уместно. Потому как это не совсем и баня. Турецкий хаммам... Это какой то склизкий цирк! Вроде и вымылся,и интересно поначалу,но... Японские бочки со всякими ароматами,это просто развлекуха для того,чтоб потом в компании похвастаться,-мол ,бывал! Однако...Нет той отрады,как после нашей парной с веничком! В Лепеле меня приглашали в свои личные бани многочисленные друзья и знакомые. Где то что то лучше,где то что то интереснее. Но больше всего мне нравится лепельская городская баня. Особенно сейчас,после ремонта. Вот не поверите,одна из очень значимых причин,по которой я так часто езжу в Лепель,это возможность сходить в городскую баню. Просторнейший предбанник-раздевалка. Не то,что в некоторых выйдешь из парной охладиться,и некуда зад воткнуть от тесноты! Просторнейшая парная. Машешь веником и потолок,при этом,не шкрябаешь! Хожу приблизительно в одно и то же время,поэтому некоторые совершенно незнакомые мне люди стали уже как родные! Понятия не имею кто они и как их зовут,но без них уже и баня не баня. А потом... Приезжаешь домой,стоишь над мангалом с пузырящимися шашлычками,ветерок тебя чистого обдувает,жена по грядкам шастает - зелень всякую дёргает,коты окрестные по всем заборам сидят... Эх,-лепота... Всё! Решено! Еду на Новый год в Лепель! Это ж раза три в баню схожу!
Вспомнилось и мне мытьё в "чёрной" бане. Именно в такой мне приходилось мыться до 6-ти лет. У моей бабушки баня была на двоих с её соседкой бабой Таней. Больше всего запомнились действительно совершенно чёрные мазучие стены и мочалки из липового луба. Я искренне считал,что на самом деле, это мочалки из осоки. Какими же кусачими они были! А каким же щипучим было хозяйственное мыло! Кошмар! Мылись точно в два захода. Сначала мужики,потом бабы. Мужики шли на первый пар,а бабы им в это время стол готовили. Традиция у нас такая была. За дикую духоту,кусачие мочалки и щипучее мыло я ненавидел баню всеми фибрами своей детской души! Единственная радость,-после бани мне полагалась бутылка лимонада.Какой же вкусный был тот лимонад! А потом ещё и со стола что нибудь вкусненькое можно было стибрить... Потом мы переехали на два года жить в деревню. Там ходили мыться в баню к другу отца дяде Ивану. Тот был каким то заготовителем и в деревне считался человеком богатым. У него была баня попросторней и топилась уже по "белому". Тогда я уже стал ходить в баню с мужиками. Это было гораздо лучше. Отцу до меня особо делов не было,поэтому мне наливали в таз воды и я плескался в ней предоставленный сам себе. Только уже перед окончанием отец мыл мне голову и намыливал один раз. А когда вернулись жить в мой родной райцентр,то ходили уже в городскую баню. Навеки в памяти остались длиннющие очереди,капавшая с потолка вода (конденсат) и постоянный нескончаемый гул-гомон мужицкого скопища. Попеременно затыкая-открывая уши можно было даже какую то особенную банную музыку самому себе играть.
А вообще,для меня баня,это не просто про помыться. Помыться и в луже можно. Тут прав Блукач. Баня,это какой то особый ритуал. По моему разумению,сам процесс подготовки к бане,все последующие действия,наличие хорошей компании (это особенно ценно!) и весь последующий антураж многократно превышают по значимости то,что ты вдруг станешь чистым. В каких только банях я не бывал! Им несть числа! В любой есть своя привлекательная сторона. Но... Сауна,это вообще то немного не то. Не даром есть туча анекдотов про мытьё со срамными девками именно в сауне. Там это вполне уместно. Потому как это не совсем и баня. Турецкий хаммам... Это какой то склизкий цирк! Вроде и вымылся,и интересно поначалу,но... Японские бочки со всякими ароматами,это просто развлекуха для того,чтоб потом в компании похвастаться,-мол ,бывал! Однако...Нет той отрады,как после нашей парной с веничком! В Лепеле меня приглашали в свои личные бани многочисленные друзья и знакомые. Где то что то лучше,где то что то интереснее. Но больше всего мне нравится лепельская городская баня. Особенно сейчас,после ремонта. Вот не поверите,одна из очень значимых причин,по которой я так часто езжу в Лепель,это возможность сходить в городскую баню. Просторнейший предбанник-раздевалка. Не то,что в некоторых выйдешь из парной охладиться,и некуда зад воткнуть от тесноты! Просторнейшая парная. Машешь веником и потолок,при этом,не шкрябаешь! Хожу приблизительно в одно и то же время,поэтому некоторые совершенно незнакомые мне люди стали уже как родные! Понятия не имею кто они и как их зовут,но без них уже и баня не баня. А потом... Приезжаешь домой,стоишь над мангалом с пузырящимися шашлычками,ветерок тебя чистого обдувает,жена по грядкам шастает - зелень всякую дёргает,коты окрестные по всем заборам сидят... Эх,-лепота... Всё! Решено! Еду на Новый год в Лепель! Это ж раза три в баню схожу!
Не знаю почему, но по моим наблюдениям западнее Витебщины почему-то реально не было бань частных - появились уже в 90-е. Народ плескался в корытах и тазиках. Прав был, наверное, Кондрат Крапива, когда писал в 1923-м году (Будуйце лазнi):
Ад Барысава да Слуцка(Аж прызнацца нейк нялоўка)Ўсе прывыклі не па-людскуСяк-так боўтацца ў начоўках.
СМК, з цябе атрымаўся б добры літаратар, каб адразу ступіў на шлях пісакаў - так маляўніча апісаў лазні дзяцінства і лепельскую. Бы той мастак з натуры.
http://rv-blr.com/literature/1582 Гэта апавяданне беларускага класіка Максіма Гарэцкага, напісанае ў 1913 годзе. Абавязкова пачытайце.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, у Шукшина тоже есть хороший рассказ про баню."Алёша Бесконвойный".
В начале 2000-ых в Новгородской области, попал в баньку по черному. Баньке лет 70, но нас с женой удивило, банька не черная, стены без копоти, над печкой по черному вытяжка из досок, как над горном кузнеца. И какой-то удивительный банный запах. Я такого больше нигде не встречал. И вообще новгородцы удивляли, в домах которым лет по сто, обязательно теплый туалет, устанавливался над коровником, но вход из дома. Но это уже другая история.
Яшчэ адну дэталь мыцця ў лазні прапусціў. Да 1964 году святла ў Гадзіўлі ўвогуле не было, а пасля праводзіць электрычнасць у лазню лічылася празмернай раскошай. Карысталіся лямпамі без шкла, бо яно ад вады расколвалася. Прымянялі капцілкі, якія дадавалі копаці яшчэ болей.
Памятую, у маёй тётки была баня якую будавали яшчэ у вайну. Тады яе будавали як блендаж, дакладней, як бомбаубежышча. Уся урытая у зямлю, тольки крыху нахиленная крыша узвышалася над зямлёй. У час бамбёжки, як асвабаджали Лепель,амаль уся вулица збягалася хавацца ад бомбау. И гэдак мылися там мы и тёткина сямья, ды яшчо и суседка Марфа П. дзесци да канца 60х г. Вядома баня была "па чорнаму".
Потым , мой брат Вася пабудавау новую. А мы, у 1972 г. перанесли старую хатку, ближэй к рацэ, пад баню.
Вярнуушыся з войска, у1974 г., мы яе абуладкавали. И ужо тапилася праз трубу.
Тапиць бани для мяне была радасцю. Тапиу кожную нядзелю (па субботах).
Так як у "першы дух" часцяком прыходзилася хадзиць аднаму, дык я кликау суседа.
Аднойчы ён папрасиу, каб апасля усих , ён прыходзиу у баню усёй сямьёй. Я згадзиуся. И прыкладна гадоу 5 яны у маёй бане мылися.
И.......палучыу "благадарнасць". Павыцягвау усё з пад хаты. сёй тое з сарая.........
И каб "абялиць" сябе, яны узводзяць на мяне усялякия "плётки". Дажа и зяця, яки з чэснай сямьи, сумели пераканаць, каб и ён паклёпничау пад ихную дудку. (А раней я личыу яго чалавекам маючым сваю думку).
Мяркую. Краденое - никаму не прыносит ни пользы , ни радости, ни тем более счастья..... А клевета и ненависть бумерангом вернётся им в их обитель.
Прошу! Пусть рассудит нас БОГ!!!
Микола Паравоз, ніхто вас ніколі не рассудзіць. Будзеце ў разладзе кожны пры сваіх меркаваннях, бо кожны лічыць праўду за сабой. А людзі? Я, напрыклад, таго чалавека не ведаю, а ведаю цябе, таму на тваім баку. І так усе. Аднак табе ад таго не лягчэй. І ўсё ж ведай: я за цябе. Якая ні якая, а маральная падтрымка.
Терентий, дык у цябе ж самога ў Донях класная лазня. Пахваліўся б, здымак выклаў бы, можна і са ШВейКам балдзёжным.
1980, у Шушкшына крыху не тое. Там лазня падаецца бы прыемны рытуал, мяжа задавальнення. Вось скарочаны змест: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/vasilij-shukshin/alyosha-beskonvojnyj-kratko
Каб выклікаць апавяданне цалкам, дастаткова актывізаваць словаспалучэнне Алёша Бесконвойный і выскачыць куча варыянтаў.
Виктор Ленчевский, лазні ў Беларусі становяцца рэдкасцю не на захад, а на поўдзень ад Віцебшчыны, а яшчэ дакладней: на поўдзень ад Мінску.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, спорить не буду. В Минском районе частных бань особо не было по моим наблюдениям. Сейчас строят и не деревянные, а из шлакоблоков или кирпича: парилка и душ. Наши родственники из-пад Менску критикуют наши деревянные бани - типа что за баня такая: где паришься там и моешься, я - их бани, это разве баня, помылся в душе как в квартире.
Виктор Ленчевский, так, ёсць лазні крутыя і добрыя, ёсць бедныя і цесныя. Аднак я ўхваляю ўсе. Не ўмею ў душы мыцца. У ім мне хапае нейкіх 5-10 хвілін на працэс. У гасцінічным душы сам сабе думаю: вада ж бясплатная, стой доўга. А чаго дарэмна стаяць, калі намыліўся, пацёрся, змыў мыла? Не вытрымліваю і вылажу. Ужо лепей у ванне з паўгадзіны паваляцца.
Точно,Блукач! Я тоже забыл упомянуть об этих коптилках. В бане бабы Тани коптилку ставили на маленькую полочку почти под потолок. От взмахов веников пламя на ней трепыхалось в разные стороны и поэтому по стенам мелькали какие то особенно таинственные тени. Тени двигались,шатались и в моём детском воображении рисовалось что то "жудаснае"! Какие то чудовища то ныряли под полок,то выныривали оттуда.
Терентий тоже в точку попал. Ведь запах "черной" баньки ни с чем было не перепутать. Что то в нём было особенно приятное,манящее нас малых. Помню,мы дети частенько игрались в этой бане в разную фигню. А когда я приходил домой,то бабушка сразу же унюхивала где это я полдня обретался.
Виктор,вот начало и мне что то такое вспоминаться. Я не имел возможности наблюдать в бытовом плане жизнь на западе Белоруссии,но вот помню... Бабушка мне рассказывала о том,как они "у вайну были у бежанцах у Литве". Где то возле Тракая. Она всё вспоминала какой то замок и озеро. И ещё вспоминала,что у литовцев ВООБЩЕ НЕ БЫЛО бань! На всю деревню ни одной! Она рассказывала,что мылись они вообще не часто,и делали это в каких то лоханках с нагретой в чугунках водой.
В Калининской области, мылись в русской печи, она выкладывалась с огромной топкой, в ней свободно помещались 2-е взрослых с тазиками. Когда работал на заводе "Арсенал" в Ленинграде к нам в цех любил заходить мужичок с соседнего цеха. Далее с его слов: я то маленький был и меня на помывку брали с собой женщины. И однажды вылез из печи, а у меня писюн возбужденный (стоит) бабушка как увидела и говорит плохая примета, по помните мои слова. И как в воду смотрела, на завтра война началась. Вся курилка сполза со скамеек по полу валялись держась за животы. Вот такая банная история.
СМК, твае ўспаміны пра лазню заслугоўваюць асобнага мемуару. Ты, вядома, не пагодзішся, каб яны былі за тваім подпісам. Ёсць варыянт змясціць іх пад псеўданімам. Бо па каментах не кожны лазіць. Няхай чытаюць! Ці СМК падпісаць, ці зусім абы што прыдумаць?
Терентий, цалкам праўдападобна. Але такі расповяд у афіцыйны літаратурны твор не змесцяць, бо прылічуць да пахабшчыны. А гэта ж жыццё нашае. І мы пра такія смешныя выпадкі ведаем з вусных расповядаў ці інтэрнэту. Вось і я не надта прытрымліваюся літаратурнай этыкі. Як ёсць - так ёсць. Вядома, улічваю, што многім можа тая ці іншая сітуацыя не падабацца. Таму часам стрыножваю шалёны галоп уласных успамінаў. А каментатарам рабіць гэта няварта. Абы не было абразлівай палітыкі і голай парнухі - і прычэпак не будзе.
Блукач,воспоминаний подобного рода у меня море. Как и у каждого из нас. Многие считают меня очень хорошим рассказчиком,но далеко не всем мои "успамины" нравятся. И кроме того. Для того,чтоб написать интересно,нужно чтобы самого автора ,что называется,проняло до дрожи. А такое вдохновение нечасто посещает...
Кстати,о вдохновении... В тюркских языках слово вдохновение звучит как "ильхом" или "ильхам". А заодно это слово является очень распространенным именем. Что далеко ходить? Вспомните имя нынешнего президента Азербайджана. Так вот,году эдак в 1989-м поручили мне от нашего ведомства написать аналитическую записку в Ташкентский обком партии. Причём,срочно было нужно написать. Но вопрос был очень сложный. Помните ферганские события? Это когда узбеки резали турок-месхетинцев? Основные страшные события происходили в Ферганской,Наманганской и Андижанской областях. Но мало кто знает,что в Ташкентской области турок-месхетинцев проживало едва ли не в три раза больше,чем во всех этих областях вместе взятых! И задача перед всеми стояла чрезвычайно важная - не допустить,чтоб полыхнуло и у нас. А всё было на грани. Не дай Бог какая провокация,и ... Даже думать не хочется! Так вот,задача у меня была сложная,ведь нужно было очень-очень объективно всё оценивать. И излагать очень корректно,ведь вопросы межнациональных отношений всегда взрывоопасны. Сижу,размышляю,что то карябаю... Закурил,смотрю в окно и думку думаю. Вдруг вбегает шеф и ... Дальше такой диалог-
-Ну,ты написал уже?
-Нет пока.
-А почему? Срочно же нужно!
-Не идёт что то. Пока ильхом не пришёл.
-Что???!!! Да нах... тебе этот Ильхом? Чем он тебе поможет? Этот дебил сам трёх слов связать не может!!!
Ильхомом звали заведующего сектором информации. Занавес...
Мы все под БОГОМ ходим!!!
Валацуга. Дзякуй за падтрымку!
Тольки хачу дадаць: -я их не кляну, не жадаю чагости дрэннага. Кажу тольки адно: "Хай нас расссудзиць: ГОСПОДЬ БОГ!!!
И дарэчы . Суседзи казали, што ихняя пляменница кончыла психалагичнае ци психичнае аддяленне университэта, и зараз яна им падсказвае якую и кали пустить клевяту.
Хочацца сказаць гэтай дзяучынцы: "Схадзи и ПАИСПАВЕДУЙСЯ у ЦАРКВЕ". Инакш, як мне здаецца, з гэткими кляветами, у цябе век не будзе Шчасця.
А кали папросиш мяне, тольки искренне, дык можа и я памалюсь за цябе, каб БОГ прастиу цябе за гэта варварскае пасобничаства и узгаданую! табой клевяту и ненависть.
Повторюсь: "Мы все ходим под БОГОМ"
Подумай!!! ........Памяркуй!!!
(П. С. за 5 год ён ни ведра воды , ни палки дроу не прынёс - усё маё.. Вось и отблагодарыу........)
Вот такая у меня банька в Донях.
А вот так выглядит дух бани, когда мы увидели его с братцем то ли с пьяни, то ли с жару. И с испуга набросили на его майку, силуэт и нарисовался.
Терентий, а чаму ў яго твар нейкі незадаволены ці заклапочаны? Можа мала налілі? І шнобель надта падазроны.
Это мы его таким увидели, для других может он выглядит по другому. Но нам понравился.
СМК, а гарэлкай прывабліваць гэтага ільхома не спрабаваў?
Мартин Минчук, ты дрэнна ўглядаўся ў Блукачову пысу. На ёй адбітак поўнага задавальнення. Ад расслабону ён аж папоўз.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, ты трохі памыляешся -- я пішу пра дух лазні, які выявіўся на вешалцы. Твая пыса цалкам адпавядае абставінам.
Мартин Минчук, Блукач рады, што памыліўся. Ён ніколі не маскіраваўся: як ёсць так ёсць.
Блукач, можа ўспомніш як мылі бялізну і вопратку калі не было электрычнасці і пральных машын?
Мартин Минчук, ты мне падказаў тэму асобнага мемуару. Коратка: вырабы з тканіны мылі ў драўляных начоўках, а потым у цынкавых ваннах. Ваду грэлі на керагазе, у печцы, або на вулічным агні. На ім і кіпяцілі бялізну. Такім чынам і паласкалі. Вядома, тым, хто жыў паблізу вадаёму ці вадатоку, было прасцей. А ў Гадзіўлі да Эсы быў кіламетр, у Верабках да Бярэшчы - 300 метраў. І прасавалі цікава - драўлянымі качалкамі або прасам на вугалях з печы.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, менавіта на падрабязны асобны мемуар я і разлічваў.
Мартин Минчук, 93-і мемуар ужо гатовы. Гэты будзе 94-м. З´явіцца, мабыць, пасля Новага году.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, ці парушалася двухтыднёвая перыядычнасць мыцця, калі ў прамежках паміж мыццямі адбываліся святы (сямейныя, дзяржаўныя, паганскія, аванс, ...)? Тыпа 1 снежня памыліся, чарговае мыццё 15-га, а 7-га святкавалі нямытымі, ці дадаткова тапілі лазню? А ўлетку, магчыма, радзей лазніліся ў сувязі з тым, што пад бокам была Эса?
Мартин Минчук, памятаю толькі, што чарга на апальванне лазні парушалася перад праваслаўным вялікаднем. У пазачарговую перадвелікодную суботу лазня ўсё адно тапілася. Эса ўлетку ніякім бокам не ўплывала на чарговасць лазні па трох прычынах: дарослыя ўсё адно ў рацэ не купаліся; далёка - Гадзіўля стаіць за паўкіламетра ад Эсы, а наша хата - за кіламетр; вада ў Эсе заўсёды ў разы халаднейшая, чым у іншых вадаёмах і вадастоках, паколькі рака сілкуецца мільёнамі ўзбярэжных крыніц. Гадзіўлянскія мальцы стараліся ў пагодлівы дзень асядлаць ровары і злятаць за 7 км ў Аношкі на возера Оч, дзе вада цёплая бы сырадой - так казалі.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, зразумела. Дзякуй.