Сведения об авторе смотреть здесь.
Цитату, используемую в заголовке, коммунисты вытащили из библии и применили к мирному существованию созданного ими общества согласно коммунистической идеологии. Неплохая идея. Однако её тут же и попрали, развязав многочисленные войны по всему миру. И всё же перековка оружия на орала состоялось. Правда, значительно позже. К сведению: «орало» в переводе с церковнославянского языка – это «плуг». Недаром в беларускай мове «араты» - это «пахарь», а «пахать» - «араць».
Ведь ещё в довоенное время были такие веси, где железа даже не видели. Мой отец Шкиндер Александр родился в захолустной деревеньке Воболочье (ныне призрак), недалеко от Волотовок (ныне призрак) и Карсащины (ныне призрак) в 1936 году. Так рассказывал, что железо в Воболочье принесла война. До неё там его в глаза не видели. Все орудия труда и предметы крестьянского быта были исключительно деревянными или производными иных природных растений, животных. Как же землю тогда возделывали?
Все понимают: чтобы тащить плуг, надо как-то прицепить его к коню. Это делается с помощью валька (какое слово-то непривычное в чужом языке, а по-нашенски: ворчык – как доступно и понятно!)
Скажете: так крюк ворчыка железный! Где в Воболочье могли взять железо до войны? Отвечаю: ворчык-то является образным экспонатом моего музея старого быта, он не конкретно из Воболочья. А в «безжелезных» деревнях валька заменяла вот такая сложная конструкция. Что-то вроде деревянных ворчыка, крюка для зацепа и планки-фиксатора. Уму непостижимо насколько сложно. Зато ни одного гвоздя.
Когда же появился металлолом (ненужные сломанные механизмы), ворчыки начали отковывать полностью из железа).
Но не всегда требовался ворчык. К иным почвообрабатывающим орудиям валёк был не нужен. Их конструкция позволяла гужи от хомута с дугой (основных упорно-тягловых приспособлений) прикреплять прямо к орудиям. Попробую показать всю упряжь в сборе.
Сразу упреждаю вопрос: а где в «безжелезных» весях брали металлические зубья для бороны и плуги? Хм. Сцепку ведь я показал для наглядности. А бороны мастерили из суковатых ёлок – вот обрубки суков и резали почву, сгребая сорняки. Правда, наиболее продвинутые крестьяне конструировали рамные бороны с деревянными зубьями.
Ну, а с наступлением изобилия железа, бороны все стали изготовлять в промышленных масштабах из металла всяких размеров: подцепляй к коню столько, сколько он потянет или позволит ширина твоего огорода.
И плуг в давние времена заменяли деревянные орудия. Одно из них – соха. Правда, в моём экспонате наконечники железные, однако в «безметаллический» век их относительно успешно заменяли заготовки из прочных пород деревьев.
Про соху в моей памяти хранится рассказ одной старой учительницы Волосовичской начальной школы. Вела она учеников вступать в пионеры в среднюю школу при Веселовском детском доме. На их пути, возле нынешних руин хлебопекарни, пахарь пахал землю. Увидев детскую ораву, мужик остановил коня, спиной опёрся о соху, набросил вожжи себе на грудь и приветственно помахал детворе рукой. Те в свою очередь решили поприветствовать землепашца. Как дунули в пионерский горн, как ударили в барабан! Конь испугался неслыханной какофонии, рванул вскачь, наброшенные на грудь вожжи опрокинули мужика через соху, а её зубцы распороли тому живот. Орава подбежала к месту трагедии. Пахарь в предсмертной агонии вскочил на ноги, начал собирать по пашне собственные кишки и запихивать себе в живот.
А бороны вообще заменили экзотическими для нашей местности конными культиваторами.
Правда, нашим затюканным колхозникам такие новшества и не снились. Их использовали хуторяне Западной Беларуси до её «освобождения» от польского ига. И ручной миниатюрный окучник для грядок попал в музей именно оттуда.
Встречали что-нибудь подобное в советской деревне?
Конечно, в заголовке библейско-коммунистический лозунг во многом утрирован. Железных орудий труда стало не оттого много, что в них перековали оружие. Просто железа стали добывать и плавить значительно интенсивнее. А оружия появилось ещё больше.
2020
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |