Сведения об авторе смотреть здесь.
Все эссенские плотины видел. В разное время. По Веребской хаживал ещё неуверенными шагами дошкольника. Гадивлянскую начал посещать с удочкой в начальной школе. Возле Рудницкой купался после окончания восьмого класса в 67-м. Фрагменты Волотовских старой и новой плотин обнаружил лишь в 86-м.
Специфические названия у плотин. Их величают от ближайших населённых пунктов, до которых от гидросооружений шагать в лучшем случае километра полтора. Резонен вопрос: зачем вообще плотины на кривой, неширокой и мелкой Эссе? Ответ прост: для молевого сплава леса, т.е. самосплавом, отдельными брёвнами, не сформированными в плоты. А плотины были нужны именно потому, что река крива, неширока и мелка. Они поочерёдно закрывались, уровень потока поднимался, мель опускалась, и брёвна самосплавом накапливались перед плотиной. После её открытия они вместе с потоком устремлялись к следующей закрытой преграде. И так добирались до Лепельского нижнего склада. Однако это только в воображении получается так просто. Поток брёвен надо было постоянно сопровождать большой команде сплавщиков. Сырые стволы на воде держались плохо, иногда тонули, цеплялись за берега и береговую растительность, перед мостами, плотинами и кладками образовывали заломы, которые разбирали и по брёвнышку спускали вслед течению сплавщики, бегающие по взвешенным в водной среде круглякам вроде циркачей на составленных круглых цилиндрах. Во многих местах немыслимые петли русла спрямляли, чтобы брёвнам было свободнее двигаться. Так образовывались староречья, коими обрамлена река по обоим берегам.
Дольше всех плотин Блукач не видел Рудницкую. Что с ней сейчас? Остались ли хотя бы фрагменты гидросооружения? Да и вообще запамятовал, где находилась. Надо бы совершить путешествие в детские годы чудесные.
Сопровождать вечного скитальца взялся такой же неугомонный любитель странствий Скалаброд. Ну и хорошо. Хоть не надо за родниковой водой самому Блукачу спускаться с эссенской скалы.
Поиски Рудницкой плотины решили начать с руин сердца лесозаготовительного дела – Лепельской сплавной конторы. Она стояла на высоком берегу перед деревней Юшки и зорко следила за сложным процессом. Когда на меже 50 – 60-х сплав приказал долго жить, не выдержав конкуренции с лесовозами, в конторе разместили Эссенскую неполную среднюю школу. В 1964-м она переехала на окраину Черноручья в освободившуюся офицерскую казарму ликвидированной радиолокационной военной части. Старое школьное здание превратилось в дачу первого секретаря Лепельского райкома партии Михаила Петроченко и вскорости сгорело. Так что ничего, кроме обросших мхом фрагментов фундамента, бродяги увидеть не могли.
Но уж очень влекла их история неисторического здания. Да и места там дух захватывающие. Рядом Эсса.
Чтобы успешнее искался запланированный объект, решили внимательнее присмотреться к месту Веребской плотины. Кажущийся всем природный остров перед слиянием Веребского канала с Эссой оным не является. Но и получился он не сознательно. Искусственно возник поневоле. Ровно над ним размещалась плотина. Её главной опорой был ромбовидный сруб, заполненный грунтом. Деревянные укрепления разрушились, а земляное наполнение превратилось в оплывший овал, поросший древесной растительностью.
Может это и не поможет поискам, но на всякий случай изучение места под аналогичной плотиной не помешает.
Путь лежал через стародавнее Рудницкое кладбище. Оно характерно наличием множества каменных склепов, старых памятников.
Рассказ о нём сейчас будет не к месту. А вот отдельного изучения и обнародования заслуживает.
До чего песчаны лесные дороги! Пару километров кажутся двадцатикилометровыми мучениями. Наконец мытарства заканчиваются.
Несомненно, это пляж жителей далёкой безводной Слободы.
Он издавна находился возле самой плотины. Но местность неузнаваемо изменилась за полстолетия. Может место для купания переместилось? Надо бы немного пройтись вниз по течению.
Вопросов много. Ответов – ни одного. Хотя… А остров напротив вышки для ныряния? Он же сродни земляной опоре Веребской плотины…
Безусловно, требуется его детальный обзор с берега. Что ещё за порог бунтует течение между островом и противоположным берегом?
Скорее надо поближе пробраться! Конечно же, это никакой не порог, а помост. Таким мостят дно под каждой плотиной.
Бродяги немного разочарованы. Никак не ожидали, что разведка так скоро завершится. Однако для уверенности надо пройтись вверх по течению – вдруг ещё что-то подобное обнаружится.
Всё! Достаточно. Открытие совершено. Конечно, оно годится лишь для личного удовлетворения. Местные жители, естественно, ответ на загадку для бродяг знают в совершенстве. И дело скорее бы свершилось, если бы вначале поговорили с руднянцами. Но тогда не получилось бы такого эффекта поисков. Теперь можно и отдохнуть удовлетворённо.
А что за экспедиция в несколько часов? В памяти она гораздо лучше сохранится, если искусственно растянется на сутки.
Кажись, незавершённым осталось лишь чаепитие.
Апрельский вечер не далёк и не близок. Пусть не спеша еда готовится – до темени поспеет.
Как всегда близость воды вносит собственный корректив в прогноз погоды. Ближе к полуночи вместо обещанных +7 градусов термометр в палатке показывает +1. Зябко для ночлега в спальнике. Придётся протопить походное помещение.
Вот теперь нормально: +21.
Правда, ненадолго в палатке поселяется тёплый уют. За ночь приходится трижды кочегарить, а с рассветом солнце согреет. Но оно не пришло. Вместо долгожданного светила пожаловала неприятная хмурь. Что ж, как есть, так есть.
Пора и честь знать.
Не зря сутки посвящены природе. Естественно, прошли они превосходно. Особенно если учесть, что комары пока не появились. Правда, с ночи по палатке топтался коронавирус.
Но ему не под силу было испортить умиротворяющий релакс бродяг в разгар созданной паразитом мировой вакханалии.
1-2 мая 2020 года.
![]() НРАВИТСЯ |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |