Сведения об авторе смотреть здесь.
Куда слетать? Где поваляться? Такие мысли ежедневно одолевают пройдоху Блукача ВАЛАЦУЖНАГА. И туда хочется, и там не бывал… Прямо, растерянность одолевает. И тут приходит письмо от Вазара: жителя латышской Юрмалы, троюродного брата и друга детства Васьки Азоронка.
А Блукачу что? Лишь бы наводка была. Прикинул – до ушачского Мосара 33 километра: для собаки такое расстояние – не круг, тем более там не бывал. А результат-то всё равно получится нулевой - откуда кто знает, что происходило с их церковью более полутора века назад?
Помчал. Однако сходу промахнулся: проехал аховое сооружение и остановился возле последней хаты – бабулька лук теребит.
- Милок, ты совсем внимательность потерял, - сказала. – Ехал же рядом.
- Возвращусь, - исправил свою промашку Блукач. – А скажите, церковь была изначально православной, или же поначалу считалась иезуитской?
- Я такого слова не знаю, добрый человек. – Мне 80 лет. Слышала, что храм закрыли революционеры 17-го года. После войны в нём был молокоприёмный пункт – сама в нём работала. Позже размещался склад льна. Больше тебе расскажет старейшая жительница Мосара, моя соседка.
- А кто это может быть старше вас, если вам уже 80? – искренне удивился Блукач.
- Ей 89, - ответила бабуля.
- Всё равно она мало что скажет конкретного, - заключил Блукач и помчал к церкви Сретения Господня.
Забавный храм, однако. Но Блукач - не исследователь исторических глубин, а проявитель нынешнего состояния окружающей среды: какова она сейчас. Надо покружиться вокруг, несомненно, исторических развалин. Хм, и сзади выглядит вполне любопытно.
Как и при всяком важном богатом сооружении, пруд имеется.
Да такой, что до сих пор не зарастает и служит водозабором для полива огорода, рыбной ловли, купания.
Разумеется, штурмовать крапивные джунгли для проникновения внутрь культового строения не имеет смысла.
Достаточно всунуть голову и объектив камеры в дверной или оконный проём.
Ничего нового для друга Васьки Блукач не нашёл. Намного красочнее фотографии разбросаны по интернету и даже сделаны с дрона. Но он такое и предполагал, а ехал в Мосар, который в 19 веке принадлежал Лепельскому уезду, а с 1962 по 1966 год - Лепельскому району, исключительно ради удовлетворения собственных скитальческих амбиций. Такой цели достиг. Теперь надо закрепить полученные впечатления более продолжительным нахождением в этом краю, а именно – ночлегом в нём. Где ж остановиться? Кажется, подойдёт виднеющаяся на полевом спуске от церкви берёзовая рощица.
Ба! Да в ней запущенный пруд находится. Несомненно, этот природный комплекс представляет единое целое церковно-паркового ансамбля. Подтверждение тому – рядом расположенный чистый от водной растительности ещё один рукотворный водоём.
Но следует тщательнее обследовать окрестности – вдруг ещё более удобное место под бивак найдётся. Надо выехать на окраинную улицу и проследовать в обход поначалу показавшегося непривлекательным деревенского озера Мосарского.
Путь лежал возле усадьбы уже знакомой аксакалки, бывшей работницы молокоприёмного пункта в послевоенной церкви. Во дворе стояли уже две бабуси. Длинная сама махала рукой, приглашая мотоциклиста остановиться. Тот повиновался. Встреча и знакомство оказались находкой для исследователя. 89-летняя баба Валя Корейша внесла важный вклад в цель визита Блукача в Мосар.
Родилась в 1933 году. Действующей церковь не помнит, но слышала от старожилов, что в ней проводились крещения новорождённых, венчания молодожёнов. В войну окрестные партизаны устроили в храме столовку. Ну, а послевоенную историю рассказала её соседка, которая назваться не пожелала. А вот о насильственной конфискации у иезуитов церкви и преобразование её в православную не знает, даже слова такого не слышала – все в округе православные. Далее бабуся начала извиняться за свой старческий вид, с чем Блукач не согласился. Сказал, что по её нынешней внешности сделал заключение о красавице-девахе в молодые года. Бабе это понравилось. И здесь поистине плут не сплутовал – выпалил истинную правду, поскольку баба ему понравилась.
Поехал осматривать потенциальные места для ночлега. Два озера в Мосаре. Одно болотное, второе деревенское. Ни одно не пригодно для создания бивака. Интересно, а на какую такую гору ведёт повреждённый временем асфальтовый подъём?
Любопытно. На двери – ржавый замок. Однако двор обкошен. Уютен.
И вывеска над центральным входом имеется. Ах, вон оно что - да это же упразднённая Мосарская общеобразовательная школа!
Сохранились вспомогательные помещения, объекты инфраструктуры. Даже беседки не разграблены мародёрами, хоть и пригнулись к земле, будто старые люди.
Лишь теплица не выдержала нашествия времени и приказала долго жить.
Вокруг чисто. Почему бы здесь и не заночевать? Разрешения спросить не у кого, остаётся лишь предполагать, что нынешние хозяева не будут препятствовать такому решению скитальца из соображения, что пусть хоть таким образом послужит нуждающемуся человеку прежний храм науки.
Правда, соседи не совсем приятные – пчёлы в подвесном улье. Но они скоро успокоятся – день ведь к ночи клонится.
Мимо прошли девчушки. Они сообщили страннику, что Мосарская школа закрылась примерно в 2015 году. Они в ней не учились. Сейчас приехали на историческую родину проводить каникулы.
Очень кстати оказался телефонный звонок: Василь Азоронок из Юрмалы приехал на родину в Веребки. Спрашивает, где Блукач, а тот, оказывается, при исполнении поставленной им задачи находится.
Объедки можно смело оставлять на столе-клеёнке. Полакомиться ими косолапые сюда уж никак не пожалуют – место сие стопудово не медвежье.
Интересно, пожалуют ли ночью в сон к Блукачу прежние школьники Мосарской десятилетки? А теперь пора и к чтению дневника Анны Серёгиной приступать в ожидании объятий морфея.
Ночью обитающие в старой школе привидения Блукача не посетили. Пасмурным утром бездельник на небольшом костерке вскипятил кипяток.
Позавтракал.
И навсегда простился с гостеприимным школьным двором.
Итог таков. В исследования Василя Азоронка Блукач новых штрихов не внёс. Зато для себя поимел огромную пользу – пополнил свою интеллектуальную копилку образом доселе неизвестного края.
Июль 2022
![]() НРАВИТСЯ 9 |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
Дзед Блукач, а навошта ты да матацыклета швабру прычапіў?
Марцiн , у багажы пад гумовае мацаванне заплечніка затыкнутая не швабра, а блукачоўскі аператар. Утыкаеш яго ў глебу, на достачку зверху ставіш фотакамеру, уключаеш таймер і бяжыш наперад пад аб´ектыў, каб затвор некалькі разоў зафіксаваў твой занятак. Затым на кампутары з любой устаноўленай колькасці кадраў выбіраеш лепшую ці смяшнейшую сваю позу для змяшчэння ў рэпартаж.
Марцiн , в крайнем случае, этой хренью можно от медведя отбиваться. Или от бандитов. Или от супруги. В зависимости, кто больше достанет...
СМК, у драўлянага аператара шмат функцый. Ён можа служыць апірышчам пры ўзыходжанні на кручу, шчупам пры прамацванні твані, вызваляльнікам кручка пры падводным зачэпе, падаўжальнікам пры падвешванні на высокі сук торбы з прадуктамі, каб іх не дасталі мядзведзі...