Сведения об авторе смотреть здесь.
Блукач решил: надо изолироваться от коронавируса не только в своё удовольствие, а и с пользой для безразличного общества. Может и обратит внимание на исторический объект, о котором не знает. Может это и принесёт пользу для последующего прозябания народной массы.
Давний друг Блукача Анатолий Шуневич показал фрагмент железной дороги Лепель – Крулевщизна, которую взялись возводить после захвата Западной Беларуси.
Расчёт был экономически правильный: вклиниться в железнодорожную линию Полоцк-Молодечно, после чего откроется прямое сообщение с Минском и Прибалтикой. Длина перегона Лепель-Крулевщизна была определена в 89 километров.
Уже была возведена дорожная насыпь, построены каменные опоры мостов над некоторыми лесными речками.
Укладке рельсов помешала война. Оккупанты были, конечно, не дураки и надлежащим образом оценили почти готовое полотно железной дороги Лепель – Крулевщизна. В 1943 году взялись класть по нему узкую колею по маршруту Лепель-Березино-Парафьяново: всё же ближе к Рейху, чет от Крулевщизны. Но не успели попользоваться узкоколейкой: русские войска прогнали оккупантов. Служила бы она до сего времени, если бы партизаны не уничтожили подчистую недостроенную железку. Но об этом не принято говорить – беларусская идеология не приемлет.
Блукач много фрагментов железки-узкоколейки описал за свою журналистскую жизнь. Анатолий Шуневич показал очередной отрезок: от асфальта на Затеклясье в никуда.
Так родилось место очередной изоляции Блукача от коронавируса. Просёк проныра, что можно и дальше пройтись по несостоявшейся железке, и через несколько дней выехал на изоляцию.
Показанный Шуневичем фрагмент железнодорожной насыпи прерывает река Прудовская. За ней объект продолжается. Вот Блукач и решил начать обследование оттуда.
Остановился перед Прудовской.
Выше бобёр возвёл плотину, создав болотное водохранилище.
Однако до железнодорожной насыпи получился недоезд. Дороги нет. Надо как-то всё же пробираться.
Получилось. Но заехать на насыпь не удаётся. Перпендикулярный штурм опрокинет мотоцикл назад.
Заезд по касательной невозможен – подножка плугом вспахивает склон, что чревато падением к его подножию. Лучше припарковаться к сосне и расположить бивак на гребне напротив.
Удачное решение.
Сразу на пришельца сел коронавирус.
И был казнён.
Вот какой толщины сосны на насыпи выросли после заброски.
Дальше насыпь манит неизвестностью.
В тоннели из крон появляется просвет.
Уже и машинные следы стали забираться на несостоявшуюся железку. Приводят они в делянку.
И выводит малоприметная насыпь-дорога на асфальт. Навигатор удивляет: это ж дорога на Затеклясье, с которой Блукач сворачивал к Прудовской.
Дальше поиск продолжения насыпи результатов не дал.
По дороге обратно Блукач грибов собрал.
Отправил на тот свет очередного коронавируса.
И пошёл в другую сторону искать противоположный край объекта.
Он оказался близок: упёрся в очередное творение бобра – водохранилище.
На том берегу была видна та часть насыпи, которую показывал Шуневич. Но перебираться по обычно прочному звериному гидросооружению Блукач не решился. Забросил червяка в Прудовскую.
О результатах лучше промолчит. Можете сразу смеяться. Хотя нет. Один результат охоты всё же покажет. Это третий коронавирус.
Трупов паразитов уже целый склад собрался. Морг!
Дальше пошёл процесс, не относящийся к истории.
Малость просветился неугомон.
От медведя спрятал харчи повыше.
И ещё завидно в люлю поклался.
Действенной колыбельной послужил шум сосен над кибиткой.
Ночь прошла спокойно. Если не считать, что спать было жарко при 17 градусах в берлоге. Утро ничего исторического не принесло.
Понежился бродяга в утренней прохладе да в обыденную жизнь подался.
А зачем написал? – спросите. Ибо дурак, поскольку думает, что это всем, как и ему, интересно.
24-25 июня 2020 года.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Лучший комментарий
Интересно-интересно, так что пусть Блукач не наговаривает на себя. Я постараюсь чаще комментировать, всё же для автора блога комментарий важнее лайка.
Мне нравится находить в лесу остатки цивилизации, подобные этой дороге от бывшей узкоколейки. В таких местах есть свое очарование, порою грустное (когда встречаешь остатки фундаментов заброшенной деревни), чувствуешь насколько быстротечна жизнь и коротка людская память.
Задался вопросом - а можно ли где-нибудь в Беларуси проехаться по узкоколейке? Оказывается можно, почти во всех областях страны. При этом, есть очень живописные дороги вдоль леса, а едешь ты в поезде 70-х годов. По-моему интересный вид путешествия, жаль не распространен (возможно недешево или нужно только группой ехать).
P.S. А не хочет ли автор блога когда-нибудь составить рейтинги наподобие: "Топ-10 любимых/красивых мест Лепельского края" или "топ самых красивых озер" (подобных тем много можно придумать)? Просто обычно такие посты весьма популярны, люди любят различные подборки (я уж точно).
Интересно-интересно, так что пусть Блукач не наговаривает на себя. Я постараюсь чаще комментировать, всё же для автора блога комментарий важнее лайка.
Мне нравится находить в лесу остатки цивилизации, подобные этой дороге от бывшей узкоколейки. В таких местах есть свое очарование, порою грустное (когда встречаешь остатки фундаментов заброшенной деревни), чувствуешь насколько быстротечна жизнь и коротка людская память.
Задался вопросом - а можно ли где-нибудь в Беларуси проехаться по узкоколейке? Оказывается можно, почти во всех областях страны. При этом, есть очень живописные дороги вдоль леса, а едешь ты в поезде 70-х годов. По-моему интересный вид путешествия, жаль не распространен (возможно недешево или нужно только группой ехать).
P.S. А не хочет ли автор блога когда-нибудь составить рейтинги наподобие: "Топ-10 любимых/красивых мест Лепельского края" или "топ самых красивых озер" (подобных тем много можно придумать)? Просто обычно такие посты весьма популярны, люди любят различные подборки (я уж точно).
Nibbler, даўно вызначыў сем цудаў Лепельшчыны. Вось тут:
https://lepel.by/news2/494
Ідэолагі райвыканкаму цэлую вайну са мной павялі за гэта. Дый навошта намагацца. Адзін Цмок воз нерваў парваў. Пісаць, дык у сваё задавальненне, бы хобі.
У сярэдзіне нулявых гадоў даследаваў вярхоўі Бярэзіны ў Докшыцкім раёне. Трапіў на торфараспрацоўкі. Здзівіўся: мініяцюрны цеплавозік цягне такія ж цацачныя вагоны з торфам. Дык рэйкі вузкакалейкі ляжаць не на насыпе, а прама па торфе, на шпалах. Лепельскім акупантам вельмі пашанцавала, што ім грандыёзны насып бальшавікі пакінулі.
Блукач Валацужны! Я ўсё сваё дзяцінства правёў у вёсцы Аношкі і за паўтара кіламетра на ўсход ад яе таксама шмат грыбоў збіраў на падобным чыгуначным насыпе, які ідзе паралельна рацэ Эса з Лепеля у бок Барысава. Вельмі шкада, што перад вайной не паспелі дабудаваць чыгунку Лепель-Барысаў, а так бы зараз праз нашу мясцовасць рэгулярна імчалі электрычкі Лепель-Барысаў і далей у бок Мінска.
Што ж тычыцца чыгункі Лепель-Круляўшчызна (Параф´янава), то гэты чыгуначны насып перад вайной быў узведзены амаль на ўсім яе працягу. Няўжо такія ўжо вялікія фінансавыя выдаткі патрабуюцца, каб пакласці па гэтым насыпу шпалы і рэйкі, дабудаваць невялікія масткі праз водныя перашкоды?! Мне здаецца, што дабудова менавіта гэтай чыгункі вельмі хутка б акупілася, паколькі адкрыўся б прамы чыгуначны шлях з Оршы праз Лепель на Захад, у багатыя і шматлюдныя (там жыве больш 500 млн. чалавек) краіны Еўрасаюза, дзе маецца амаль бязмежны рынак для беларускай прамысловай і харчовай прадукцыі. Памятаю, неяк ты, шаноўны Блукач Валацужны, не так даўно распавядаў пра Генеральны план развіцця Лепельшчыны, зацверджаны вышэйстаянымі дзяржаўнымі ўладамі, у якім была прадугледжана дабудова гэтай чыгункі Лепель- Круляўшчызна (Параф´янава). Цікава. ці зрушылася гэтая справа з месца, асабліва ў сувязі з тым, што ў нас на Лепельшчыне цяпер працуе малады, талковы і руплівы старшыня райвыканкама?!
Николай Горбачёв, пра чыгунку Полацк-Ялізава, насып для якой захоўваецца ля Аношак, я пісаў у рэпартажы "Разлив на станции Юшки железной дороги Лепель-Борисов":
https://blukach.by/post/326
Толькі будаўніцтва чыгункі спыніла не вайна, а адсоўванне мяжы СССР далёка на Захад у 1939 годзе.
Так, я сам рагатаў з уключэння ў 10-гадовы Генеральны план развіцця Лепеля будаўніцтва чыгункі Лепель-Круляўшчызна. Пры тым, вызазваючы сумненне, дадаў: а чуць такое ўсё адно прыемна:
https://lepel.by/news2/915
Николай Горбачёв, не назваў прычыну спынення будаўніцтва чыгункі Полацк-Ялізава: пасля заваёвы Крэсаў Усходніх (Заходняй Беларусі) важней стаў кірунак у заходнім напрамку, і чыгуначныя будаўнікі былі перакінутыя на лінію Лепель-Круляўшчызна.
Эту неиспользуемую насыпь мне впервые показал лет 35 назад бывший тогда председатель колхоза "Парижская коммуна". Напрочь вылетела из головы его фамилия... Просто искали в лесу хорошее место чтоб посидеть-отдохнуть-водки похлебать. Мне настолько стало интересно, что когда компания уже крепко подала и все одновременно заговорили каждый о своём, я отделился незаметно и пошёл прогуляться по этой насыпи. Было интересно и загадочно. Вот же строили люди зачем то?! Поэтому вскоре приложил некоторые усилия и разузнал, что строили эту дорогу исключительно как рокадную вдоль предполагаемой линии фронта. Ну, скажем так, возможной предполагаемой линии обороны. А потом действительно, надобность в этом отпала. Сейчас возродить её невозможно. То есть, в принципе технически возможно, но категорически нецелесообразно. Насыпь делали просто по имеющимся грунтам. Даже выторфовку не делали. То есть, все, что сейчас есть, нужно убирать совсем, и по новой все обустраивать. Просто насыпать сверху не получится. Такая насыпь не выдержит современный подвижной состав. Говорите, уже в наше время планировали? Ну, может быть... Скорее всего планировали тогда, когда за счёт дешёвой беспошлинной российской нефти бюджет был побогаче. Тогда, как я помню, планировали чуть ли не в каждом райцентре ледовые дворцы построить. Сейчас не до новых железных дорог. Сейчас старые бы сохранить...
СМК, абсалютна правільная характарыстыка мэтазгоднасці аднаўлення чыгункі на Круляўшчызну. Старшыня "Парыжскай камуны" год 35 назад... Не Баранаў Міхаіл Іванавіч? Учарашні ўчастковы, які чаргу рэгуляваў у "Бабскіх слёзах". Сухі закон. Папёрлі з міліцыі за наезд на КПСС. У "Паркамуне" развёў вытворчасць алкагольнага пойла пад назвай "Сельгаснапой", самагонаварэнне, вырошчванне грыбоў, збіванне масла, збіранне зёлак на фітачай... У мяне аб ім ёсць мемуар: "Колхозный алкоголь в перестройку":
https://blukach.by/post/1211
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, нет, Баранов был уже позже. Я его даже не знал. А до него был... Вот вертится на языке! Не могу вспомнить... Красавец такой, видный мужик. Его потом вроде в Дубровно начальником ДЭУ отослали. Там какая то скандальная история с ним была приключилась. Вроде в аварию с жертвами попал. Может и путаю... Столько разных событий в жизни было...
Это был Володя Карабань.....
Николай Горбачёв, а вы рамантык, аднак. У вас бы добра атрымалася пісаць у жанры фантастыкі, мусіць. У падобным выпадку Г. Уэлс назваў Леніна "крамлёўскім летуценнікам".
Виктор Пралич, точно! Володя! А в тот день компания была такая - он, я, Ахиллес Иванович Шаманиди и ещё пара мужиков, которых я уж точно не вспомню...
Чытач даслаў мне на электронную пошту папраўкі ў пададзеныя мной звесткі наконт дзейнасці вузкакалейкі на Параф"янава. Лічу іх істотнымі і падаю здымак пісьма без указання аўтара. З ім не спрачаюся. Напісаў тое, што ведаў. Згодны, што ён ведае больш:
Інфармацыю лічу важнай. Буду выкарыстоўваць пры далейшых выказваннях на гэтую тэму.
Очень интересно. Я там был.
Я там был, очень интересно.
271, гэта той мост, на якім я быў увосень і напісаў пост:
https://blukach.by/post/1532
Так и есть.
271, рады, што ёсць яшчэ зацікаўленыя гісторыяй людзі.
Блукач. Я по весне видел там медведя!
271, ды яны ўсюды блукаюць - развёў запаведнік. Стараюся на ноч спальваць аб´едкі, а харчы не трымаць у палатцы. Бо гэтыя звяры ідуць не на чалавека, а на пах ежы. Растопчуць у палатцы.
У мне есць для твайго будучага рэпартажу тэма. И я дзякую вам.
Мне, смартфон пераписвае , а я не уважливы и бачу ня лепш як крот.
271, не зусім крот, калі блукаў па вузкакалейцы. Дык выкладвай прапанову. Толькі ўлічы, што я не столькі даследчык, колькі аматар адпачынку на прыродзе. А ўжо па-ходу справы павярхоўна апісваю гістарычную значнасць мясцовасці, дзе заякарыўся.
Працэс пайшоў! Дужа задаволены. Нават не думаў, што неабыякавыя да гісторыі людзі яшчэ ёсць на гэтым свеце. Толькі што атрымаў прапанову па тэлефоне скатаць на матацыклах з начлегам на вузкакалейку за межамі Лепельскага раёну. Прынята!
Только у меня мотоцикла нет.
СМК: "Сейчас возродить её невозможно(???). То есть, в принципе технически возможно, но категорически(???) нецелесообразно. Насыпь делали просто по имеющимся(???) грунтам. Даже выторфовку(???) не делали. То есть, все, что сейчас есть, нужно убирать(???) совсем(???), и по новой(???) все обустраивать. Просто насыпать сверху не получится(???). Такая насыпь не выдержит(???) современный подвижной состав" - интересно, а на чём основывается такая однозначная уверенность, что будто бы даже "выторфовку" и т. д. не делали, тем более, что торф в виде почвы находился в относительно небольших по протяжению местах насыпанной железнодорожной насыпи?!
СМК: "Говорите, уже в наше время планировали? Ну, может быть... Скорее всего планировали тогда, когда за счёт дешёвой беспошлинной российской нефти бюджет был побогаче" - кстати, "планировали" завершение строительства железной дороги Лепель-Крулевщизна (Парафьяново) в начале 90-х годов двадцатого столетия и это было решение прежде всего руководства СССР, которое видело большую экономическую выгоду и настоятельную необходимость возведения этого железнодорожного пути и лишь развал СССР не позволил осуществить запланированное.
Николай Горбачёв, да,действительно,не на всём протяжении проложенного полотна имеются торфяные включения. Но и тех которые имеются достаточно,чтоб создать условия для ПОЛНОГО переустройства насыпи. На чём основывается уверенность? Своими глазами видел заболоченные места,где выторфовка однозначно не делалась. Торф никогда не увозят куда то далеко. Чаще всего драглайном просто отбрасывают в сторону подальше.Соответственно образуются отвалы из торфа,лёссовых пород,песка и т.д.,которые остаются на месте и просматриваются даже по истечении длительного времени. Кроме того,поскольку черпать чем либо торфяную жижу крайне затруднительно,то предполагаемое место выторфовки обезвоживают.То есть прокапывают дренажные канавы,для осушения. Их тоже хорошо потом видно,даже по прошествии длительного времени. Ничего подобного я там не видел. Иногда,если предполагаемая проектная нагрузка на полотно не очень большая,строители обходятся и без выторфовки. Просто вычерпывают накое то количество сверху,а потом засыпают хорошую породу в образовавшееся корыто и начинают его трамбовать. Чаще всего-начинают просто ездить машинами ,продолжая строительство. В результате торф раздвигается под нагрузкой и вибрацией в стороны.Полотно проседает,а на это место опять укладывают,например,жёсткую ПГС с большим количеством камней. И опять ездят взад-вперёд,пока не просядет до материкового грунта. Это как если бы ты сел своей задницей в грязь,и раздвинул её до твёрдого дна. Мы такое делали не раз.Но! Такое приемлемо только на ответвлениях от главных дорог,подъездных путях,площадках разворота и т.д. На основных дорожных магистралях так делать нельзя,это даже не нарушение технологии,это,по сути,преступление. Так вот,если бы по той насыпи ездили на небольшой скорости лёгкие узкоколейные вагоны,то это одно. А если по ним запустить тяжеленный грузовой состав... Ну,сам подумай. Или просто поверь. Сам же однажды в пылу полемики на какую то историческую тему говорил -я,мол,историк по образованию и я точно знаю. Тут по аналогии -просто поверь! А вообще,прежде чем планировать строительство дорог в определенном месте,сначала делаются геологические изыскания. Потом подключаются проектировщики и экономисты. Сколько раз в истории бывало - после их работы,от первоначальных планов отказывались совсем.
Я однозначно не стану спорить,когда что планировали. Я ведь и написал -"скорее всего". В начале 90-х... Какое начало 90-х? В 1991-м СССР уже не стало! Ну, может,быть,не знаю,не участвовал... При советской власти чего только не планировали! И пустыни орошать водами сибирских рек,и Америку догнать и перегнать... Может и стратегическую магистраль Лепель-Крулевщизна планировали...
СМК, у пойме Прудоўскай перпендыкулярна чыгуначнаму насыпу пракладзена незразумелага прызначэння канава на некалькі соцень метраў, і заканчваецца тупіком.
Берагі падобныя на дамбы. І асобных прадаўгаватых бугроў шмат. Я падівіўся: навошта ўсё гэта тут? Але з насыпам не звязаў, а таму і не ўключыў у тэкст. Можа гэта і ёсць элементы вытарфоўкі?
Вполне возможно. В местах,где пласт торфа очень уж велик,без того,чтобы убрать хотя бы его верхний слой не обойтись. А как убрать,если эта дрыгва трясется,расплывается и ты её черпаешь,а она обратно бежит? Значит надо копать отводной канал.Тут многое зависит от толщины пласта. И предсказать порой невозможно.Например. Строили мы дорогу к площадке нового асфальтного завода.Дошли до ручья. По проекту,там слой торфа сантиметров 80 и надо его убрать до материкового грунта,насыпать подушку из ПГС и на неё положить одноочковую трубу для пропуска воды в дальнейшем. Пригнали экскаватор-драглайн из карьера Боровка. Машинистом,помнится,был такой Гинтофт. Стал он черпать,а там торфа... Какие нахрен 80 сантиметров?! Метра на полтора он взял,а грунта нет! Вот откуда такая толща? Ладно бы на старом матёром болоте,а то ручей! Вот сколько тысячелетий это всё там образовывалось? Бог один знает! Привезли трубу металлическую попробовать-где же твёрдый грунт? Загнали легко ещё полтора метра и не можем даже к этой трубе подойти. По пояс в сапогах болотных проваливаешься! Гинтофт уже копать не может -буза просто из ковша вылетает. Вот так у нас изыскатели работали! Потом выяснилось,что они были зимой в морозы. Потыкали наугад,где им удобно и... уехали. Подумали - ну что там сраный ручей!? Нарисовали от балды 80 см.И что делать? По смете одна работа,а по факту совсем другая. Прораб Виктор Алексеевич Мурашка аж взбеленился! Звонили в трест,проектировщикам. Выясняли,за чей счёт будем превышать утверждённую смету?! В конечном итоге,выдавили мы эту торфяную линзу именно так,как я рассказывал. Но трубу класть рано,надо чтоб продавилось наверняка,и труба чтоб потом не ушла в глубину. Просто пересыпали и ездили,утрамбовывали. До следующего года отложили. А зимой как грянули морозы,как проморозили невесть на какую глубину. И тут вдруг дружная весна. Как пошло половодье,а дорога то наша как плотина теперь! Разлилось море воды и стала она подпирать железную дорогу. Которая на Оршу.Прилетел к нам ошарашенный начальник станции - прокапывайте быстрее,иначе кранты! Полотно насыпи пропитывается водой,теряет свою плотность и поезда его просто раздавливают.Немедленно! Иначе крушения не избежать. Пригнали экскаватор Ильи Сорокина. Ильюха погрябал -ни фига! Морозы так сковали полотно,что как гранит! Илюха шкрябает,брызги во все стороны. Ни фига! Гидравлику порвал! Твою ж маму... Начальник станции в Оршу звонит-докладывает. Оттуда в тест.Из треста нам.Мат-перемат! Ситуацию блистательно разрешил Ахиллес Иванович Шаманиди. Быстренько поехал в Межицу к военным.Приехали сапёры,Илюха им выгрыз более-менее приемлимый шурф. Заложили мешков пять аммиачной селитры,полили соляркой,обложили тротилом и как...!!! В Жерствяниках у некоторых стёкла повылетали,но получилось - вода ушла. Железка спасена. А мы с Мурашкой вечером того дня так на радостях отпраздновали,что нас ребята под руки вели...
СМК, вось гэта выпадак! Цікава як! Так Шаманідзі мог і ў турму сесці, каб не выручылі ваякі.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, ну, уж нет! Посадили бы, в крайнем случае прораба...
У 2013 годзе начальнікам чыгуначнай станцыі "Лепель" працаваў Іван Цынгалёў - малады, адукаваны і вельмі перспектыўны кіраўнік. Не выпадкова таму ў хуткім часе ён пайшоў на службовае павышэнне. Ён цяпер жыве ў Мінску і працуе ў кіруючых структурах Беларускай чыгункі. У верасні 2013 года ў раённай газеце "Лепельскі край" (у нумары газеты ад 24 верасня 2013 года, старонка 6) было надрукавана інтэрв´ю з іванам Цынгалёвым пад назвай "Мускулы" сталёвай магістралі", які, прынамсі,на канкрэтнае пытанне аб перспектывах будаўніцтва чыгункі на захад ад Лепеля, паведаміў наступнае: "У 80-х гадах дваццатага стагоддзя ў практычным плане вырашалася пытанне аб пракладцы чыгуначнага шляху з Лепеля да станцыі Круляўшчызна, якая знаходзіцца на адлегласці ўсяго 60 кіламетраў у Докшыцкім раёне. Гэта пытанне не знята з парадку дня, паколькі эканамічныя выгоды ад рэалізацыі дадзенага праекта відавочныя. Гэта дазволіла б накіраваць таварныя і пасажырскія патокі па чыгунцы напрасткі на захад, у тым ліку і ў краіны Еўрасаюза, нашмат зменшыць транспартныя выдаткі, якія нясуць цяпер як асобныя суб´екты гаспадарання, так і ў цэлым наша краіна ад выкарыстання для гэтага толькі аўтамабільнага транспарту. Наколькі я ведаю, праблема ўпіраецца толькі ў адсутнасць фінансавых сродкаў".
Николай Горбачёв, мне даводзілася браць інтэрв"ю ў начальніка станцыі Лепель Івана Цынгалёва. Вынік той размовы можна паглядзець тут - "История железной дороги, или В Оршу со скоростью звука":
https://lepel.by/news2/520
Шаноўны Блукач Валацужны! З цікавасцю прачытаў твой змястоўны фотарэпартаж "История железной дороги, или в Оршу со скоростью звука", які 4 лістапада 2012 года быў змешчаны на lepel.by, аднак я не знайшоў у ім інтэрв´ю з Іванам Цынгалёвым, а толькі пабачыў у канцы фотарэпартажа словы аўтара: "Выражаю огромную благодарность за содействие в подготовке фоторепортажа начальнику станции Лепель Ивану Цынгалеву".
Дарэчы, у фотарэпартажы ніводным словам не ўпамінаецца чыгуначны шлях Лепель-Круляўшчызна. Мабыць, ты, шаноўны Блукач Валацужны, проста не палічыў неабходным задаць гэта пытанне Івану Цынгалёву.
P.S. Дарэчы, пабудова чыгуначнага шляху Лепель-Круляўшчызна, якая, як адзначыў Іван Цынгалёў, "ўпіраецца толькі ў адсутнасць фінансавых сродкаў", магла б даць значны штуршок сацыяльна-эканамічнаму развіццю горада Лепеля і Лепельскага раёна. Ды і шмат чаго ў вырашэнні праблем эканомікі і сацыяльнага жыцця ў нашым рэгіёне "ўпіраецца толькі ў адсутнасць фінансавых сродкаў". А гэта перш за ўсё звязана з адсутнасцю сапраўднай свабоды дзейнасці на Лепельшчыне, ды і ў цэлым у Беларусі, перш за ўсё для сярэдняга і буйнога бізнесу, стварэння належных заканадаўчых гарантый для ўкладання буйных прыватных інвестыцый у вытворчыя, транспартныя і іншыя сферы дзейнасці, каб любы бізнесмен быў упэўнены ў будучыні, што заўтра да яго не прыдуць з Камітэта дзяржаўнага кантролю, міліцыі і пракуратуры, іншых падобных дзяржаўных органаў і ўсё не адбяруць пад надуманымі, па-сутнасці неабгрунтаванымі, прычынамі, а бізнесмена пры гэтым яшчэ за праяўленую ім ініцыятыву, стварэнне дзясяткаў, магчыма, нават і сотняў новых рабочых месцаў, проста пасадзяць у турму на працяглы тэрмін зняволення. Пакуль не будзе створана такіх належных заканадаўчых гарантый для ўкладання буйных прыватных інвестыцый, ні якой гаворкі аб сапраўдным сацыяльна-эканамічным уздыме, росквіце на Лепельшчыне, ды і ў цэлым у Беларусі, не можа быць у прынцыпе.
Николай Горбачёв, я няправільна назваў рэпартаж з чыгункі і музею інтэрв´ю з Цынгалёвым. Увесь матэрыял пададзены выключна з яго ўдзелам - ён пусціў мяне ў сваю гаспадарку і ўсё каментаваў. Пра недабудаваную даваенную чыгунку тады і думкі не было, каб спытаць пра яе перспектывы. А наконт сацыяльна-эканамічнага ўздыму ў цяпершні час ты маеш рацыю - росквіту быць не можа ў прынцыпе, бо любую ініцыятыву задушаць.