Сведения об авторе смотреть здесь.
Никто так не изучил историю Лепельщины, как уроженец Веребок, а ныне житель латышской Юрмалы, Василь Азоронок. Он не редко приезжает в родную весь и обязательно что-нибудь исследует, опираясь на полученные в архивах сведения. Делает это, собрав известных ему местных краеведов и сообща обосновывая созданные в любительской экспедиции, организованной им же, мнения относительно того или иного архивного утверждения или недомолвки. В такие мини-экспедиции всегда приглашается Блукач ВАЛАЦУЖНЫ в качестве знатока определённой для изучения местности.
На этот раз Василь Азоронок (сокращённо ВАзар) решил исключить недомолвку архива, касающуюся тёзок двух лепельских топонимов – Заболотий. Поверхностное описание проблемы таково.
Во время завоевания, ликвидации, раздела (как хотите, так и считайте) Речи Посполитой (в том числе и Великого Княжества Литовского) в конце 18 века, оккупировавшая Лепельщину Россия одно Заболотье отдала новому государству (то бишь себе), а другое оставила в собственности виленским монахиням-бернардинкам, властвование которых после было упразднено (где-то в 30 – 40-х годах 19 века). А какое из Заболотий полстолетия продолжало служить своим прежним хозяевам, нигде не определяется. Вот ВАзар и решил исправить сию историческую несправедливость.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ сразу информирует, что не собирается пересказывать мысли и соображения главаря экспедиции по Заболотьям – о том тот сам оставит отчёт. Будем надеяться, что он не минёт и блукачовский блог. Поэтому в связи с такой обмолвкой лепельский бродяга загодя предупреждает, что будет лишь описывать ход экспедиции и местность, по которой она проходит, а не лезть в дебри исторического бедлама.
И ещё Блукач просит читателей не критиковать фотопозиции участников экспедиции в процессе поисков свидетельств. Объясняет такой действительный факт тем, что некоторые из них просили не называть и не показывать их личности. Что бродяга и будет делать из боязни, что в случае непослушания участия в следующей экспедиции ему не видать – не возьмут. Так что смотрите снимки со специально припрятанными лицами некоторых исследователей.
…Поначалу остановились посреди Заболотья, принятое идентифицировать прилагательным «полсвижское». Здесь, согласно некоторым сведениям, с 1868 года хозяйничал землевладелец Владимир Войт до смерти в 1900 году на 87 году жизни. Хорошим или плохим паном он был – не рассматривается. Местное население характеризует его как прогрессивного властителя, переманивавшего селян из окрестных деревень в Заболотье, активного мелиоратора окружающих селение болот. Но, как уже было сказано, суть не в том. Какие же свидетельства владычества Войта радуют глаз до сих пор?
Блукач с полсвижским краеведом Василём Шкиндером уже прошерстил сие Заболотье в 2019 году, собрав кой-какие сведения о землевладельческой деятельности Войта земледельческого направления. Но их недостаточно для определения статуса полсвижского Заболотья как казённой или монашеской веси. Даже непонятно, где была панская усадьба.
Последний вопрос был решён быстро. Остановились на главной улице Заболотья под небольшой уличной горкой. Подошли к первому мужику, находившемуся во дворе. Им оказался Николай Дивин. Его дом стоит как раз на месте войтовского дворца, вернее будет назвать который просто жилищем.
Николай находил в своём дворе и на огороде свидетельства хозяйничанья пана Адмирала, как звали Владимира Карловича Войта в Заболотье за службу адъютантом командира Свеаборгского порта и уволенном в чине капитан-лейтенанта в 1850 году. Однако копать различного рода интересующихся копателей на свой участок нынешний хозяин не пускает.
За огородом Дивина остались фрагменты войтовских мелиоративных каналов, пруда. Но это определённого штриха в цель экспедиции не вносит.
Поехали во второе Заболотье, идентифицируемое приставным словом «пышнянское». Заезжали через деревни Малые и Большие Пышногоры. Их названия понятны – расположены веси в холмистой местности вблизи местечка Пышно, на Пышнянской возвышенности.
Но экспедиции нужна не Пышнянская возвышенность, а пышнянское Заболотье, в котором хозяйничал дворянин католического происхождения Сигизмунд Никодимович Спасовский. При входе в деревню находится старое православное и одновременно современное кладбище. Оно интересно своей древностью – полнится бесчисленными камнями на старых могилах.
Некоторые обтёсаны до состояния крестов.
…За противоположной окраиной когда-то длинной веси в кустах утопает заброшенное католическое кладбище. Небольшое. Находится на искусственном квадратном холме, насыпанном землёй из окружающих рвов. Особенных примечательностей оно не имеет, если не принимать во внимание земляной провал в центре. Может здесь находится склеп с останками Спасовского?
От Заболотья на единственный подход к одноимённому озеру ведёт полевая дорога. Травяной пляж довольно досмотрен: обкошен.
Однако причаливать здесь рано – за полем, в кустах, исследователей ждут фрагменты усадьбы Сигизмунда Спасовского. Путь к ней преграждает глубокий ров, назвать который оврагом не получается – слишком правильно ровный.
Начинают попадаться отдельные находки – декоративная кирпичина для отделки, так решили сообща.
Так и хочется гигантский клён назвать Царём. Звучит: Царь-клён!
Решили, что на этом, по всей вероятности, искусственном холме правильной конусообразной формы располагалась беседка с видом на озеро, которое никак не просматривается из-за разросшейся парковой растительности и прибрежных диких зарослей.
Надо ещё иметь во внимании, что в первые годы советской власти имение Спасовских было довольно обжито – в нём располагалась коммуна. После войны коммунары исчезли, а обезлюдевшие постройки селяне разнесли на постройку печей в собственных хатах. Внимание привлекает расколовшийся на части валун при сверлении с непонятной целью.
Наконец подобрались к озеру Заболотье. Красиво! Но не совсем уютно – под листвой чвякает расквашенная ночным дождём почва.
Ещё не всё осмотрели в панском парке, однако, более удобного места для обеденного перекуса вряд ли найдётся. Надо обосновываться здесь.
Подкрепившись, снова углубились в заросли. Пошли фрагменты длинной стены. Решили, что это фундамент панской хозпостройки.
Пересекли полоску поля и снова очутились в парке. О том свидетельствуют сохранившиеся аллеи.
Угадывающийся традиционный парковый пруд обезводился и порос кустарником.
Отчетливо просматриваются ровные то ли отводные, то ли подводящие воду каналы ирригационной ландшафтной системы. На этом и заканчивается осмотр усадьбы Сигизмунда Спасовского.
ВАзар интересуется мнением каждого участника осмотра остатков цивилизации 19 века двух Заболотий: какое из них было на полтора столетия оставлено новым оккупационным режимом старым хозяевам-монахиням? Кто-то не решается делать заключение: осматривали бегло, галопом, день отдать бы на каждое Заболотье, в истории покопаться бы… Однозначен лишь Блукач: пышнянское Заболотье сохранилось в большей степени, чем полсвижское, до сих пор очевиден былой размах деятельности имения, имело значительно больше собственнической земли, значит, оно и было под патронажем монашек. Хотя…
Те же монашки и не позволили Лепелю получить Магдебургское право, чем сдержали его экономическое развитие, а строительство оккупантами Березинской водной системы превратило захолустное местечко Лепель в развивающийся уездный город. С последним доводом ВАзар не согласился - он обожатель духовности, которую привносили бернардинки в наш край. Блукач был против такого обоснования: что-то не заметно блистание лепельцами особой духовностью.
Как бы то ни было, экспедиция заметно обогатила духовный мир всех её участников. Каждый теперь живёт в ожидании очередного визита ВАзара, чтобы вновь под его руководством совершить очередное исследование. Самим организовать его как-то по облому.
18 октября 2022 года.
НРАВИТСЯ 6 |
СУПЕР 1 |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |