Сведения об авторе смотреть здесь.
Блукача ВАЛАЦУЖНАГА посетили важные личности. Были это доцент Беларусского университета Алексей Яротов и студентка факультета географии и геоинформатики этого учебного заведения Анна Хрищенко. Прибыли они в блукачовский град с ответственной миссией: провести анализ природного и историко-культурного потенциала Лепельщины для развития в ней зелёных видов туризма.
Интерес в том доцента понятен – подобная деятельность есть его служебная обязанность. А при чём здесь студентка? Оказывается, очень даже при том. Аня – лепелька и готовит дипломную работу именно по этой теме.
Понятное дело, Блукач восхитился намерением столичных визитёров – продвинут ведь застой в Лепеле туристической сферы, которая находится в почти полном упадке. Но при чём здесь дед Блукач? Он ведь давно поставил крест на всяческой общественной деятельности.
Пошли доводы: никто в районе в такой степени не знает все здешние туристические объекты, их местоположение и нынешнее состояние. Есть их список на 25 листах. Однако нужен непосредственный контакт и фиксация координат каждой мало-мальски важной природной и исторической достопримечательности. Кто заведёт, покажет и охарактеризует каждую? Лишь Блукач.
Но ведь он с гордостью присвоил себе титул эталона лени, и боится лишиться его проявлением какого-либо усердия. Однако с другой стороны усердствовать и не надо: завезут, попотчуют, привезут. Правда, придётся малость потолочь густой осенний травостой, но ведь такие скитальческие усилия являются любимым занятием скитальца.
Надо порекомендовать, с чего начать. Но ведь руками водить – не грядки копать. Главное - посоветовать, а они пусть как хотят, так и используют блукачовский совет. Значит, так:
- Главным потенциалом привлечения туристов к нам должна стать Березинская водная система. Обязательно надо использовать и образ Цмока Лепельского, начавшегося было развиваться вокруг единственной в Беларуси его скульптуры, но потом забытого с практической точки зрения – хозяйственные дела важнее.
- Так у нас всё это имеется в списке, - отвечают. – Система не одним словом указана, а несколькими важными её фрагментами.
Просмотрел Блукач список – почти все его пункты знает. Имеются неточности. Их поправил. Просят разработать маршрут на день, поскольку весь район за такой период не охватить.
И Блукач сдался. Заинтересовало его намерение столичных визитёров. Повёз их. Вернее, его повезли руками водить.
Разве можно по пути на Веребский канал проехать мимо Еврейского кладбища?
Пусть инициаторы сами определяют его место и статус в туристическом бизнесе, а Блукач выскажет свою точку зрения. Еврейским кладбище называет лишь народ, поскольку там было расстреляно всё Лепельское гетто. А вот слуги народа упорно не хотят упоминать жертв этого многострадального народа, обтекаемо назвав их «советскими гражданами», что соответствует действительности – не немецкими же гражданами были убиенные евреи.
Блукач сообщил экспедиции, что это уже третий памятник на братской могиле евреев. Первым заполнили лесную яму в нескольких сотнях метров от захоронения. Такая информация заинтересовала исследователей.
Конечно же, никого не оставит равнодушным слияние легендарного Веребского канала с Эссой.
Особенно заинтересовала исследователей зона отдыха в месте слияния двух водотоков, оборудованная хозяином здешних мест Павлом Федьковичем.
Убитую современниками красоту старого труженика способен увидеть лишь понимающий его прежнюю значимость. Минские визитёры из их когорты.
В Веребки взялись пробиваться прямым путём. По ходу Блукач информирует, что сейчас происходит преодоление высохшего русла Берещи, убитой хозяйственниками 1970-х годов ради лёгкой добычи торфа для колхозных полей. Далее следует Плоская гора – городище, на котором жили и защищались от врагов блукачовские прапращуры – он родился в Веребках. И вот взору предстаёт главная цель посещения Веребского канала – казённый дом смотрителя шлюзовой группы. А вдруг сгодится на какую-нибудь точку для обслуживания туристов. Нет, не сгодится: слишком дряхл старичок.
Далее далёкий путь лежал в Валову Гору, чтобы посмотреть на досмотренный казённый дом тамошней шлюзовой пары. Пока экспедиция пробирается на край района, Блукач проповедует правило правописания этого топонима. Название его происходит не от животных волов, которых в языческие времена приносили в жертву многочисленным богам, а, поскольку деревня выросла намного позже вдоль Березинского канала, на его дамбах, т.е. валах (горах) выброшенной из русла земли. Отсюда следует, что в первом слове названия должна быть "а", а не "о".
Вначале остановились на мосту, который издавна служит одновременно и плотиной, в некоторой степени поддерживающей жизнь Березинскому каналу.
Тамошнее жилище и одновременно рабочее место шлюзового смотрителя вот уже более двух десятков лет привечает переселенцев из Минска. Естественно, дом досматривается по всем канонам работящих поселенцев.
Радушные хозяева даже позволили осмотреть внутреннее состояние «калавурки», как на Березинской системе нарекли и до сих пор называют казённые домики.
Внутри просторно, несколько комнат. Однако бытовым шиком жизнь смотрителей шлюзов вряд ли можно назвать, если знать, что конкретно в этом аккуратном хороме жили две семьи служащих Системы – братьев Кунчевских. В войну у одного из них квартировала засланная из Москвы партизанская радистка, погибшая во время авианалёта вражеской «рамы» и похороненная на местном кладбище, а впоследствии якобы перезахороненная в братскую могилу деревни Крайцы в процессе кампанейщины 50 – 60-х годов по укрупнению братских захоронений.
Сам хозяин провёл экспедицию к очередному туристическому объекту, в списке называемую «ледовней». Это обычный каменный склеп для хранения продуктов с помощью ледяных глыб. На полуподземном сооружении отчётливо читается год постройки: 1812 (сама Березинская система сооружалась в конце 18 - начале 19 веков царём Павлом).
По дамбе сквозь кусты едва проехали к плотине вблизи истока канала, сдерживающей воды озера Плавно бассейна Чёрного моря от бегства их в озеро Береща бассейна Балтийского моря. Выше гидросооружения канал смотрится величаво.
Однако вместе с хорошим делом по сохранению озера плотина убивает канал. Ниже её он выглядит очень даже плачевно.
Следующей точкой маршрута стало кладбище в Затеклясье. Оно уникально тем, что переполнено надгробными глыбами и каменными крестами многовековой давности.
Хорошо сохранились надмогильные плиты на семейном захоронении затеклясских землевладельцев Штромбергов. Если смахнуть природный мусор, разборчиво проступают эпитафии на латинке.
И подалась экспедиция в Звезду. В неё ещё до войны известные политиканы переименовали деревню с древним названием Августово. Вот там-то и может местная хозяйка Валентина Симако по предварительному заказу организовать питание туристов. И не обычным столовым набором стандартных блюд, а всяческими крестьянскими разносолами.
Все застольщики признались, что столь вкусной поливки из боровиков доселе не едали. А сами солёные белые грибы! А тушеная свинина, для поедания которой совсем не требуется утруждать зубы – само во рту тает! А умело поджаренные налистники с невообразимо вкусной творожной начинкой! А…
Жданно-нежданные гости уминали всё подряд, ибо понимали, что в будущем нескоро им придётся откушать подобные деликатесы. И это всё смогут заказать туристы?
- В принципе да, - ответила Валентина. – Однако вы угощаетесь блюдами из прошлогодних боровиков. А нынче белых грибов и летом не было, и осенью не предвидится. Вот туристам следующего года и не придётся полакомиться грибной поливкой. А из иных видов грибов такого вкуса она иметь не будет, тем более что лес никаких грибов не родил. Разве ж это грибы шампиньоны да лисички? Сыроежки ещё ничего, но они червивые до единой.
Это участники экспедиции познакомили Блукача с хозяйкой Валей Симако. А им она известна потому, что является бабушкой студентки Ани. Пусть удачным станет их семейный бизнес по линии туризма.
Поехали. Блукач позвонил:
- Василь, ты свободен? Экспедицию я вожу по прокладке туристических маршрутов на Лепельщине. Твоим музеем интересуются минчане. Можешь им показать экспонаты? Твоя усадьба должна быть обязательно включена в маршрут.
- Давайте. Как раз минут через 20 группа полешуков подъедет. Вместе и проведу вам экскурсию.
Сбор раритетов хозяина агроусадьбы «Полсвиж» Василя Шкиндера Блукач показывал и о нём рассказывал много раз. Потому ограничится лишь показом хода экскурсии для двух групп.
В Зелёном Острове есть интересное здание, привлекающее внимание обывателей необычностью архитектуры и смахиванием на историческое происхождение. И лишь заинтересованные индивидуумы знают, что это строение не что иное, как послевоенная колхозная мельница. Но смотрится внушительно.
Когда-то в Новых Волосовичах на площади Рынок была церковь, вокруг которой раз в год собирался окрестный люд на торги всем, что можно было продать-купить. Теперь там лишь холм-пустырь с одиноко расположенным сельмагом.
На возвышенности, за рукотворным озером, продолжает умирать парк помещика Зацвилиховского. Его пруд совсем зарос осокой. От панского дома не осталось и следа. Лишь на деревенском кладбище сохранились памятники с дореволюционных времён.
У дороги из Новых Волосовичей в Веселово сгрудились надгробные каменные кресты, столкнутые и поломанные советским бульдозером в кусты. Их в 2017 году вытащили из зарослей и поставили возле гравийки лепельские краеведы. Пусть хоть таким образом сохраняется память о неизвестных предках, прах которых покоится где-то под распаханными сельхозугодиями.
В Двор-Торонковичах лежит огромный валун, часто посещаемый туристами. Названия он не имеет. Есть легенда, что это камень-жертвенник. Крест-накрест по нему вырублены неглубокие канавки. Вершит образованный крест на верхушке глыбы выдолбленный приямок. Легенда гласит, что в него клали жертву языческим богам в виде убитого животного. Кровь по канавкам стекала к основанию камня.
Руководитель экспедиции Алексей Яротов лишь взглянул на искусственные углубления и сразу заключил, что Блукач рассказал не легенду, а быль. На самом деле это камень-жертвенник. Свидетельством тому служат подобные жертвенники в иных местах Беларуси.
За камнем-жертвенником, за полоской кустов, встаёт панский спиртзавод (бровар), памятник архитектуры. О нём много писано-переписано. Лишь бегло осмотрели руину.
За Двор-Торонковичами, в сторону Григоровичей, центр полевой возвышенности занимает погребальный комплекс из каменных крестов и плит. Это место облюбовали туристы всех мастей. И невдомёк им, что под надмогильными глыбами пусто, нет мертвецов. И вовсе это не древнее кладбище. А история каменного ансамбля такова.
Краевед из Великого Полсвижа Василь Шкиндер узнал, что в кустах, у подножия полевого холма, валяются каменные кресты и надмогильные плиты. Сомнений не было: очередной советский бульдозер во время культурно-технических работ (сухая мелиорация) разрушил древнее кладбище и затолкал надгробья в лиственные дебри. Василь созвал себе подобных лепельских краеведов, договорился с директором совхоза «Волосовичи» Колей Савченко о выделении участка поля под кладбище, пригнал собственный трактор, и скопом вытащили кресты с плитами на свет божий. А куда их конкретно поставить? Наверное, на самый пик полевой возвышенности.
Доброе дело сделано. Кладбище восстановлено. Однако где оно находилось первоначально, никому неизвестно. Но где-то ведь есть поблизости. Люди сюда приходят, даже дорогу протоптали. Пусть погост-новодел так и остаётся объектом для туризма.
Пролётом на Кострицу посмотрели на одноименное городище, частично превращённое строителями Новолукомльской ГРЭС в гравийный карьер. И выскочили на Оршанское шоссе в деревне Бор. Проехав Оршанкой в сторону Лепеля, свернули на Заслоново, потом на Межицу. Перед этой бывшей военной частью свернули с асфальта налево и остановились перед бывшим общежитием советских офицеров. Это восстановленное в 1952 году дореволюционное родовое поместье землевладелицы Здраевской, будто построенное в год рождения Блукача - так пометили на фасаде.
Дальше, пройдя по тропе на подвесную пешеходную переправу через Уллу, повздыхали над руинами винокурни всё той же хозяйственницы Здраевской. Правда, особого впечатления останки воздействия советской взрывчатки на взор современного обывателя не производят.
И последним объектом дневного марафона стал камень-следовик напротив пригородной деревни Залесье. Этот объект поклонения далёких предшественников нынешних лепельцев встречает редких скитальцев деревянными изваяниями языческих богов, установленных стараниями того же Василя Шкиндера.
А про сам Следовик вроде как-то и писать проблематично – настолько он переполнил районные средства массовой информации. Даже при Оршанской дороге имелся соответствующий дорожный знак, пока его не ликвидировали по настоянию властвующих всевышних структур. А сам Следовик не поддастся никакой попытке ликвидации, если такова зреет в определённых умах не столь давно возрождённых структур.
Обследование возможных объектов туризма на Лепельщине было тернистым. Не получилось по причине недоступности добраться до не таких уж и далёких от намеченного маршрута камней-следовиков в околицах Затеклясья и Краснолучки, каплицы на Веселовском католическом кладбище, Рябинового камня за Двор-Торонковичами… Но это ведь только начало обследования объектов, которые могут быть включены в Зелёный туристический маршрут по Лепельщине. Оно продолжится. И в сохранение истории родного края может внести свою лепту каждый сознательный лепелец. Информацию об, на первый взгляд, не таких уж и важных исторических объектах, рецептах приготовления традиционных народных яств, старых местных обрядах можно помещать в комментариях под этим описанием хода экспедиции.
Высказывания автора могут не соответствовать взглядам руководства экспедиции. Согласование текста сознательно не учтено.
По согласованию сторон дальнейшие обследования будут продолжены.
7 сентября 2022 года.
(Продолжение следует.)
НРАВИТСЯ 4 |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Удзельнікі экспедыцыі Аляксей і Аня, нейкім чынам у мяне са смартфону зніклі вашыя кантакты. Патэлефануйце мне ці яшчэ як дашліце іх. Можа ўбачыце гэты мой зварот да вас, калі будзеце чытаць рэпартаж з экспедыцыі.
Цикава! Давай працягвай!
НАГРАДА НАШЛА ГЕРОЯ!
Микола Паравоз, як павозяць, то й працяг зляпаю.