Сведения об авторе смотреть здесь.
В крайние мартовские деньки перед закрытием рек для плавсредств решили взять одну из весенних речек – Бойну. Давно была хотелка, но, как говорится, вёсла не доходили.
Единственным моментом было то, что она на 150 километров севернее Минска, а там до сих пор лежат сугробы по колено.
Оптимальным местом старта виделась деревня Дворище Крупского района Минской области, так как выше по течению и подъездов не было и исток близок.
Как всегда приключения начались, где закончилась дорога. В конце деревни она просто упёрлась в ровное поле под снегом. Полтора километра до предполагаемого старта решили прогуляться пешком. Пройдя километр полем, по предполагаемой дороге дошли до леса. В нём стала проглядываться какая-то колея под снегом, но идти легче не стало, ноги проваливались под подмёрзший снег. С удивлением обнаружили в лесу знак «40» и нулевой километр, выглядело это как 40°. Кто здесь гоняет, неизвестно. К великому сожалению Бойна оказалась закрыта льдом.
Уходя в трубы под дорогу и имея довольно сильное течение, речка могла похвастаться только большой полыньей за мостом и дальше терялась в кустах со льдом. До Бойны, протекавшей в темном сосновом лесу, еще не добралось первое весеннее солнце, и толщина льда не позволяла в неё врубиться нахрапом. Нужна альтернатива.
Есть еще мост в Забоенье - едем туда. Картина повторяется, за деревней дорога разбита лесовозами, опять пешая разведка. Воды оказалось уже побольше, но со стороны старта все покрыто льдом, пройти - без шансов. За мостом река обманчиво имела русло в три метра шириной и весело терялась в темноте. Есть еще мост... Но, стоп: час ночи. Нужно принимать решение.
Как бы ни хотелось, но приходиться менять реку и маршрут со спортивного на созерцательный, иначе рискуем потерять время.
В темноте место для стоянки искать бесполезно, в лес особо не заехать, все подмерзло. Становимся прямо на краю деревни Латыголичи, ближе к сосновому леску. Принято решение: идти по Эссе, в этой деревне заканчивается ее канальная часть.
С утра пробудила нездоровая активность местного жителя, гонявшего с 7-ми утра мимо нас на машине с музыкой и решавшего какие то свои важные дела во дворе с такими криками, что слышно, наверно, в Лепеле было.
Стартовали с моста в этой же деревне. Уровень воды поднялся почти на метр. Залил окрестные поля и кусты. Мост оставлял желать лучшего, как и все мосты через Эссу выше по течению, где мы проезжали. Однако это не останавливает движение тяжелой техники с песком, снующей туда-обратно к работающим дорожникам. Короче, пока беда не пришла…
За мостом река превратилась в заливные луга. Напоенная вешними ручьями и дождями, она раздалась вширь, унося вниз разный зимний мусор, перехлестываясь через кромку берега и разливаясь по пойме.
То и дело приходилось искать основное русло среди зарослей и деревьев, хотя оно просто растворялось в кустах без каких то внешних признаков.
Прямо говоря, несколько раз приходилось обращаться к навигации, сев на мель посреди поля, чтобы найти где вообще русло находится.
На берегах - огромное количество птиц: белые цапли, несколько разновидностей уток, одна вызывала самый большой интерес, фото к сожалению нет, ее можно описать как утку в расцветке пингвина, резко выделялась на фоне остальных. Но больше всего порадовали лебеди. Много лебедей. Очень много. Пролетающая стая в восемь тушек над головой создает непередаваемые звуки как от бомбардировщика. Видно, что некоторые уже образовались в пары, а многим еще предстояло это совершить. На одном из разливов попадаем на лебединое шоу. Иногда одинокие самцы пытаются отбить партнершу из уже сложившейся пары, которая, как говорят, складывается на всю жизнь. Так вот, стычки происходят, даже не обращая на нас особого внимания.
Неизгладимые ощущения оставил затопленный лес, как будто оказались на Припятских разливах. Никогда бы не подумал, что такое может быть на этой реке.
Добрались до моста. Еще ночью мы пытались к нему прорваться, и даже были мысли перебраться на ту сторону, глянуть на Бойну. Хорошо, что не доехали. Мост еле-еле держит подпирающее течение и не исключено, что если с разливов пойдет лед, его он заберет с собой. И это единственный обнос за весь сплав.
Однако мостиком пользуются, правда не люди. На снегу чётко видны следы рыси с малышом, как нам показалось.
Обед сделали в сосновом лесу, в обычном русле сложно найти такое место, однако в разлив по полю вполне...
А вот и устье Бойны. Разлилась хорошо, только вот течение подо льдом. Мы сделали правильный выбор, а то бы еще рубились где то во льдах.
Пока нет зеленки хорошо видны оставшиеся вековые дубы по берегам, хотя их количество несравнимо с Убортью.
Течение увеличивается, скорость тоже. С ветерком долетаем до Гадивли. У моста хорошая стоянка со столиком, вероятно, отсюда стартуют многие водники. Остаемся на ночевку.
После моста река меняется.
Становится полноценной рекой с сильным течением.
По берегам попадаются стоянки где-то со столиком, где-то с беседкой. Если летом их не видно с воды из-за высокого берега, то сейчас все как на ладони.
Увидев выдающуюся активность бобров, решаем заглянуть в одну из проток для разнообразия, посмотреть хатки. Хаток не нашли, да и протока была не длинной. Зато увидели довольно колоритный ручей.
Река стала подходить ближе к населенке. Стали попадаться препятствия и мостики. Все проходимо, но находится вровень с водой.
Автомобильный мост, можно сказать, на грани. Буквально полметра отделяет его от воды.
Ну а дальше случается самое печальное…
В деревне Вилы насаживаемся на вилы, а точнее - на арматуру толщиной с черенок от лопаты. Ситуация крайне неприятная.
В устье Свядицы, вероятно, строили мостик. По берегам стоят подтопленные бетонные блоки с торчащими из них арматуринами по четыре штуки в каждом, на них то мы внимание и не обратили.
Как оказалось такие же блоки стоят и в воде, скрытые разливом на 10-15 сантиметров. Насадились как на шампур. Фонтан снизу у матроса, сразу и не поняли, где. Попытались сдернуть назад. Бесполезно. Миша нащупал причину. Арматура вошла под ногой, прорезала днище под его сиденьем и становилась на костях кнбэшки в 10 сантиметрах от баллона.
Стало разворачивать течением как гриль на вертеле. Держа руками вошедшую в «салон» на 15 сантиметров арматуру, чтобы спасти баллон, Миша обнаруживает еще три рядом. Вариант с маневрами отменяется, да и как поднять лодку на течении.
Ждать следующий экипаж на помощь бесполезно, будет такой же шашлык. Поэтому Витя - за борт. Купание в марте бодрит, да еще в одежде и забродах, благо глубина чуть выше пояса.
Переместив центр тяжести в лодке, через верх поднимаем и снимаем её с препятствия.
Итак, на баллонах продолжаем плыть до удобного места съема. Второй экипаж по рекомендации просто делает обнос.
В принципе, такая баржа плывет и полная воды, но это если нет препятствий.
На берегу сливаемся и осматриваем порез.
По итогу 57-сантиметровая рваная пробоина не считая царапины. Технически имелась возможность починиться, однако лучше это сделать двухкомпонентным клеем.
В Минске все починили за 30 минут. Само собой, с двух сторон.
Домой…
Авторский текст с ножеством фотоснимков смотреть здесь: https://vk.com/@pohod_dubovets_km-razlivy-essy
2023
НРАВИТСЯ 7 |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Ураджэнец Верабак Васіль Азаронак піша з Юрмалы: