29 мар 2013 в 19:22 — 1 год назад

Туризм на Боровенском озере

Тема: Скитальческие зарисовки лепельского бродяги     Сегодня: 1, за неделю: 4, всего: 1609

Лепельцам повезло относительно мест для отдыха. Город со всех сторон окружают синие пятнышки старых озёр и вечная зелень молодых боров. Отойди километр-другой от города и отдыхай на свободе среди первозданной озерной синевы и непривычной лесной тиши.

Решил это сделать и я. Точнее будет сказать, надумал не специально отдохнуть, а собрался описать пригородное озеро Боровно, которое местное население больше знает под названиями Боровенко и Боровенское. Мог бы то успешно сделать и сидя за рабочим столом, потому что боровенские окрестности за жизнь выучил как свои пять пальцев: удил рыбу из-под льда, с берега, с лодки, толок ее кукой под берегом по перволёдью, таскал заходник по устью ручья, однажды принесшего в озеро вагон аммиачки с химскладов, отчего отравилась вся озерная рыба. Однако хотелось набраться вдохновения на берегу водоема, проведя с ним наедине вечер, ночь и утро.

С тяжелым рюкзаком на спине спустился к озеру с Заслоновской дороги. Можно было бы сразу ставить палатку, однако хотелось больше углубиться в молодой высокий бор, занявший весь длинный северный берег. Тем более не хотелось соседствовать с какой-то желтой ямой, широкими старыми кострищами. Взобрался на склон.

Иду лесом. Вижу уютный пробел с чистым спуском к озеру. Однако портит вид огромное чёрное кострище посреди поляны, кирпич на нем, стекло и пластиковые бутылки вокруг. Нет, тут вдохновение меня не посетит.

Далее густой ольшаник прямо со склона аж в воду лезет. Наконец в нем нахожу пробел и удобный подход к воде. Чудесное место. Вверху шумят вершинами высокие сосны, внизу плещутся о прибрежный песок неугомонные волны. Солнечный заозерный пейзаж украшают сказочного вида теремки дачного поселка. Не должно

минуть это место вдохновение!

На подстилку под палатку не стал даже ольшаник портить: нарезал папоротника. Место под костер искать не пришлось - четыре их было вокруг. Выбрал самое свежее, где из-под углей не успела трава прорасти. Подумалось: почему другие не пользовались уже сожженным клочком земли, а выжигали ее в новом месте?

Полез на гору за сосновыми дровами и ужаснулся. Два здоровенных кострища чернели среди деревьев. Вокруг них валялся кирпич. И только сейчас обратил внимание на то, что молодые сосны растут с обломанными ветвями, верхушками. Не иначе как кто-то курение дыма из сырых лапок делал или на место ночлега их клал.

Наконец нашел одну из разгадок. Огромный шалаш обставлен засохшими сосновыми и ольховыми ветвями. Они уже там сухие, без пользы, и я начал разбирать шалаш на дрова. Оставил только каркас, чтобы следующий раз его бывшие хозяева не срубали на жерди деревья.

Начал готовить ужин. Для сего и самому пришлось срубить две ольхи на рогули и поперечину, чтобы котелок с водой подвесить. Подкрепившись, начал собирать на берегу пластиковые бутылки, пробки от них, бумагу, пачки от сигарет, другой горючий мусор, недогоревшие дрова из соседних кострищ и сжигать все это на своем костре. Разве что после капитальной уборки осмелится придти сюда вдохновение?

Пошел рыбу удить. Вода мутная до того, что на 10-сантиметровой глубине песчаное дно не просматривается. Успокаиваю себя тем, что эта муть природная, с потревоженного волнами дна.

Надоело бесцельно вглядываться в поплавок. С дачного поселка отчетливо послышалась песня из кинофильма «Весна на Заречной улице». Сердцем почувствовал, что вдохновение бродит совсем близко, и сел под палатку описывать озеро.

Не успел придумать несколько строк, как на горе заревела забуксовавшая в песчаной лесной почве иномарка. Из неё вылезли женщины, мужчины, дети. Увидев, что место занято, развернулись искать другое, оставив после себя две глубокие колеи. И мое вдохновение с собой увезли.

Теплая ночь прошла спокойно. Утром выудил окуня с палец величиной, собрал палатку, положил в рюкзак пластиковую двухлитровку из-под минеральной воды, осмотрел место ночлега. После себя оставляю только два ольховых колышка от палатки да примятый за ночь папоротник на месте ночлега. Высохнет, и его кто-то сожжёт.

Вот так получилось, что вместо зарисовки об озере, пришлось описывать следы, оставляемые людьми после отдыха на берегу. Может, только на этом водоеме так?

А описание озера списываю из «Энциклопедии природы Беларуси» с расшифровкой сокращений. Боровно, Боровенское озеро, в Лепельском районе, в бассейне реки Улла. Площадь 0,38 квадратного километра. Длина 1,15 километра, наибольшая ширина 0,61 километра, наибольшая глубина 8,2 метра, средняя 3,9 метра. Объем воды 1,47 миллионов кубических метров. Площадь водосбора (6,5 квадратного километра) мелкохолмистая, состоит из суглинков. Котловина термокарстового типа, сложной округлой формы, немного вытянута с востока на запад. Склоны высотой до 5 метров, песчаные и супесчаные, преимущественно пологие, покрытые разнотравьем злаковых растений, местами под лесом. Береговая линия (длина 3,56 километра) извилистая. Берега высотой до 0,5 метра, на юге до 0,1 метра, песчаные, заросли водно-болотной растительностью и кустарником. Наклон дна к центру озера, пологий, наибольшая глубина в восточной части. Глубины до 2 метров занимают 24 процента площади озера, до 5 метров - 73 процента. Дно покрыто глинистым илом, вдоль берегов - песчаными отложениями. Минерализация воды 245 - 290 миллиграмм на литр, Прозрачность 1,3 метра. Слабопроточное: на юг впадает ручей из озера Глыбочица, на юго-востоке вытекает ручей в озеро Нюля. Надводная растительность (аир, осока, тростник) образует полосу шириной 2 - 3 метра. Подводные макрофиты расширены до глубины 2 - 5 метров. Водятся щука, лещ, окунь, карась, линь, плотва, краснопёрка, налим.

Наврал я, притворившись, что без вдохновения и энциклопедии не смог описать озеро. Это для того, чтобы привести справочные характеристики Боровно. На самом же дело бывал на нём неисчислимое количество раз и изучил более чем досконально. Если взяться обходить озеро по движению часовой стрелки от дороги, отходящей от автобусной остановки «Жерствяники», то сразу нужно спуститься в поросшее ольхой русло ручья, по которому под конец 80-х в Боровно приплыла аммиачка. За ним следуют лужок, который начинают заселять сосны, береговая дорога в сопровождении настоящего бора, прогалина в ольшанике на крутом склоне в озеро. Дальше будет второй разрыв в лиственных зарослях, где я ночевал в палатке. Потом начинается территория городских очистных сооружений. За ними Боровно поворачивает под прямым углом. Далее вытекает протока в Нюлю. Её нужно преодолевать вброд, сняв штаны, поскольку рыбацкие сапоги пройдут только в сушь.

Напротив дачного посёлка берег закругляется и принимает направление в обратную сторону. Проходит он у подножия разграбленных вандалами курганов-могил. Параллельно в нескольких десятках метров тянется берег Глыбочицы. Между ними лежит ровная старая дорога, которая перестала использоваться после того, как разрушился мост на протоке, соединяющей Глыбочицу с Боровенским. Перед протокой между Боровно и Глыбочицей прежний холм-пустырь теперь представляет молодую боровую возвышенность.

Через протоку в несколько десятков метров длиной всегда лежит бревно-кладка. За ней Глыбочица и Боровенское расходятся под прямым углом.

Дорога покарабкалась на высокую береговую кручу. На всём её протяжении растёт густой сосняк, богатый на маслята. С трудом представляется, что здесь когда-то находились частные огороды.

Прежде, чем повернуть параллельно Глыбочице, Боровно образует длинный узкий полуостров. Нос его направлен как раз к месту моего бивака на противоположной стороне. Перед самым перешейком полуострова в ольшанике есть разрыв, который позволяет подходить к самой воде. Я люблю по нему заходить в воду в рыбацком комбинезоне и удить мелочь.

Далее дорога тянется берегом высокого сосняка. Скоро он станет настоящим бором. Как хорошо, что его здесь посадили.

Озёра сближаются. Гряда между ними напоминает дамбу. Здесь я несколько сезонов подряд запасаюсь на зиму маслятами. Их тут немерено - всему городу хватает. А если бы были огороды? Единицы собственников ими пользовались бы. А так любой собирай грибы да похваливай нашу прекрасную природу.

Наконец береговые дороги, бежавшие вдоль озёр, соединяются, и уже один глинистый просёлок устремляется к асфальту вблизи Жерствяник. Слева находится ручей, принёсший аммиачку. Обход озера завершён.

Да, считаю необходимым напомнить автолюбителям, что дороги между озёрами глинистые, с глубоко нарезанными колеями. В ненастье там вообще образуется глиняный каток. Так что лучше киньте машину возле дороги и топайте по грибы или на рыбалку пешком.

Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 2013 год.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


24-й припадок ностальгии. СТАРИКИ В МУЗЕЕ. Валацуга  — 1 неделю назад,   за неделю: 237 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ