Сведения об авторе смотреть здесь.
(Начало.)
Долго Блукача Валацужнага интересовал уголок земли хоть и чужой, однако не такой уж и далёкой от Гадивли, в которой прошло его детство, отрочество и рабство. В рабство эта «деревенька родная» превратила все выходные блукачовской семьи, исполнять которое она в полном составе исправно ездила из Лепеля на протяжении двух с половиной десятилетий, пока в 1997-м не приобрела собственную дачу в соседней Свяде.
Однако родной край навсегда оставляет в памяти воспоминания о прекрасном, которое сотворило собственную личность. Всегда Блукачу казалась таинственной лесная бесконечность справа от крайних лепельских деревень Замошье, Адамовка и Чёрная Лоза, которые в средине 60-х были отняты у Лепельщины и отданы Чашниччине. Загадочность тех дремучих мест всегда манила к себе любознательного подшиванца даже тогда, когда он состарился. Уперев взор в интернет-карту той местности, душу старикану бередили топонимы Жортай, Жортайка и особенно гидроним Жортайка. Синяя извилистая нитка прорывалась сквозь окружающую реку лесную зелень, устремляясь к затерянной в заповедной глухомани Березине.
Нынешним летом гидроним Жортайка необычным звучанием сверлил мозг Блукачу. Что за она? Каково речке-невеличке в дикой местности? Непременно надо бы увидеть собственными глазами болотный водоток…
И Блукач подался в путь далёкий. Поначалу заехал во двор отчего дома, чтобы поклониться колыбели своего детства.
С душераздирающими воспоминаниями потоптался по центру родной Гадивли.
Безуспешно попробовал отыскать свидетельства былого величия центра сельсовета Замошья.
В призраке Адамовки свернул на лесную гравийку, где предстоит 18 километров ехать до первой борисовской деревни Жортай. Есть ли на Лепельщине вообще столь безлюдные дистанции?
Как-то раньше не обращал внимания, что речка Юровка, вытекающая из лепельского озеро Безоденного, протекает и в этих краях.
Наконец Блукач проезжает первую борисовскую деревню Жортай. Можно было бы её назвать цивилизованной, если бы не пустующая, как и в наших умирающих весях, колхозная двухэтажка, свидетельствующая о прежнем сельском шике и нынешнем упадке.
Ещё несколько километров пути - и цель почти достигнута. Деревня Жортайка.
Речка Жортайка – сразу за деревней. Однако Блукач вначале попробовал найти более отдалённый причал. Но бесполезно исколесил и исходил лес за деревенским кладбищем. К реке не пробился.
Легко её нашёл, возвратившись в деревню. Течёт с той стороны, которую несколько минут бесполезно обыскал.
Убегает Жортайка в лесную глушь, к Березине. Возле моста – старый переезд. В сланцах можно спокойно стоять у самой воды – песок твёрдый. Такое же и дно. Вот только глубина – с гулькин нос. Однако это обстоятельство не мешало бы поваляться по дну на животе или спине – для мытья водной толщи хватает. Но беда в том, что прибрежные кусты кишат полчищами комаров, и отсутствует место под палатку.
Блукач излазил пойму ниже по течению в полукилометре от моста. Кусты и крапива напрочь не позволяют поставить палатку. Топкий берег подпускает к руслу лишь в сапогах. Комариные орды сожрут за ночь до костей. Может попробовать поискать пристанище чуть в отдалении от Жортайки, в сосновом бору? Место, конечно, найти можно, но о помывке в речке не может быть и речи – слишком далеко она.
Много лесных угодий исколесил блукачовский «Дедовоз», пока наткнулся на заброшенную старую дорогу, поросшую свежей травой. Правда, до Жортайки не менее полукилометра будет, но лучшего искать не приходится – всё обшарено.
Теперь можно и расслабиться. Однако обнародование такого расслбона на озере Ахвенец не по душе пришлось читателю Вазару из Юрмалы и он в письме подколол весельчака предложением брать с производителя объекта веселья гонорар за рекламу, поэтому на этот раз шатун предусмотрительно отставил увеселительный продукт в сторону.
А вот о гонораре за рекламу серьёзно задумался. Ну, например, можно прорекламировать репеллент от комаров «Леший». Напрочь отгоняет их от опрысканного тела и одежды на час-полтора.
Вот только небольшая проблемка имеется: производитель-то «Леших» находится аж в Новосибирске. Вряд ли из борисовской глухомани туда дойдёт реклама, и гонорара за неё не получится. Поэтому смело можно к рекламе приляпать и антирекламу: а вот слепни и оводы чихали на «Лешего», кусают облитое им тело.
Блукач задумался: чтобы ещё прорекламировать, дабы получить гонорар. И тут его осенило: да такой товар на его импровизированном столе – хлеб Лепельского хлебозавода это, которым бродяга закусывает.
Но реклама – это не просто показать или сказать про товар. Слова надо ещё обосновать конкретикой. Следует попробовать. Во-первых, Блукач поместит буханку хлеба на заставку к сему репортажу, как он её режет на ломти. Да-да – это очень важный процесс. Всё дело в том, что в поход, в рюкзак, резаный хлеб не годится, помнётся и раскрошится. Только целую буханку можно брать. А где её взять, если таковую в Лепеле и даже в Беларуси днём с огнём не сыщешь? Почему?
Бродяге сведущие люди цельнохлебную проблему объяснили так: хлебозаводам навязали купить хлеборезные установки, и, чтобы расходы окупились, все сорта начали кромсать на тонкие ломти. Как же быть?
И тут Блукач вспомнил давнюю историю. Купил он нерезаную буханку черняги в лавке «Горячий хлеб» при хлебопекарне. Остановить себя не мог – так ел со вкусом. После пошёл в магазин, что напротив старого ремзавода. Увидел хлеб такого же названия. Купил, не раздумывая. А он невкусный. За следующей буханкой помчал в «Горячий хлеб». Обижается продавщице на невкусный хлеб в лепельской торговле. А торговка уточняет:
- Так вы купили хлеб резанный!
- Да, - соглашается хлебоед.
- В том и причина. При резке хлеб проходит через резальные механизмы, которые портят его первоначальный вкус.
Купил целую буханку. Снова было вкусно. Вот тогда и сказали ему про необходимость резать весь хлеб, чтобы был дороже.
И ещё одну историю вспомнил. Несколько магазинов в Адлере оббегал, чтобы купить резаного хлеба в поезд, дабы резкой в вагоне не заниматься – двое суток трястись на рельсах. Нет такового – не режут на курорте хлеб, объясняя причину тем, что кромсанный никому не нужен. Так что, адлеровцы дурнее лепельцев?
Однако после такого пространного описания хлеба резаного и нерезаного вряд ли появится у лепельских хлебопёков желание платить за рекламу, поэтому надо исправляться. В знак исправления Блукач даже поместит буханку крупным планом.
И много не попросит за рекламу у хлебопёков: стоимость суток проживания в паршивом номере советской гостиницы. А для пущего действа вдобавок рекламный лозунг выкрикнет: «Люди, покупайте хлеб Лепельского хлебозавода!» Нерезаный.
Однако отвлёкся от основной темы старый болтун. Возвращается. Вернее, идет вперёд в разведку местности.
И мечтает, как в будущем будет зарабатывать на рекламе. Тогда не придётся кормить собственной кровью комаров, жариться на 30-градусном солнцепёке.
Не придётся блюсти и главное правило самодеятельных туристов, гласящее, что гигиена – враг туриста. А в правоте сей аксиомы можно убедиться, узнав, как приходится действовать бродягам в условиях дефицита питьевой воды и полном отсутствии технической. Тогда одержимые путешествиями странники моют руки собственной мочой. Смешно? Отнюдь! Лучше так, чем никак. Антисептик здесь почти бессилен. Он ведь лишь обезвреживает микробы, а натуральную грязь только размазывает по рукам. Полное омовение ладоней сим препаратом будет стоить слишком дорого.
Блукач до того размечтался на вечерней прогулке о скорых заработках на рекламе, что ночью в духоте палатки видел себя во сне на роскошном двухместном ложе люксового номера крутого отеля…
2 июля 2022 года.
(Продолжение смотреть здесь.)
НРАВИТСЯ 4 |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Как всегда интересно. Абсолютно согласен, что лепельский чёрный хлеб самый вкусный. Но про резаный и нерезаный, Константиныч, ты явно загнул! Одинаковый у них вкус. Как лично мне кажется, всё дело в размерах кусков. Вот ты когда себе хлеб отрезаешь от буханки, толщина куска какая? Такая же как в упаковках? А-а! То-то! Нарезаешь раза в два толще, а то о и в три! И откусываешь столько, сколько привык с детства. Так тебе однозначно комфортное кушать. А эта "лусточка" магазинная, как по шпалам ходить. Ни туда, ни сюда! Я обычно так делаю - перегибаю заводской кусок попалам, и всё уже не так печально. Кстати, если тебе в очередной раз покажется, что я чушь горожу, проверь это дело ещё...Например, на шашлыке. Возьми в руку приглянувшийся тебе кусок, откуси, как положено и запомни вкус. Потом нарежь следующий на тонкие полоски, цепляй вилкой по одной и в рот. Если скажешь, что одно и тоже, то ну тебя...
СМК, згодны, што камусьці падабаецца хлеб рэзаны, іншым - нярэзаны, ёсць і такія, каму без розніцы. Выпадкі з хлебам у Лепелі і Адлеры адбываліся на працягу некалькіх гадоў. Столькі ж я аддаю перавагу нярэзаным боханам. У кожнага персанальны густ. А шашлык заўсёды здаецца смачнейшым, калі ім запхнеш увесь рот. А ўвогуле я лепельскі хлеб не ем - не падабаецца ён мне. Такі ж аршанскі і новалукомльскі - мабыць, аднолькавае абсталяванне ў пякарнях. Яшчэ з 90-х гадоў ганяўся па Лепелі ў пошуках "імпартнага" хлеба. Тады толькі магазін "Эса", што знаходзіўся збоку сталоўкі тэхнікума, завозіў боханы "Нарачанскага" і "Водару" з Мінску. А ўвогуле прывозіць хлеб з іншых гарадоў лепельскім гандлярам забаранялася. Нейкі прадпрымальнік з Бачэйкава купіў міні-хлебапякарню і па нядзелях прывозіў сваю прадукцыю на лепельскі базар. Смак быў! Дык яго нашыя ўлады прагналі. Я тады купіў сабе невялікую хлебапечку на адзін бохан. выручала мяне, пакуль у Лепель не сталі вазіць хлеб з блізкага і далёкага наваколля. Тады і адмовіўся ад самавыпечкі.
... "смак быу"... Не, мой сябра, смак быу у тога хлеба, якi прывозiлi на канi у сельпо у нашым з табою дзяцiнстве! Яго i рэзаць нам патрэбы не было. Пальцамi вакол сцяжынку прапхнеш, потым адарвеш гэты духмяны, ящэ цеплый вялiзарны кавалак... Ну, адкажы мне, хто да хаты усе боханы некранутымi прыносiу? Во тое быу смак!
СМК, пра смак хлеба на мяжы 50-х - 60-х гадоў. У Верабках мая баба Анэта яшчэ пякла хлеб з заквашанага ў дзежцы-хлебніцы цеста. А сям?я майго лепшага верабскага сябрука Валерыка Дзёмкі ўжо купляла прывезены магазіншчыкам Прахорам Мірановічам на возе хлеб з Лепельскай пякарні. Дзёмкі маглі сабе дазволіць такую раскошу, паколькі гаспадар дзядзька Мішка быў інвалідам вайны і атрымліваў добрую пенсію, а гаспадыня цётка Манька працавала настаўніцай Чарнаруцкай пачатковай школы і мела неблагі заробак.
Дык вось, Валерыку здаваўся смачнейшым Анэцін самапальны хлеб, а мне - Дзёмкаў магазінны. І мы мяняліся лустамі кожны свайго хлеба. Я з апетытам ні з чым намінаў сухі хлебазаводаўскі хлеб, а Валерык - таксама без нічога спечаны ў прыватнай печцы.
А мне запомнился с детства хлеб бабы Лександрыны, она была соседкой в Гадивле мы с ее внуком Володькой были дружбанами и часто зависали у нее дома. Она пекла караваи сантиметров по сорок, и выкладывала на "лауку" на чистые полотенца в ряд караваев по десять, вкуснее кажется не чего не "едал", наша баба Ганна уже не пекла хлеб, а маме за работай как всегда было некогда, а вотверебского хлеба не помню.
Терентий, дык Верабскі самапальны хлеб ты ніяк не можаш памятаць, бо баба Анэта кінула яго пячы яшчэ да твайго нараджэння.