Родилась в деревне Леща Оршанского района Витебской области в 1952 году. Окончила филфак Могилёвского педагогического института. На Лепельщину переехала в 1990 году. Работала в Боровской и Губинской школах, а также учительствовала в Лепельской областной больнице медицинской реабилитации для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Живёт в Боровке.
37 лет педагогического стажа имею. Из них пять лет припадает на пенсионный возраст. Больше всего запомнилась работа в Лепельской областной больнице медицинской реабилитации для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, более известной как детский костнотуберкулёзный санаторий.
Там работала три года уже пенсионеркой – с 2009-го по 2011-й. Было интересно сотрудничать с коллегами, видя, как они с воодушевлением отдают все силы обучению больных детей. Ведь ученики были лежачими, ходить не могли.
Один пример. Из Дубровенского района привезли девочку с двумя горбиками - спереди и сзади. Ручки и ножки были длиннющими как у паучка лапки. Дико, страшно смотреть было на такое создание. Три года лежала на вытяжке. Домой ту девочку забирали в приличном виде. Все работники санатория радовались постепенному выздоровлению ребёнка.
Полсотни медиков не просто профессиональную обязанность исполняли. На моих глазах лечение проводили Мария Ивановна Милая, Антонина Андреевна (фамилию забыла). Они душу вкладывали в работу, будто своих детей лечили. Больные видели такое отношение к себе и оттого быстрее шли на поправку. Недуги постепенно отступали. А были они особенные. Лечение требовалось тазобедренным суставам, горбикам, искривлённым позвоночникам.
Однажды к главному врачу детской реабилитационной больницы Ирине Александровне Пищулёнок (сразу прошу прощёния, если неправильно называю чьё-нибудь имя или отчество – могла забыть) я привела свою внучку, у которой были проблемы с носом и ушами. Врач осмотрела девочку и сказала, что не может поставить диагноз, поскольку это не её профиль, нет соответствующего оборудования. Посоветовала закапывать в носик и ушки по капле масла чайного дерева, разведённого в 20-кратном объёме растительного масла. Я так и сделала. До сегодняшнего дня внучка не имеет проблем ни с ушами, ни с носом. Вот такие медицинские работники работали в больнице.
У больных детей было огромное желание поправиться. Оно помогало им быть терпеливыми, верить в непременное улучшение состояния. Они годами были прикованы к койкам, а не теряли оптимизма, что не каждому взрослому подвластно.
Дети были из семей разного достатка. К одним приезжали часто, к иным редко. Дубровенскую горбатую девочку родители посещали раз в полгода. Один мальчик был из Лепеля. У него уже планшет имелся. Всё свободное время проводил в интернете. Родители его были богатыми. Гостинцев много приносили. Угощал других детей.
В больнице на девяти десятках коек лечились дети с трёх до 18 лет. Школьные занятия проводились с первого по девятый класс. Уроки проходили в больничных палатах. Одновременно проводились лечебные процедуры. Учитель вёл урок, а медсестра по очереди массажировала учеников. Во время учебно-лечебного процесса проходило и питание больных детей. По всему санаторию распространялись приятные запахи еды. Кормили детей очень хорошо. Кухня находилась в отдельно расположенном здании.
Для удобства обучения старались больных располагать в палатах по классам. Кто мог, приходил на занятия самостоятельно. На процедуры учеников забирали с уроков, поскольку после их окончания невозможно было выполнить все предписания врачей. Так что о полноценном получении знаний больными учениками говорить было бы не совсем правильно. Обучение лучше охарактеризовать как поддерживающее, закрепляющее ранее полученные знания, позволяющее в процессе последующего курса в обычной школе вспомнить пройденный материал и лучше усвоить новый.
Постепенно больные становились на ноги на радость не только родителям, но и медперсоналу, учителям. Взрослые с восхищением наблюдали, как их пациенты, воспитанники, ученики гуляли по двору, ходили на озеро, плавали на катамаранах. Сама природа, лес, озеро отыгрывали огромную оздоровительную роль в реабилитации больных детей.
Завучем в больнице была Любовь Васильевна Роговая – очень справедливый и умный человек, педагог, руководитель. Её муж Николай Фёдорович приходил проводить уроки немецкого языка. Учили детей в свободное от работы время работники районного отдела образования. Одна из них – Елена Фёдоровна Скорбо. Ещё учительницей была интересная женщина Евгения Викторовна Гончар, директор одной из городских школ, мать главврача Ирины Пищулёнок. А Наталья Константиновна Гузенок – сказка, а не женщина, как и я, приходила преподавать, будучи на пенсии.
Учить детей в больнице я пришла, можно сказать, не по своей воле. Мне не позволили на пенсии остаться работать в обычной школе. А уходить на заслуженный отдых не хотелось, поскольку чувствовала в себе невыработанный педагогический потенциал. Ничего не оставалось, как пойти учительствовать в бывший детский санаторий.
И неожиданно для себя попала в такой спаянный самоотверженный коллектив, что на всю жизнь осталась благодарна организатору изгнания меня из школы. Три года работы с больными детьми обогатили меня на всю оставшуюся жизнь энергией и желанием жить.
А детской реабилитационной больницы больше нет. Ликвидировали.
2020
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |