28 июня 2020 в 07:52 — 5 лет назад

ВЗОРВАННЫЕ БОМБОВЫЕ СКЛАДЫ. Шуневич Анатоль

Тема: Генацыд на Лепельшчыне     Сегодня: 1, за неделю: 5, всего: 2900

Сведения об авторе смотреть здесь.

 Старожилы Лепельщины ещё помнят военный аэродром, действующий до войны на большом поле напротив деревни Дражно, ближе к давно несуществующей деревне Травники.

 И уж мало кто знает происхождение огромных ям справа от дороги на Затеклясье. Может только единицы местного населения могут объяснить, откуда взялись две круглые, заполненные водой воронки. Да, это именно воронки. Находятся в столь глухом лесу, что даже я, неоднократно бывавший здесь, не сразу попал к одной из них.

 Потом долго искал вторую.

 Чтобы лучше осознать историю воронок, начну с предистории места.

 Про аэродром сказал во вступлении. Не вспомнил только, что его предшественником был летний лагерь кавалеристов из воинского гарнизона на 116-м километре (теперь Заслоново), которые после наступления тёплого сезона переселялись в лес между Дражно и ответвлением от Затеклясской дороги просёлка на Прудок, Селище и Оконо. Для местного населения тогда наступала интересная жизнь. В ближайших деревнях по вечерам гремели танцы, девки и вдовы были нарасхват. Офицеры организовывали помощь по хозяйству старикам и родителям своих пассий. Немало продуктов перекочевало из армейских продовольственных складов в крестьянские погреба.

 Незадолго до войны поблизости летних лагерей кавалеристов появились штурмовые самолёты, расположился личный состав лётной части, выросли склады амуниции и боеприпасов. Так утверждают некоторые исследователи. Однако мой дед Юзик Телица из Барсуков ещё в 1933 году был мобилизован отбывать гужтруд на строительстве аэродрома. Год хорошо запомнил, поскольку из Травников его отправили на строительство Беломорканала, откуда отпустили в предсмертном состоянии.

 И ещё не согласен с исследователями, утверждающими, что аэродром в Травниках был настолько замаскирован, что завоеватели смогли демаскировать его лишь 6 июля 1941 года после того, как был оккупирован Лепель (3 июля). Есть свидетели, которые слышали и видели два мощных взрыва возле Травников аж из Валовой Горы. В этой деревне, до которой километров семь по-прямой, взрывная волна вышибла стёкла в окнах хат. Валовогорец Франок Мацкевич называет иную дату взрывов: 21 июня. То есть накануне нападения Гитлера на Сталина немецкие диверсанты смогли проникнуть к складам и подорвать их. Шли целенаправленно. Значит, знали, что за лагеря в Травниках.

 Конечно, взрыватели были не такой силы, чтобы образовать ямы 10-метровой глубины. Просто от относительно небольших взрывов детонаторов сдетонировали авиабомбы и миномётные мины, залпы которых посылались на землю с неба.

 Вокруг воронок образовался бруствер из выброшенной земли. Он был усеян кусками не сработавшего тола. После войны мы собирали тол для глушения рыбы. Подрывали его с помощью капсюлей, сворованных у подрывников корчей.

 Долгое время вокруг воронок валялись чёрные головни от близких служебных помещений. Осколки разлетались под углом в 40 градусов, срезая стволы близких и вершины отдалённых деревьев. Некоторые хлысты гниют до сего времени.

 До появления бензопил лесоповал проводили электропилами, питающимися от передвижных электростанций. Рабочие леспромхоза на чём свет стоит проклинали подрывников складов – стволы были нашпигованы металлическими осколками, выводившими из строя цепи на расстоянии километра от эпицентра взрывов.

 Воронки заполнились водой, и после войны детвора из безводного Затеклясья устроила в них купальни. Я сам несколько раз там купался.

 Трудно сказать, насколько подрыв боевых складов дезорганизовал аэродром. В первые дни войны самолёты с него продолжали взлетать и бомбить наступающих фрицев на подступах к Минску. А потом, не дождавшись 3 июля 1941 года (день оккупации Лепеля), отступили вместе с заблаговременно драпающей Красной армией. Немцы аэродром для своих самолётов не использовали.

 Теперь не каждый и поймёт, каким образом образовались круглые ямы диаметром метров 20 – 30, хотя и обратит внимание на необычный ландшафт низменного леса. Ближайший населённый пункт – дачный посёлок Прудок.

2020



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
1
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ
3





28 июня 2020 в 11:46 — 5 лет назад

Действительно, очередной пример казалось бы обыкновенных природных объектов, у которых имеется интересная история возникновения.

P.S. У меня есть вопрос: а какова история возникновения огромного оврага (нетипичного для нашей местности) за лепельской ветстанцией? Понимаю, вопрос не совсем по теме, но он меня с детства интересует)



28 июня 2020 в 12:44 — 5 лет назад

Скорее всего, начиная с какого то времени это был карьер. Ну, уж за март-апрель 1985-го я вам отвечаю на 100%. Лично руководил отгрузкой грунта на отсыпку полотна ВПП строящегося аэродрома. Грузили, пока не докопались в одном месте до песка какого то измененного цвета. Вроде как темноватый и вроде как жирноватый. Тут же пошли кости, остатки шкур и шерсти. Пошли на ветстанцию спросить. А там старый ветврач, почесав затылок сказал - "Когда то давно, там закапывали подохший скот. Причём, возможно подохший от сибирской язвы." Блин... Нас оттуда как ветром выдуло! Быстренько засыпали - загладили это место с помощью погрузчика, и смотались. Сейчас думаю, что про сибирскую язву он нарочно загнул. К тому времени всем в округе надоели наши МАЗы, которые постоянно грохотали, воняли соляркой и разбивали улицу.

2


28 июня 2020 в 13:04 — 5 лет назад

Nibbler, адказ на тваё пытанне грунтоўна даў СМК. Вось толькі пра сібірскую язву я не чуў. Сам жа быдламогільнік бачыў на свае вочы. А яшчэ чуў ад старажылаў, што ў вайну там немцы людзей растрэльвалі.

1


28 июня 2020 в 13:49 — 5 лет назад

Уточню- мы ведь тоже там начали грунт брать не с бухты-барахты. Мы совершенно точно знали, что когда то там был карьер. Потом там грунты брать перестали, карьер, соответственно, закрыли, но не рекультивировали, как это и положено. Поэтому когда в жуткую распутицу весны 1985-го года у нас провалились все карьеры, мы быстренько нашли "топор под лавкой" - залезли в старый заброшенный карьер за ветлечебницей. Временно, конечно. Строить то надо.

2


28 июня 2020 в 14:33 — 5 лет назад

Спасибо за ответы, очень интересно. В детстве этот овраг с ручьём в низине воспринимал как естественное природное явление, и лишь во взрослом возрасте понимаешь, что такой ландшафт необычен для наших мест и сам по себе возникнуть не мог.

А сейчас ещё сложнее понять, что там бывший карьер, настолько всё поросло непролазным лесом. Всё меняется.



28 июня 2020 в 15:45 — 5 лет назад

10раз перечитал, так и не понял где эти ямы. Справа от дороги на Затеклясье возле Дражно, но ближайший нас. пункт Прудок.

Поехали, Блукач, покажу одно старое место, бывший хутор, там тоже есть чт-то на пруд похожее посреди леса.



28 июня 2020 в 16:21 — 5 лет назад

Шкоднік, дык я і не даваў дакладныя каардынаты варонак. Калі цябе гэта зацікавіла, то паказваю запіс майго шляху. Пазначаныя падарваныя склады і месца начлегу на насыпе ля Прудоўскай:

Каб ведалі: Блукач не паляўнічы за гістарычнымі сенсацыямі. Блукач - паляўнічы за добрым адпачынкам на прыродзе з начлегам. А гістаб"екты ці іншыя цікавасці трапляюцца выпадкова, па ходзе выканання галоўнай мэты. А цікавым лічыць любое месца, дзе раней не начаваў. Таму на прапановы клюе неахвотна.

І яшчэ зафіксаваў хуткасць росту лісічак. Збіраў іх на чыгуначным насыпе ля рэчкі Прудоўскай у сераду. Сёння, у нядзелю, павёз туды Блукачыху:

Там, дзе ўсе сабраў, нарасло столькі, што Блукачыха аж павалілася ад здзіўлення:

Добра адпачылі:



28 июня 2020 в 22:33 — 5 лет назад

Сергей МК.

Что-то я про этот карьер и не помню. В ДСР-34 я работал до 1977г.

Гл. карьер был в Боровке . Там работали толковые экскаваторщики: Лёня Панкратов и Илья Сорокин. Вот уж действительно были СПЕЦИАЛИСТЫ. У меня к ним , практически,не было претензий.

Но раньше как? Где строят дорогу, там и карьер.

Помню. При строительстве дор. на Заслоново, или к Орше , в качестве карьера использовали старое (может древнее) кладбище.

И возили кости на дорогу...

Так экскаваторщик и рабочии расказывали, что приезжают утром, а там на рычагах экскаватора, на сиденьях , черепа, кости. Так местные жители выражали своё НЕДОВОЛЬСТВО.

Дикий ужас!!!!!!!!!!!!!!

2


29 июня 2020 в 12:10 — 5 лет назад

Микола Паравоз, так я же и не говорил,что это был карьер ДСУ-34. Основной карьер был действительно возле Боровки. Но там были залежи песчано-гравийной смеси. А отсыпать всё полотно из ПГС дорого. Да и возить на большое расстояние глупость.Поэтому действительно,в нижнюю часть дорожного полотна использовались местные грунты. А на основное полотно под асфальт, уже возили из Боровки. Но и это не всегда. Например на ту часть дороги Лепель - Орша,которая ближе к Орше,ПГС брали в карьере за деревней Теребени. Отличная была ПГС,мне её даже для асфальта возили, как бы попутным грузом. Под основное тело взлётно-посадочной полосы мы брали грунт ... Блин... По моему,где то возле Жерствяников. Не уверен... Или мы это там брали для площадки нового асфальтного завода? Ну,не важно! Главное-что тогда у нас получилось так,что в карьер не заехать,машины до мостов проваливаются.А строить надо. Стали думать,как быть. И тут кто то подсказал,что за ветлечебницей есть карьер,где песок брали ещё до войны. И после неё. Поехали-посмотрели. Действительно отлично! Но... Это же,считай,черта города. Самостоятельно попробуй копни! Это тебе не в лесу или в поле легко какой нибудь курган можно срыть! Шаманиди поехал в УКС. Там начальник был Буда Игорь Федорович. Тот сначала в отказ,но когда вник,согласился и они вместе с Шаманиди пошли к Захаровой. Она тогда возглавляла Лепельский горисполком. Та тоже на дыбы - охерели вы что ли МАЗами мне улицы разбивать? Но уговорили,что мол,на несколько дней всего. И действительно получилось несколько дней.

Вот в чём ты безусловно прав,так это в том,что дорожники есть едва ли не самые главные вредители для природы и окружающего ландшафта. Не... Мелиораторы всё таки хуже! Но и мы творили невесть что. И я грешен. Помню,-в карьере сломался экскаватор. А на замену у меня только фронтальный погрузчик "Сталёва воля". И никак ему там в карьере не развернуться толком. Еду с карьера,горькую думу думаю... Вдруг вижу - рядом с дорогой вроде как курган какой то. И подъзды отличные! У кого что спрашивать? Пока согласуешь со всеми,-неделя пройдёт! А объект стоит! Короче...За два дня мы этот курган слямзили напрочь! Как будто и не было...Конечно,сейчас раскаиваюсь...Честно!

5




Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ