Сведения об авторе смотреть здесь.
От издателя: моя сестра Аня Шушкевич, после замужества Серёгина, умерла на 68-м году жизни в Питере. За полгода до смерти высказала желание напечатать в моём блоге свою «…немаленькую домжерицкую историю» о начале собственной трудовой деятельности в должности старшей пионервожатой Домжерицкой средней школы начала 70-х годов. Договаривалась со мной о возможности издать её дневники, которые вела с 1970 года. Но не успела – умерла 22 января 2022 года.
По моей просьбе её сын Сергей Серёгин доставил в Лепель из города на Неве значительный багаж дневников. Это лишь половина их.
Остальные привезёт в июле.
Уникальный человек Аня – на протяжении всей своей жизни регулярно вела дневник в традициях интеллигенции далёкой дореволюционной эпохи. Конечно, напечатать все их моей жизни не хватит. Поэтому буду выбирать лишь те записи, которые касаются Лепельщины. Хочу сразу отметить, что не настолько важны описываемые Аней действа, сколько советская эпоха в целом, поскольку современники не знают, тем более не будут знать наши последователи, как и чем жили их предшественники в разгар царствования мечты о счастливом социалистическом обществе будущего.
Заведу последнюю рубрику своего блога, которую озаглавливаю «Дневники Анны Серёгиной (Шушкевич)». Она будет находиться в содержании тем блога. Но пока сделать это не имею технической возможности. Поэтому помещаю начало «Дневников» в тему «Лепельщина без прикрас». Потом дневниковые записи будет перемещены по своему назначению.
Сведения об издателе смотреть здесь.
* * *
«Солнечные» 1970-е
Как сладостно заглянуть в свою раннюю юность почти 50-летней давности… Неужели это была я?
Не хочется ничего менять в изложении тех событий, хотя о них рассказывает девочка-девушка со сложным эгоистическим характером.
Заранее прошу прощения за часто несправедливую оценку своих друзей, знакомых, учителей, родственников. Включению жизни школ в Слободе, Велевщине, Домжерицах в историю эпохи строительства «самого справедливого в мире социалистического общества» посвящаю своё повествование.
Столько лет прошло… Теперь уже у героев событий тех лет есть дети и внуки. Пусть они убедятся, какими наивными и чистыми были их папы и мамы, дедушки и бабушки. Любовь всех их тоже не обошла стороной.
Буду рада, если отзовётся кто-то из тех далёких лет.
Аня Серёгина (в девичестве Шушкевич).
Декабрь 2017 года.
Важнейшие вехи начала моей жизни.
В те годы при Свядской средней школе для учеников из окрестных деревень организовывали в зимнее время общежитие.
Один-два раза в неделю в здании Гадивлянской начальной школы показывали фильмы.
Самое высокое место в Гадивле находилось вдали от Посёлка и начиналось от нашей хаты. До сих пор оно называется Горой – вроде как микрорайон в городе.
После просмотра по телевизору фильма о Карпатах и гуцулах все мальчишки стали меня называть по имени главной героини фильма на беларуский лад – Ганычкай: «Хіба той вечар можна забыць?.. Віцька ў Гадзіўлю к Ганычцы спяшыць…” Тогда все разговаривали, думали и сочиняли исключительно на беларускай мове.
Напечатано в июне 2022 года.
(Продолжение следует.)
НРАВИТСЯ 8 |
СУПЕР 3 |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Блукач Валацужны! Конкретные слова твоей сестры Анны Серёгиной (Шушкевич): "Тогда все разговаривали, думали и сочиняли исключительно на беларускай мове" - ещё одно яркое свидетельство того, что на Лепельщине ещё совсем в недалёком прошлом полностью и безраздельно господствовал в повседневном общении среди местного населения белорусский литературный язык. А почему все мы пришли к нынешнему плачевному состоянию с нашим родным белорусским языком, как очень метко говорят в таких случаях в народе: " Есть что говорить, но некому (среди начальников) слушать!"
Николай Горбачёв, правільна кажаш. Кожны аб тым ведае. Ведае і адказ. Але лепш яго не выносіць на публіку.
Николай Горбачёв, полагаю, что "Тогда все разговаривали, думали и сочиняли исключительно на беларускай мове" исключительно в деревнях и сёлах. Чем глуше тем больше. В городах такого не было. И это касается не только белорусского языка. Практически любого в СССР.