Родилась в деревне Лутище. Работала в колхозе на Донбассе, там же на железной дороге, в Лепеле кладовщиком тарной базы, оператором автозаправки и нефтебазы. Живёт в Лепеле.
Практически мой дед Лявон Яско и дал развитие Лутищу – расселил вокруг себя сыновей и дочерей. Поэтому в деревне большинство жителей носят фамилию Яско.
В нашей семье родилось семеро детей. Я по счёту получилась последней. Естественно, войну не помню, поскольку родилась в её начале. Однако по рассказам родителей знаю, что наравне со взрослыми находилась под прицелом автоматов русских народников и была на волосок от смерти. А обстояло дело так.
Хата наша стояла посреди деревни. Все проходящие замечали, что у нас делалось. Теперь от того жилища и следа не осталось, хотя Лутище продолжает жить.
И вот баба Пилипиха настучала оккупационной власти, что мама - Анастасия Григорьевна Яско (Кулакова) - печёт хлеб партизанам. А что родители прятали его в яме под сундуком, она не знала. Народники чувствовали запах, перевернули всю хату, но не нашли буханки. Тогда всех, кто был дома, поставили к стенке: расстреляют, если не сознаемся. Старшая сестра держала меня на руках. Конечно, мне было безразлично, поскольку не понимала опасности. Все уверенно утверждали, что хлеба у нас нет. Наконец народники опустили нацеленный на нас автомат и ушли, несмотря на то, что были злее самих немцев.
Помнить себя начала, когда жили в пуне, пока папа - Илларион Лявонович Яско – пересыпал старую хату. Работал он сторожем по охране колхозных амбаров. Мама выполняли разные работы. Ещё в дошкольном возрасте я с ней ходила полоть, теребить и обмолачивать лён. Однако основной моей обязанностью была пастьба гусей. Их сгоняли с пяти дворов в одну стаю и пасли по очереди. Всего было птиц под двести, своих – с полсотни.
Запомнился случай, когда очередь отбывала моя двоюродная сестра Аня. Охотиться на гусей пришёл волк. Девочка испугалась, стала убегать. Гуси бросились в пруд. Волк за ними полез в воду. Пастушка позвала людей, и они прогнали зверя. Насколько он навредил, не помню. После дошкольников по одному боялись отправлять на пастбище, чтобы волк не съел самих пастухов. Но всё равно отправляли.
Постоянно хотелось есть – голод был повальный. Мне он запомнился ещё и потому, что глубоко порезала палец, собирая семена острой осоки. Принцип их превращения в съедобное блюдо не знаю, поскольку этим занималась мама. Мне в обязанности вменялась заготовка продуктов: крапивы, рудьки (семена сорного полевого растения), щавеля, прошлогодней перемёрзшей картошки, нижней части стеблей аира.
Потом постепенно заимели семена картошки. Развели их из обычных очисток, в которых оставались глазки ростков. Папа возом возил клубни продавать на базар, чтобы купить дешёвой соевой муки, ведь за колхозную работу деньги вообще не начисляли. Очень вкусные блины и хлеб получались. Сладкие. Сахара ведь не знали. А вот ржаной и пшеничной муки в продаже не помню.
Картошку с охотой покупали лепельские евреи. У каждого продавца был личный покупатель. А посадочного материала уже хватало на все 60 соток огорода. Они вмещали и рожь с овсом. Рожь перемалывали в муку на собственных жерновах. Овёс обрабатывали до состояния перловки. И всё равно хлеба наесться вволю не хватало – каждому выделялся определённого размера ломоть.
В 1950-м пошла в первый класс Поддубской начальной школы. Это недалеко – с километр. Единственной обувкой были лапти. Плёл их папа из лыка. Потом сверху обшивал выделанной кожей, а снизу берёзовыми гвоздями (железных не было) подбивал вырубленную из дерева подошву. Обувь так и называлась – деревяшки. В них невозможно было устоять на втоптанном снегу – как только стал, так сразу и поехал, будто на коньках. Потом мама из чего-то пошила бурки, а поверх них вместо галош папа сплёл лапти из верёвок. Это был предел совершенства кустарного производства обуви в Лутище.
В качестве верхней одежды носила армяк, может, военный какой. Мама вшила его в талии, а низ обрезала. Мне везло, поскольку была самая малая в семье. Обноски выросших из одёжки детей доставались мне.
Лён сушить раздавали по хатам. Его раскладывали на печах, по полу, скамейкам. После тресту надо было потрепать и сдать готовым волокном. Из-за усиленной сушки льнопродукции в Лутище сгорела одна баба. Мама крала волокно в собственной хате и сооружала кросна. Из вытканной дерюги к пасхе пошила мне первое в жизни платье. А в нём был карман! Как я им форсила перед сверстниками! Ни у кого никогда в жизни ещё не было кармана. И что важно – платье не было белым. Мама покрасила его школьными чернилами. Выварила самотканку в кипятке, они въелись в ткань и не мазались.
В пятый класс пришлось ходить в Великий Полсвиж, в восьмой – в Лепель. Пешком. Ежедневно. Машин тогда не было. Не было и дороги. Иногда на зиму удавалось пристраиваться у кого-нибудь на квартиру.
В деревнях все спали на мешках, набитых соломой. Они так и назывались – сенники. Наполняли их обычно осенью после жатвы. За зиму такие матрацы сбивались и требовали замены внутренностей. Обычно к пасхе мама воровала солому на ферме и заменяла содержимое сенников. Спать становилось мягко и удобно. На худший случай годилась и осока.
Вот так проходило детство горемычное моё. Вернее, не конкретно моё, а всех без исключения детей войны.
2020
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Блукач, можа ты цікавіўся якой раднёй баба Піліпіха даводзілася сям´і Паўліны? За выпечку хлеба партызанам можа каго ўзнагародзілі медалём?
Мартин Минчук, у расповядзе пра бабу Піліпіху Паўліна прымяніла характарыстыку "была нейкая баба Піліпіха", значыць, сама толкам яе не ведае. За выпечку хлеба партызанам узнагародай было тое, што яны тых людзей не рабавалі. Мая баба Ганна Пруская ў Гадзіўлі не толькі хлеб пякла партызанам, але прымала іх на пастой і карміла, аднак уся падзяка за тое - гэта гонар ад нададзенага пасля вайны тытулу: партызанская сям´я.