08 фев 2020 в 09:58 — 5 лет назад

Мемуар 97. ДОПИНГ С ПЕЛЁНОК

Тема: Личные мемуары о красной эре     Сегодня: 1, за неделю: 1, всего: 1480

Сведения об авторе смотреть здесь.

 В моём дошкольном детстве, которое припало на 50-е годы, ещё не знали, что мак – это наркотик. Да и слова такого не слыхивали. Но уже соображали, что маковые зёрна обладают успокаивающим свойством. Их разжёвывали, выплёвывали в тряпочку, завязывали её в узелок и давали сосать младенцам. Снадобье быстро парализовывало неокрепшие извилины мозга, и ребёнок отключался. Отсюда и про сонь говорили: спит, будто мака объелся.

 Мак не был запретной культурой. Рос по всем грядкам вроде укропа. Специально его не сеяли, рассевался самосевом, как тот же укроп.

 Конечно же, я не помню, как меня нейтрализовывали маком. Но я лично сам жевал его для младших братьев Васьки и Толика. Мамка приказывала.

 В моём старшем дошкольном и младшем школьном возрасте ещё не было паяльных ламп, которыми позже приспособились смолить свиней. Поэтому убитому животному связывали ноги, отдельно задние и передние. Между ними просовывали жердь. За её края поднимали тушу и валяли по огромному костру. Потом соскребали обугленную щетину, вытаскивали из огня докрасна раскалённые трубы и водили ими по телу кабана, покуда оно не становилось чёрным. Тем самым выжигались даже корни волос. Весь процесс требовал нескольких пар сильных мужских рук. Для того созывали родню и соседей. Рассчитывались свежинкой и самогоном. За стол приглашали и детей. Мне также наливали рюмку и заставляли выпить. Хотя слово «заставляли» здесь не подходит. Я сам не мог дождаться этого чарующего момента, чтобы почувствовать себя большим.

 Когда выпивал рюмку, дядьки восхищались и хвалили:

 - Молодец! Ну, точь-в-точь взрослый тянет.

 Я был горд собой и старался делать всё, что советовали. Через несколько минут кто-то из взрослых говорил:

 - Ну, а теперь пройди по одной половице. Посмотрим, крепок ли ты.

 Я старался идти ровно, чтобы даже на боковой стык половиц не наступить.

 - Ай, Вовка! – восхищалось застолье. – Как большой не пьянеет. Подходи, ещё тебе нальём.

 …Моя баба Ганна Прусская была очень набожной. Соблюдала языческий обряд «Деды», которых в году было несколько. В субботу вечером мылись в бане, потом садились за стол, который ломился от крестьянских деликатесов. Обязательным атрибутом застолья была бутылка вина. Её распивали поровну взрослые и дети. Одну рюмку оставляли «дедам». Она доставалась тому, кто первым утром проснётся. За «дедову» чарку всегда конкурировали я и младшая сестра Анька.

 По всем советским праздникам взрослые и дети собирались отдельными компаниями, чтобы отметить очередную годовщину красного дня календаря. Столы заполняли вскладчину. Никогда не обходилось без алкоголя.

 Папка умер, когда я ходил в шестой класс. Пока он был живой, брал меня с собой на рыбалку. По дороге заходили в магазин к Прохору Мироновичу. Папка покупал бутылку вина и просил подать три стакана. Их наполнял поровну: Прохору, себе и мне. Было очень приятно пьянеть.

 Однажды веребские мальцы пошли на первомайскую демонстрацию в Лепель. За девять километров пути до того вымокли на снегопаде и продрогли, что зашли в коридор деревянного магазина на МКК. Грелись там и дрожали. Зуб на зуб не попадал. В это время в магазин случайно зашёл мой папка. Удивился и заволновался не на шутку. Отвёл меня и друга Валерика Демко на автостанцию в столовку и для сугреву, чтобы не простыли, купил нам по стакану вина.

 Как ехали в Веребки на автобусе, не помню. Очнулся в своей кровати. Подле меня сидел Валерик. Спросил у него, почему он крутится. Попросил не крутиться. Валерик был на два года старше меня. Поэтому меньше опьянел и объяснил, что это мозги у меня крутятся от вина. Потом я начал рыгать. Бабуля Анэта затирала блевотину на полу и на чём свет стоит проклинала папку за то, что напоил ребёнка.

 Какую бы пьянку не устраивали в хате взрослые, обязательно ставили рюмки и для детей. Правда, наполняли их соответственно возрасту. Ну, а когда выпустился из Гадивлянской начальной школы и пошёл в Свядскую среднюю, тогда часто друзья собирались небольшими компаниями, складывались, покупали алкоголь и выпивали на природе. Сохранился снимок, как осенью 1967 года я, Генка Мисник и Валерик Демко за околицей Веребок распиваем бутылку рома, которую свободно купили в сельмаге. Я тогда ходил в 9-й класс, а собутыльники были на два года старше. Кто, четвёртый, фотографировал, не помню. 

 Когда был старшеклассником, каждые субботу и воскресенье ходили на танцы в Велевщину. Было утверждение, что трезвым на танцах нечего делать. Покупали бутылку самогонки у бабы Попчихи за один рубль. Для крепости она добавляла в брагу куриный помёт. Воняла страшно. С наполненным стаканом выходили опорожнять его на крыльцо, чтобы в случае рвоты блевануть на почву, а не на пол. Но если удерживали сивуху в себе, по дороге на танцы и в клубе было очень весело. Алкоголь возбуждал настроение.

 Когда после 10 классов два месяца учился на электрослесаря участка шахты в Первомайске Ворошиловградской (ныне Луганской) области, в воскресенье пошёл в гости к другу детства Володе Шушкевичу, который жил не в общаге, а у тётки. Её не было дома, и друг своровал у хозяев бражку, которой мне позволил пить столько, сколько влезет. Потом пошли на ставок. Купались. Я настолько окосел, что потерял сознание. Володя выпил меньше и дежурил возле меня, пока я не ожил.

 На первый взгляд может показаться, что я описал личную жизнь ребёнка-пьяницы как исключительную. Но это не так. Так пили все мальцы из моего окружения. Вспомните своё детство, мои ровесники. И вы с младенческих лет напивались вдрызг. Но вы в том не виноваты. Вина лежит на обществе, которому было по фигу молодое поколение: пусть  лучше пьёт, чем задумывается о своём бренном существовании и нужности руководящей роли коммунистической партии Советского Союза.

8-2-2020.

Читайте мои единственные в мире «Личные мемуары о красной эре».



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ






Лучший комментарий

10 фев 2020 в 11:25  — 5 лет назад

Да,Валацуга,в одном ты прав безусловно - на производстве пьют намного меньше. Во первых,потому,что элементарно нет того производства,которое было при Советской власти. Вот вспоминаю-когда я жил на Посёлке,то близко к нам были такие конторы - ЭкРЗ,твоя Сельхозтехника,целых две ПМК,ДЭУ и завод ЖБИ. Что из этого осталось? Соответственно,-кому там пить? Помню,в дни получек и аванса мужички кучковались возле магазина Сельхозтехники,магазина и столовой ЖБИ. Складывались по трояку. Кому теперь там складываться? Прямо в начале Сенных улиц по кустам с бутылками шарахались мужики со складов Сельхозхимии. Кусты по прежнему есть.Мужичков нет. Твоя правда. Пьянство непосредственно на рабочем месте,конечно имело место. Опять же потому,что при Советской власти рабочих мест в Лепеле было столько,что мужички не боялись-выгонят отсюда,пойду вон туда. Помню,выперли мы с прорабом одного ханурика со своего АБЗ за пьянку. Так он уже через неделю в Райсельхозхимию устроился! А сейчас,Владимир Константинович,в Лепеле не то что пьяница,-нормальный человек устроиться не может! А ещё одна причина,почему сейчас меньше конченых бухариков такая. Конченые бухарики просто окочурились. В самом деле,в 80-х годах на обе Сенные улицы было штук пять пьяниц.И все их знали. И пили они не беспробудно. Регулярно и вдрызг,это правда. Но когда то и останавливались,чтоб делом занаться. А с началом 90-х на Посёлке появилась особая категория пьяниц. Они пили нон-стоп. Где брали на это деньги,я не знаю. Кто воровал,кто в ягоды ездил,кто имущество распродавал. Сейчас их нет. Стоят их почерневшие покосившиеся хаты. Хочешь покажу?

6


08 фев 2020 в 12:16 — 5 лет назад

Жесть, конечно, но суровая действительность. Пьянство прививалось с детства. Даже я ещё мальцом застал. К счастью, мир меняется. В городах пьют всё меньше и меньше, а на селе скоро некому будет.

4
1


08 фев 2020 в 13:25 — 5 лет назад

Леонид (admin), цалкам згодны. Зараз п´янства прыкметна меней, чым было пры камунізме. Пацвярджэнне таму - мой мемур "Пьянство на производстве":

https://blukach.by/post/1067

1


09 фев 2020 в 19:51 — 5 лет назад

Наведвальнік ці карыстальнік нашага сайту Лорд Эсакс праз сацыяльную сетку "ВКонтакте" навёў мяне на цікавы каментар на сайце радыё "Свабода". Вось ён:

Дзякую невядомым мне людзям за ўвагу да маёй персоны.

3
2


09 фев 2020 в 20:25 — 5 лет назад

Опять валацуга пиво с водкой хлещет! Пропаганда Лидского пива может вредно сказаться на здоровье!

2


10 фев 2020 в 11:25 — 5 лет назад

Да,Валацуга,в одном ты прав безусловно - на производстве пьют намного меньше. Во первых,потому,что элементарно нет того производства,которое было при Советской власти. Вот вспоминаю-когда я жил на Посёлке,то близко к нам были такие конторы - ЭкРЗ,твоя Сельхозтехника,целых две ПМК,ДЭУ и завод ЖБИ. Что из этого осталось? Соответственно,-кому там пить? Помню,в дни получек и аванса мужички кучковались возле магазина Сельхозтехники,магазина и столовой ЖБИ. Складывались по трояку. Кому теперь там складываться? Прямо в начале Сенных улиц по кустам с бутылками шарахались мужики со складов Сельхозхимии. Кусты по прежнему есть.Мужичков нет. Твоя правда. Пьянство непосредственно на рабочем месте,конечно имело место. Опять же потому,что при Советской власти рабочих мест в Лепеле было столько,что мужички не боялись-выгонят отсюда,пойду вон туда. Помню,выперли мы с прорабом одного ханурика со своего АБЗ за пьянку. Так он уже через неделю в Райсельхозхимию устроился! А сейчас,Владимир Константинович,в Лепеле не то что пьяница,-нормальный человек устроиться не может! А ещё одна причина,почему сейчас меньше конченых бухариков такая. Конченые бухарики просто окочурились. В самом деле,в 80-х годах на обе Сенные улицы было штук пять пьяниц.И все их знали. И пили они не беспробудно. Регулярно и вдрызг,это правда. Но когда то и останавливались,чтоб делом занаться. А с началом 90-х на Посёлке появилась особая категория пьяниц. Они пили нон-стоп. Где брали на это деньги,я не знаю. Кто воровал,кто в ягоды ездил,кто имущество распродавал. Сейчас их нет. Стоят их почерневшие покосившиеся хаты. Хочешь покажу?

6


10 фев 2020 в 11:44 — 5 лет назад

И насчёт детства... Такое впечатление,что мы с тобой в разных странах жили! Ну,может от местности зависело,спорить не буду. В моём детстве помню только один случай. Напились вдрызг мои друзья приятели-соседи Валерка Шедченко и Серёга Субботин. Они,по моему,тогда в 5-м-6-м классах учились. Валерка накануне подсмотрел,как взрослые мужики в траве за огородами вино спрятали.На вечер,наверно. Валерка позвал Серёгу и они там по неопытности вмазали так,что сам Валерка остался валяться в полном отрубоне,а Серёга из последних сил пошёл домой. И если бы не попался на глаза досужим соседкам,то наверно и сошло бы им это. К вечеру бы проспались,пока родители на работе были. Но... Соседки увидели,подняли гвалт,позвонили Серёжкиной маме... Это случай полгорода долгое время обсуждало.Кошмар! Я знал про своих друзей на улице и про одноклассников практически всё. Где кто и что спёр,кто окно кому разбил,кто патронов накопал полведра и пару лимонок нашёл,кто подсолнухи у соседки срезал... Всё я знал! И отвечаю тебе ответственно - на моей родине дети так не пили! Мне лично родители начали наливать за общим праздничным столом по рюмочке-второй вина лет в 14-15. А моему другу Генке родители первый раз налили,когда он из военного училища первый раз на побывку приехал! Да,были ребята,которые перед танцами могли вскладчину винца выпить. Но мало таких было. Я лично в первый раз крепко набухался на картошке на первом курсе. Зато потом понял,что бутылка вина 0,5-это самое то! А всё,что свыше-потом остаётся в кустах!

4


10 фев 2020 в 11:57 — 5 лет назад

СМК, да, в городе меньше пили. Валацуга про деревню пишет. У меня родители из Бешенковичского района, так вот неоднократно видел, как ребятам (подросткам) наливали и при этом хвалили. За меня родители заступались: Не надо! Мне повезло я в городе жил, а друзья-мальчишки, что в деревне остались сейчас пьяницы, рецидивисти и пр.

1


10 фев 2020 в 12:35 — 5 лет назад

gwerty30! Я ўсё сваё дзяцінства і школьныя гады правёў у вёсцы Аношкі Лепельскага раёна - гэта ўсяго дзесьці за шэсць кіламетраў ад вёскі Гадзіўля, дзе ў дзяцінстве рос і сталеў Уладзімір Шушкевіч. І мяне вельмі ўражвае тое, як карэнным чынам адрознівалася паўсядзённае жыццё ў гэтых вёсках.! Прынамсі, і ў нашай вёсцы людзі збіраліся па чарзе ў нейкай адной хаце ў вялікія святы, у тым ліку на Каляды "Жаніць Цярэшку", прыносілі з сабой крыху гарэлкі і закуску, хто колькі мог па матэрыяльнаму дастатку, а потым звычайна танчылі ў суседняй ад бацькоўскага дому хаце Нічыпара Прускага (былога франтавіка-танкіста) пад імправізаваны аркестр мясцовых музыкаў, які складаўся з цымбалаў, скрыпкі і гармоніка. Аднак таго, каб малалетак дарослыя застаўлялі піць гарэлку, такіх выпадкаў я наогул не памятаю. Наадварот, мясцовыя жыхары вельмі асуджалі нават тых дарослых аднавяскоўцаў, якія ў святы напіваліся звыш нормы і маглі ў п´яным выглядзе нават проста з´явіцца на вуліцы. Таму той з мужчын, хто выпадкова перабіраў "лішку", потым з дапамогай жонкі ці сваякоў (а, звычайна, гэта было ўжо ў прыцемку ці зусім ноччу, паколькі святкавалі тады толькі ў асноўным у вячэрні час, паколькі трэба было выканаць да гэтага ўсе вясковыя справы па прысядзібнай гаспадарцы - падаіць і накарміць карову, даць есці парасяці, іншай жывёле і г. д.) стараўся зусім непрыкметна дабрацца да дому. Наогул, п´яніца лічыўся па статусу ў мясцовай іерархіі самым апошнім чалавекам і грамадская думка не толькі асуджала яго, але і лічыла зусім непрыстойным завесці нават з ім проста невяікую размову, нейкую гаворку. Прытым, я не памятаю ніводнага выпадку, каб удзень па вясковай вуліцы хтосьці п´яны праходзіў, віхляючыся з боку ў бок. А пра тое, што некаторыя людзі могуць быць такімі хранічнымі адкаголікамі. што нават ісці ў "запой" далёка не на адзін дзень,а твар іх можа ў гэты час зарастаць шчаціннем, я даведаўся ўжо толькі тады, калі пасля заканчэння Замошскай сярэдняй школы Чашніцкага раёна (Замошша знаходзіцца ўсяго за паўтара кіламетра ад Аношак) паступіў на вучобу ў Мінск на гістарычны факультэт Белдзяржуніверсітэта. Дарэчы, у Замошшы тады, акрамя сярэдняй школы, быў яшчэ і клуб, бібліятэка, пошта. Таму амаль ніхто з Аношак. у тым ліку з моладзі, у той час не хадзіў ці нейкім іншым спосабам дабіраўся за пяць кіламетраў ў Велеўшчыну па нейкай сваёй патрэбе (прынамсі, ў Аношках тады быў нават свой магазін), у тым ліку на танцы ў клуб, наколькі я разумею цяпер, яшчэ і таму, што хлопцы і дзяўчаты ў Велеўшчыну на танцы ў клуб прыходзілі п´яныя. Я памятаю, што толькі аднойчы на танцы ў Велеўшчыну быў схадзіў мой малодшы брат Валодзя (цяпер ён ваенны пенсіянер, жыве ў Барысаве), але яго так збілі там на горкі яблык мясцовыя п´яныя хлопцы, што ён туды больш не паказваўся. Наогул, Велеўшчына ў той час абмяркоўвался жыхарамі Аношак як вёска, дзе вельмі распаўсюджана п´янства і бля...ва. Дарэчы, я цяпер пачынаю добра разумець, чаго два маіх аднакласнікі - Коля Вершалоўскі і Пётр Садоўскі. якія тады жылі ў вёсцы Цярэшкі, штодзённа, пачынаючы з пятага класа і па дзесяты клас уключна, ездзілі на веласіпедах напрасткі праз лес з Цярэшак у Замошша на зяняткі ў мясцовую сярэднюю школу (а зімой жылі ў інтэрнаце пры Замошскай СШ), адмовіліся ад вучобы ў Велешчынскай васьмігадовай школе, якая была нашмат бліжэй па адлегласці. Прытым, трэба адзначыць, што ў той час сярод жыхароў Аношак панаваў культ сям´і, якія ў асноўным былі шматдзетнымі, і шчырай штодзённай добрасумленнай працы на яе карысць, і, акрамя таго, суседскай узаемадапамогі (арганізоўвалася "талака" без аплаты па пабудове хаты маладой сям´і і г. д.) - своеасаблівай суседскай абшчыны, і таму зусім не выпадкова апошнім па статусе нароўні з п´яніцам тут лічыўся бабыль, стары халасцяк.

Асабіста я лічу, што яшчэ застаў у Аношках патрыяхальную па поглядах і маральных, культурных перакананнях вёску, карані якой ідуць у глыбіню стагоддзяў і тысячагоддзяў (адна з прыкмет гэтага - амаль чыстая беларуская літаратурная мова ў паўсядзённай гаворцы тагачасных маіх аднавяскоўцаў, напрыклад, рускае слова "клюква" я ўпершыню тут пачуў і зразумеў яго сэнс толькі дзесьці ў сем-восем гадоў), а ў Велеўшчыне і Гадзіўлі, іншых вёсках, якія былі тады бліжэй да горада Лепеля, у той час ужо жыло шмат мясцовых жыхароў - так званай "набрадзі" з Расіі, іншых краін былога СССР з зусім іншым менталітэтам, сямейным выхаваннем і маральнымі, культурнымі перакананнямі, або мясцовыя, тутэйшыя жыхары ўжо набраліся гэтай маральнай, культурнай "набрадзі" ў час сваёй службы ў арміі ці працяглага знаходжання, пражывання ў Расіі ці іншых краінах былога СССР.

5
1


10 фев 2020 в 12:56 — 5 лет назад

Леонид,возможно Вы и правы. Почему говорю возможно? В деревне я жил два года с 6-ти до 8-ми лет. Просто не помню ничего про деревенское пьянство. Но когда я учился уже в городе,у меня в классе учились ребята из близлежащих деревень. Мы общались,но тема про выпивку не поднималась совсем. Я же предположил ранее,что возможно что то зависело от конкретной местности. Хотел было сослаться на Николая Горбачёва,который в какой то степени это подтверждает.А как дочитал до конца понял -весь этот длиннющий пост Коля не поленился долбить только для того,чтоб в конце упомянуть про "набрыдзь" из России... Клиника!

3
3


10 фев 2020 в 13:32 — 5 лет назад

В одной европейской культурной стране был такой министр народного просвещения и пропаганды по имени Йозеф. Вот по его убеждению его нация была очень высокоорганизованная, культурная, а на на востоке жили варвары, пьяницы и т.п. А евреи вообще не достойны чтобы жить, по его разумению. Истрория, совершив виток, снова возвращается к тому же? Грамадянин Горбачёв хочет сказать, что на востоке "варвары, дикое скопище пьяниц, не создавать - разрушать мастера..."? Вот любая тема - виноваты русские. Народ спивается - русские научили. Никто на родном языке не говорит - русские виноваты. Вот когда каждый на себя посмотрит - тогда может жизнь-то наладится. А не врагов искать - кто соседа напоил и разучил по-белорусски говорить. Вот про 30- е годы когда говорят - всё врагов народа тогда искали, а прошло уж скоро 100 лет как - сознание ведь то же и осталось - из-за границы всё кто-то виноват: что с запада, что с востока. Всё не дают белорусскому мужику подняться - то чарку подносят, то шкварку, то ругаться учат, то работать разучают.

6
5


10 фев 2020 в 18:36 — 5 лет назад

Я рады, што чытачоў крануў мой мемуар. Каб яго лепш зразумець, залезце ў вікіслоўнік і паглядзіце, што такое мемуарЫ, а што такое мемуар без Ы на канцы слова. Не ведаю, ці дойдзе мой гэты пост, бо ганюся за ШВЕйКам далёка ад Лепеля.



10 фев 2020 в 18:42 — 5 лет назад

Ага, камент дайшоў праз вайфай. Тады адказваю СМК на першы камент: хачу сустрэцца з табой. Наш светапогляд дыяметральна адрозны, аднак звілінаў у нас прыкладна аднолькава для разумення адзін другога.

1


11 фев 2020 в 11:06 — 5 лет назад

Владимир Константинович,ты меня прямо в краску вогнал! Давно я не слышал такого комплимента количеству моих извилин! Бог даст,может когда и встретимся.

1




Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ