Сведения об авторе смотреть здесь.
Как автовладельцы в старые добрые времена продавали личный транспорт, прослуживший им энное количество времени? Просто. Дали объявление. Нашёлся заинтересовавшийся человек. Договорились в цене. Передали один одному деньги-товар. Покупатель получил регистрационные документы. Обменялись ничем не значащими в юридическом отношении расписками, что один купил, а второй продал, и разъехались, как в море корабли.
Про законное оформление сделки в Межрайонном регистрационно-экзаменационном отделении (МРЭО) даже не подумали. Зачем платить деньги за то, что в будущем не потребуется ни одной из сторон?
Раньше, если за руль транспортного средства сел близкий родственник законного автовладельца, требовалась доверенность от хозяина на управление техникой. А теперь и этого не надо – лишь бы на неё были документы и собственные права.
С 1975 года езжу на девятом по счёту мотоцикле.
Восемь из них плюс автомобиль «Опель-кадет» ушли от меня описанным выше методом. На протяжении 46 лет проблем не было. Они возникли не так давно, когда водителей обязали отстёгивать довольно ощутимую сумму за пользование автодорогами. Не заплатил – не пройдёшь техосмотр. Неприятное зло, конечно. Но хитрые автовладельцы выбрали зло наименьшее – не проходить техосмотр. Выгоднее заплатить штраф за это, чем оплатить пользование дорогами. В результате по стране почти половина автомототехники заколесило без техосмотра.
Долго в верхах ломали голову, как улучшить ситуацию, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Годами проводились всенародные обсуждения, предлагались различные варианты. Наконец вышел закон. Совсем не идеальный и по-прежнему неудовлетворяющий людей за рулём – возложить контроль над дорожным сбором на налоговую службу. Вроде бы и удобно: из налоговой инспекции придёт письмо с указанной суммой, даже немного менее прежней, вноси её хоть через ближайший банк, хоть через домашний интернет. Лафа!
Но тут заметались продавцы техники без надлежащего оформления сделки в МРЭО, и я в том числе: помогите, налог наложат на то, чего давно нет в помине!
В нынешнем мае в МРЭО мне показали список числящейся за мной техники: куча мопедов-мотоциклов и прицеп к автомобилю. И, если историю числящихся на мне, но отсутствующих в моём гараже мотов я знал, то про наличие прицепа услышал впервые. Впрочем, на него меньше всего обратил внимание – безмоторный же предмет, пусть себе висит на мне. Взялся за списание мотоциклов. За процесс исключения из списка каждого требовалось заплатить всего лишь 3 рубля 48 копеек.
На один мотоцикл «Минск» к моему удивлению сохранился технический паспорт, который покупатель не потребовал, поскольку купил мот на отдалённую дачу для поездок в лес по грибы. Эту единицу техники списал легко, написав в заявлении, что сдал её на металлолом, а номер выбросил за ненадобностью. Подобному списанию подлежал и второй мотоцикл «Минск», который я продал с документами в 2015 году незнакомому мужику под расписку.
Согласно правилам, и этот мотоцикл подлежал бы лёгкому списанию даже без документов, если бы в течение трёх лет нигде не фиксировался в процессе эксплуатации. Однако новый владелец в 2019 году прошёл техосмотр. Так и крякнули мои, уже заплаченные 3,48 рубля за списание не списываемого мота. Осталось три выхода из неприятного положения: первый - надеяться, что мой покупатель добьёт далеко не нового мота, больше на техосмотр не пригонит, и я в 2022 году спишу его по давности, до тех пор оплачивая дорожный налог. Второй вариант - найти того Игоря Леонидовича Бузо и убедить переоформить числящуюся за мной собственность на него. Выбрал третий вариант – молча платить дорожный налог за технику, которую вот уже шесть лет в глаза не видел. На том и успокоился.
И вот намедни пришло мне извещение из налоговой службы на внесение авансового платежа за несуществующие у меня мотоцикл «Минск» и автомобильный прицеп – по 20 рублей за каждый.
Помчался в МРЭО: в глаза не видел и не слышал о такой технике как автоприцеп. Открыли базу данных: прицеп зарегистрирован на мне в 1995 году, значит, я им пользуюсь. Возмущаюсь: не видел, не слышал, не покупал, не регистрировал, машину «Опель-кадет» купил лишь в 1996-м, а продал в 2002-м, и прицепа никогда не имел, зачем мне столько лет хранить хлам.
Майор милиции говорит, что за столько лет я мог забыть факт регистрации прицепа, возможно и не покупал его, а зарегистрировал на себя по просьбе знакомого, родственника, товарища его имущество. Я неумолим – не было такого, помнил бы.
Он говорит, что в то время сам ходил в первый класс, и за столько лет (конкретно 26) многое из памяти выветрилось, могло такое случиться и у меня с прицепом. Не соглашаюсь, называю случай подвохом, подставой, служебной промашкой регистрационной службы – надо провести расследование. Майор отвечает, что это моё право, могу подавать заявление в милицию.
Пока мы спорили, сотрудник МРЭО в гражданском вышел на несколько минут и принёс формуляр на прицеп с моими данными, внесёнными моим почерком и на беларусском языке. У меня и челюсть отвисла. Так и не вспомнил сам факт регистрации. А у майора спросил, что мне теперь делать. Ответил: оплатить 3,48 рубля за списание прицепа, написать заявление, и с сегодняшнего дня его у меня не станет, а так же в указанный срок внести 20-рублёвый аванс налога на прицеп.
Я понял, что это самый удобный вариант избавления от мифического прицепа. Смотался в банк. Оплатил списание прицепа. В заявлении написал, что прицеп за столько лет съела коррозия, и я сдал его в металлолом вместе с регистрационным номером, а документы выбросил за ненадобностью.
Во время заключительной части списания прицепа дважды извинился перед гражданским сотрудником МРЭА за необоснованный наезд на них. К сожалению, майор оделся и куда-то ушёл, поэтому извиниться перед ним не успел. Думаю, что поднятая мной тема вынудит его прочитать этот мой репортаж. Пусть знает, что считаю своим долгом персонально извиниться и перед ним. Виновата, конечно, память, но ведь она моя, значит, вины с себя не снимаю.
Кстати, в МРЭО мне сказали, что в связи с изменением системы оплаты дорожных сборов с транспорта подобные неразберихи с регистрацией случаются нередко. И виноватыми в том оказываются предъявители претензий – сам в том убедился на собственном примере. Рассказали, как одна женщина доказывала, что никогда не имела зарегистрированного на неё мотоцикла, а при разборе претензии оказалось, что когда-то двухколёсный транспорт купила сыну и, ввиду его несовершеннолетия, зарегистрировала мот на себя, а впоследствии забыла.
Дома с женой обсуждали мой визит в МРЭО. Я стоял на том, что, скорее всего, прицеп купил муж моей сестры Ани и мой лучший друг Витька Серёгин, а меня попросил оформить его на себя. Но как тогда он смог перевезти его к себе в Питер без снятия с учёта в Лепеле? Даже специально позвонил питерчанке Ане (Витька умер в 2004-м). Она не в курсе приобретения мужем прицепа.
А моя жена выдвинула более правдоподобную версию:
- Кто-то из друзей напоил тебя, и ты зарегистрировал на себя его прицеп.
До сих пор память не восстанавливает этот эпизод из моей 69-летней жизни.
Зачем пишу о том? Да потому, что знаю многих, кого поставили на уши новые правила дорожного сбора через налоговые органы. Пусть мой конфуз послужит им уроком.
24 октября 2021 года.
НРАВИТСЯ 11 |
СУПЕР 1 |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Странно, что в Беларуси так просто до последнего относились к регистрации транспортного средства на нового владельца. В России давно такая проблема была - продажа по доверенности (продавец получил деньги от покупателя, передал ему ТС и доверенность в простой письменной форме на регистрацию ТС, а тот не перерегистрировал на себя). Тут не только транспортный налог, но и штрафы по системе видеофиксации (т.е. когда скорость превысил и т.п.,и штраф направляется не на основании протокола, а втоматически владельцу, который в базе ГАИ, которая в РФ сейчас называется ГИБДД). Ещё хуже когда правонарушение или преступление совершено с использованием этого транспортного средства (ДТП с тяжкими последствиями и т.д.) - ищут владельца транспортного средства, который давно уже не владелец.
Виктор Ленчевский, российская картина, что ты нарисовал, понятная. И с электронной фиксацией скорости всё понятно. Но есть и плюсы в беларусской системе регистрации транспортных средств. Вот я несколько лет как отдал сыну ненужный мне мопед с документами. Права у него были. Вот и ездит спокойно, показав документы на Шушкевича и права на Шушкевича при остановке ГАИ. А раньше (не помню когда, может, ещё при Союзе), в подобных случаях водитель зарегистрированного на родственника транспортного средства должен был иметь при себе заверенную нотариусом доверенность на управление транспортным средством от его хозяина.