Сведения об авторе смотреть здесь.
Блукач покупал на базаре камуфляжные штаны. Продавец отправил его примерять покупку за соседний ларёк. Снял старые брюки, и тут раздаётся звонок:
- Едем в велопоход. Прямо сейчас. Присоединяйся. Отмечать будем 30-летие клуба «Походник».
- Да я на базаре стою без штанов: старые снял, а новые примерить не успел. Надо было загодя предупредить. А куда направляетесь?
- Озёра Чар, Гоголи, Слобода. Ночевать собираемся в твоей Гадивле.
- Ёлки-палки! Тут уж я обязан провести вам экскурсию по веси своего детства. В общем, так: езжайте, а я, как управлюсь и соберусь, примчу на драндулете прямо к байдарочному стану возле Гадивлянского моста.
…Походников нагнал в Слободе. Они сворачивали с Борисовского большака с определённой целью – посмотреть за сельмагом надгробную плиту, откопанную на старом церковище при постройке новой церкви. На вертикально установленном тёсаном камне выбиты имя и текстовое прославление Александры Ивановой, жены последнего пана Свядской Пущи, а также штамп смоленского мастера-каменотёса.
Блукач диву давался: с 1964 по 1969 год (с 6-го по 10-й) класс учился в Свядской средней школе и слухом не слыхивал о таком интересном раритете. А всё потому, что его откопали всего лишь лет десять назад, и многие ошибочно считают камень надгробным памятником. Но о первоначальном предназначении церковной находки Блукач узнал уже после возвращения из похода.
Следующим объектом осмотра стало место прежнего Гадивлянского смолзавода, как преувеличенно величали обычную смолокурню, коих лишь на Лепельщине известно Блукачу три – ещё Пышнянская и Прудокская. Лучше над историей объекта осмотра поразмыслить с конца.
Когда Блукач уходил в армию в 1970 году, смолокурня в Гадивле работала, а когда через два года дембельнулся, она уже была упразднена. Технологический процесс переработки хвойных корчей и бересты сложный, поэтому о нём проще почитать в блукачовском мемуаре 78 «Смолокурня – одна из многих»: https://blukach.by/post/1472
Удивлялись, что с тех времён сохранилось несколько вкопанных в землю бочек для отстоя смолы – элементов транспортного лоткообразного смолопровода.
- А когда основалась смолокурня? – спросил один походник.
- Мои познания истории смолокуренного предприятия ограничиваются сведениями на конец первого года оккупации Лепельского края, - ответил Блукач. – Когда основатель партизанского движения на Лепельщине Григорий Линьков собрался уничтожить мост над Эссой, чтобы парализовать продвижение немецких войск и техники из рейха на восток, не было достаточного количества взрывчатки, а в ноябре-декабре 1941 года сжечь намокшие деревянные конструкции не получалось. Поэтому партизаны вёдрами носили на мост горючую смолу, оставленную на брошенном смолокуренном производстве. Процесс происходил на глазах у оставшихся в оккупации гадивлян. Поэтому доподлинно известно, что перед войной смолокурня работала.
Блукач провёл экскурсию по Гадивле, в которой прошло его детство и школьные годы. Походникам интересно было узнать, что деревня на нынешнем месте обосновалась лишь с началом коллективизации из выселенных с насиженных мест хуторских хозяйств. Хотя историю свою весь вправе считать с давних времён. На дореволюционных картах она именуется застенком Елиново, и в скобках заключено второе название (Гадзивля). Располагается на правом берегу Эссы в отдалении от Борисовского тракта. А на месте современной деревни на левом берегу и впритык к тракту обозначен господский двор Елиново с приставкой в скобках (Гадзивля).
Блукач помнит, что его Гадивлянская начальная школа была возведена колхозными строителями в 1960-м году на месте дворища панского имения. Исследователь истории Лепельщины Василь Азоронок считает, что топоним «Елиново» возник от имени помещицы Свядской Пущи Алины Плятер, а «Гадивля» – от слова «ходить»: из Свядской Пущи через эти места пролегал стародавний шлях на Пышнянский большак, ведущий из Лепеля в Березино, Докшицы и далее на запад. Значит, по-беларусски будет Хадзіўля, а позже буква «х» трансформировалась в «г», и так получилась Гадивля. Хотя, имеют право претендовать на корень в названии и слова «гад», «гадить», «годить»…
Большой весью Гадивля никогда не была. В период расцвета, который припал на детство Блукача, имела три десятка хат. Сейчас теплится жизнь лишь в четырёх хозяйствах, не считая нескольких дач и неиспользуемых строений.
Как историческую ценность бродяга показал собственную родительскую хату, на сие время уже проданную и перепроданную.
Посетили Гадивлянское кладбище, в некоторой степени достопримечательное. Интересно оно тем, что до войны собственного погоста Гадивля не имела. Покойников доставляли в соседнюю Рудню. Первыми поселенцами на местной Лысой горе стали 28 узников концлагеря, оборудованного в Гадивле на одну ночь при перегоне советских военнопленных из Лепеля в Борисов в сентябре 1941 года. Памятник им за личные средства поставила мать Блукача.
Вторыми поселенцами на Лысой горе стали несколько партизан, погибших в один день.
Следующей небожительницей здесь стала Анастасия Стельмах из Стайска. Была партизанской связной. Спасаясь от ареста, пряталась в Гадивле у родственницы Александрины Якубовской. У неё и умерла от туберкулёза в 1943 году.
Всех заинтересовал необычный памятник советским диссидентам Николаю и Надежде Голубкиным.
Голубкиных выгнали из Москвы за вольнодумство в 60-х годах. Поселились в развалюхе возле смолокурни. Снабжали гадивлян «Роман-газетами», которых привезли из столицы неисчислимое количество. В них Блукач впервые прочитал эпопею Константина Симонова «Живые и мёртвые».
Первым умер Николай. Надежда приютила у себя в какой-то степени родственника Володю Науменко, одноклассника Блукача, поскольку тому из Терешек было далеко ходить в 9-й и 10-й класс Свядской школы. В знак благодарности он и поставил памятник Голубкиным. А ещё на месте их лачуги построил себе дачу в виде средневекового замка, пчёл там разводит.
Походники разбрелись по кладбищу. Один нашёл могилы знакомых, второй склонил голову над могилой отца. Ну, а у Блукача здесь целая семейная резервация – рядом лежат дед с бабой, тётка, отец с матерью, брат и сестра. С интересом осмотрел памятник последней, который недавно установил её сын Сергей, питерец.
Довольные случайной экскурсией, обустраиваться на ночлег походники подались на место временного концлагеря начала войны.
Там уже оборудовано удобное пристанище водными туристами. Велопоходникам осталось лишь привести в действо процесс кашеварства.
И начались воспоминания о былых походах, составление планов будущих штурмов лепельских белых пятен.
Ночь напролёт не утихал средней паршивости дождь. Однако под его барабанную дробь по тентам палаток спалось спокойно и уютно. В пять часов утра зародился день и небо сомкнулось.
По одному походники стали просыпаться. До квартирного уюта им ещё нажимать педали аж два десятка километров. Вздыхают. А Блукач ухмыляется – его драндулет домчит до города почти за мгновение, не успеет даже вымокнуть под мелким дождём, снова начавшим сыпаться с неба.
2003
(Читайте все выпуски "Ликбезов для обывателей" здесь.)
![]() НРАВИТСЯ 4 |
![]() СУПЕР 3 |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
Нашёл старинную карту:
Сейчас вставлю её в текст.
Памыліўся: у Гадзіўлі зараз пастаянна жывуць 6 жыхароў у 5-і хатах, а не ў 4-х, як напісвў у тэксце.
Надо же - такое упущение совершил! На старой карте не обратил внимание на то, что в топонимах Гадзивля между согласными "д" и гласными "и" стоит буква "з", как то обязательно должно быть лишь в написании по-беларусски, а потому не протрактовал эту важную деталь, которая может существенно менять этимологию геограрафического объекта. Только сейчас внёс правку и в текст.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, там, таксама, сучасная Велевщина названа Веливщизна.
Несцерка, так, першапачатковая назава была на польскі лад - Велеўшчызна, потым яе перарабілі на расейскі - Велеўшчына. Як тое адбывалася бачна па заходнебеларускім тапоніме Круляўшчызна-Круляўшчына ў "Вікіпедыі": https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)
Володя Науменко - молодец! Благородный человек! Сейчас не часто таких встретишь.
А в Свяде, где похоронен мой дед, есть подобный памятник.
Валацуга. Ты пишешь, выслали с Москвы в 60х.
Дзякуй БОГУ, это уже правление Н, С, Хрущёвэ.
А если бы год семь - десять назад...........Растрелялиб, закапалиб, и детям, як отпрыскам "ВРАГОВ народа" не былоб места в развитии процветающего социализма.....
Микола Паравоз, Галубкіных выслалі з Масквы а першый палове 60-х гадоў. Аднак і гэты кароткі перыяд - паняцце расцяжнае з улікам, што Хрушчова скінулі ў 1964 годзе, і тады накірунак вольнадумства гадзіўлянскіх навасёлаў можа быць палярным: да таго яны вольна думалі, ці пасля таго.