20 мар 2013 в 19:11 — 1 год назад

Две встречи со Старобинкой

Тема: Скитальческие зарисовки лепельского бродяги     Сегодня: 1, за неделю: 1, всего: 1190

Ягодно-грибной сезон закончился, рыбный еще не наступил. Подобные глухие периоды для любителей природы случаются весной и летом. Бродят они скучные по квартире или огороду, горько вздыхают в ожидании первого мороза, окончания наводнения, грибного дождика. И многим невдомек, что отдохнуть, отвести душу можно и в глухое время года, забросив за плечи рюкзак и направившись в места, где еще бывать не доводилось. Новые впечатления от доселе невиданного начнут постоянно заполнять душу и сердце, поднимать настроение, откладываться в памяти на всю оставшуюся жизнь. И вы начинаете понимать, что подобного ощущения возвышенностинельзя испытать ни в ягодах, ни в грибах, ни на рыбалке. Как пример, хочу рассказать про две такие вылазки на природу.

О реке Старобинке узнал от дорожного знака перед мостом между деревнями Поддубье и Зеленый Остров. В «Энциклопедии природы Беларуси» прочитал, что она является правым притоком Свядицы (бассейн Эссы). Длина 18 километров. Начинается у деревни Замошье Чашникского района, притаившейся возле Оршанского шоссе между Черцами и Бором. 38 процентов под лесом. Первое же непосредственное знакомство с речкой припало на зиму 1991 года.

Маршрутным автобусом вместе с лыжами доехал до деревни Вилы, потом стал на лыжи и по замёрзшему руслу Свядицы еще в темноте направился вверх по течению. Устье Старобинки нашёл километрах в 10 от деревни Свядица. Сначала канализированное, с распаханными склонами русло разрезало прежнее торфяное месторождение «Старобань», затем, приобретя извечную извилистость, нырнуло под высоченные кроны елей. Деревья так вплотную подступают к берегам, что струящийся поток вымывает из-под разлапистых корневищ мягкую болотную почву, и толстые стволы падают поперёк или вдоль двух- трёхметровой ширины русла. Преодолевать подобные препятствия напролом на лыжах - сплошная мука. В дополнение водные источники часто образуют промоины, которых постоянно нужно остерегаться. Шедший пешком, давным-давно оказался бы на болотном дне. А вокруг такое болото, что бросает в дрожь от воображения себя на этом самом месте в безморозную и бесснежную пору.

С правой стороны по ходу к Старобинке подступила старая леспромхозовская делянка. Как и везде, она загромождена фантастической формы завалами из оставленных лесозаготовителями хлыстов.

Настроение поддерживает морозная солнечная погода и до звона в ушах непривычная зимняя тишина. И вдруг белое молчание взрывает густая кровь гроздьев калины. Мерзлые ярко-красные ягоды тают во рту будто мороженое. Своим невероятным вкусом они чуть ли не на час прерывают путешествие. Бесконечно много еще пышных алых бутонов болтается на голых серых ветвях, но время подгоняет двигать дальше.

Давно ели сменил голый, некрасивый без листьев ольшаник. Раньше на сознание угнетающе давила еловая глушь, теперь не менее муторно на душе от бесконечных ольховых зарослей. Представляю, какая торфяная квашня будет по берегам после таяния снега.

Даже не догадывался, что обеденный привал сделал всего в нескольких сотнях метров от дороги Лепель - Волосовичи. Продолжать путешествие по ту сторону шоссе не отважился - день перевалил на вторую половину, быстро наступает вечер. Решаю: продолжу маршрут следующим выходным днем. Напрямик двигаю по снежной целине на Лепель.

Но через неделю снег растаял. Следующей зимой он совсем не выпал. И поэтому вторая встреча со Старобинкай состоялась только глубокой осенью 1992 года.

…С маршрутного автобуса вылез в Григоровичах, когда уже развиднело. 3 помощью попутного пассажира нашел дорогу на Слободку. В этой вымирающей деревне тётка, обрадованная редкому здесь чужому человеку, предложила натрясти ароматно-сочных, прихваченных недавним морозом антоновок. Не везде ещё ожесточились сердца людские!

В руках - карта. До Замошья пара километров. На половине пути дорога пересекает Старобинку.

Всё так и есть. Только в отличие от извилистой синей нити на старой карте длинные и узкие торфоразработки разделены на две части ровным глубоким каналом, в котором пролегла метровой ширины недвижимая водная лента. Безусловно, это Старобинка. Вдоль примитивного трубопереезда дымится торфяник. Странно: ежедневные дожди не могут обуздать подземную огненную стихию. В полукилометре от дороги, согласно карте, должна рождаться река. Однако, пройдя немного, не вижу конца канала. Понятно, что мелиораторы нарушили природный исток, а канал прорыли на всю длину торфяного месторождения. Возвращаюсь.

Вокруг мелиорированных площадей пустырь. Слева - более давний, где уже завершается природная рекультивация. Справа - свежий: залитая дождевой водой черная квашня.

Берег начинают оккупировать кустарники, ольха. Очень часто они спилены острыми бобровыми зубами. По засохшим крапивным зарослям водолюбивыми зверями протоптаны свежие тропы. Ими же в мягкой почве выкопаны норы и каналы.

Уровень водной поверхности повышается, русло расширяется - два, три, пять метров шириной. А здесь оно уже не менее десяти. Течение неподвижно. Такой ширины Старобинка даже в устье не имеет.

А вон оно что! Бобры из земли и веток построили такую прочную плотину, что по ней я легко перебрался на противоположную сторону. Перед сооружением образовалось водохранилище, а за ним, опустившись на метр, струится ручей - курице перепрыгнуть. С таким грандиозным бобровым зодчеством мне еще сталкиваться не приходилось.

Через несколько сотен метров снова плотина, однако, уже старая, без следов звериной жизнедеятельности поблизости. Старобинка-ручей свободно струится сквозь нее.

Почему-то звери не стали делать легкий ремонт старому гидросооружению, а взялись за трудоемкое возведение нового. Очередная загадка природы.

Боброво жилье приходилось видеть и раньше. А вот табличку с надписью «Хатка бобра № 22. Охраняется государством» увидел над третьей плотиной впервые. Очень хорошо, если хотя бы 22 хатки спасены таким образом.

Старобинка нырнула в сосново-еловый лес. Расширилась. Однако через нее в сапогах перейти нетяжело. После нескольких километров лесного успокоения речка снова вырывается на луговой простор и снова попадает в лапы мелиораторов. Узким, метровой ширины каналом тянется она длинным культурным пастбищем. Перед деревней Дримовщина канал немного раздвигает берега. Теперь уже летней жарой можно и полежать на чистом песчаном дне, одновременно читая книгу…

За Дримовщиной, единственной попавшейся мне прибрежной деревней, Старобинка снова возвращается в свое естественное русло. Бежит среди возвышенностей, полей, можжевельника. Пробежав пару километров рядом с высокой береговой дорогой, дальше катит воды вдоль второстепенной улицы второй и последней прибрежной деревни Зелёный Остров. Примерно на её середине ныряет в непроходимый заболоченный кустарник.

Прослеживать путь реки по сумрачным и неприветливым, к тому же заполненным грязью зарослям, не стал. Оставил Старобинку в покое, а сам напрямик, улицей и выгоном, вышел на дорогу Лепель - Волосовичи. Вон и мост впереди виднеется.

Здесь и закончилось моё лыжное путешествие почти два года назад. Попутная машина доставляет меня в Лепель. Впечатления от увиденного будут теперь сопровождать меня всю жизнь.

Так что, за рюкзаки и вперед. Пусть не вдоль Старобинки. Любой маршрут принесет невероятное удовольствие.

Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 2013 год.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ