Сведения об авторе смотреть здесь.
(Окончание. Начало смотреть здесь.)
- Мы всё топчем дамбы Березинского да Веребского каналов, иногда попутно проходим дамбами Лепельских первого и второго каналов. На Сергучский нас не пускают драконовские заповедные правила. А ведь ещё Березинская водная система имеет Чашникский канал. Ты-то его обследовал, а я и в глаза не видел. Так покажи мне его попутно, коль сами себе устроили оказию вдоль Системы.
Таким образом в Чашниках на Блукача наехал его соратник по лентяйским скитаниям Скалаброд. Негде деваться проныре, согласился. Теперь вот надо в который раз повторять предназначение объекта, заинтересовавшего его единомышленника относительно бродяжничества.
За Чашниками река Улла – одно из звеньев сплавной Березинской системы – делала невообразимую извилистую петлю длиною более десятка километров и снова возвращалась чуть ли не к самому городу. Естественно, проектировщики великого водного пути посчитали более выгодным делом проложить канал длиною 1,2 километра, чем при сплаве копировать естественные замысловатые кренделя улльской петли.
Как ни смешно, но из Чашников невозможно увидеть канал, хоть Улла и протекает вплотную к городу по всей его длине. Дело в том, что девятитысячный районный центр стоит на правом берегу реки, а канал брал начало с левого. Тогда должен быть виден исток искусственного водотока, - скажете. Должен бы, но не тут-то было.
Из Чашников нет прямого транспортного пути к каналу, поскольку с городским правобережьем город связывает лишь пешеходный мост в деревню Заречная Слобода. А чтобы подъехать на машине к каналу, надо намотать около десятка километров через деревню Коптевичи. Но это стоит сделать, чтобы воочию убедиться, как уничтожалась история в течение послевоенного времени.
Дорога из Коптевичей в пригородную левобережную Заречную Слободу проносится над Чашникским каналом, разрезая его примерно посередине. Водная поверхность «пенсионера» полностью прячется под зелёным ковром ряски, что свидетельствует о полном отсутствии течения.
Конечно, правильнее было бы пешим ходом пройти к истоку канала, чтобы досконально изучить состояние «дедушки», однако Блукач здесь уже дважды хаживал, да и время не ждёт, поэтому дамбу моторные бродяги пролетают на мотах. Начинается трудяга тупиком в паре десятков метров от русла Уллы.
Как же так? Что за недоразумение? Ситуацию объяснил мужик, вышедший из рядом расположенной усадьбы:
- Когда в Чашниках построили городскую баню, оказалось, что улльской воды не хватает для её снабжения – канал много забирает. Вот его исток и перегородили дамбой.
А ещё одну несуразность Блукач своими ушами слышал от директора Чашникского исторического музея, когда в 1996 году чаёвничал в сим храме истории в составе исследовательской водной экспедиции по изучению состояния Березинской водной системы, организованной фондом американского мецената Сороса вместе с Лепельским районным отделом культуры. Тогда директриса сообщила, что обтёсанные прямоугольные валуны, крепившие откосы канала от размыва, вынули под фундамент Чашникского дома культуры.
Развернулись в уничтоженном истоке канала. К его устью не доехали – вдоль русла к Улле вилась узкая тропинка. В самом устье канал сужался до размеров обычной канавы. Через неё было перекинута кладка. За ней неподвижная водная поверхность зеленела сплошной ряской.
Казалось, что из-под кладки течения нет. Однако, присмотревшись, заметили, как пылинки на воде еле-еле продвигаются к Улле, и ряски за бревном нет. Возможно, это Улла с разгона направляла часть воды в канал, и она, ударяясь в неподвижный слой застоявшейся водной поверхности, откатывалась назад.
Дамбу Чашникского канала спасают от размыва гигантские берёзы ещё с царских времён.
Росли такие и по обе стороны всех лепельских каналов. Однако многие умерли от старости, а иных сразили молнии, розжиг костров в дуплах местными пацанами.
…Коптевичи растянулись вдоль Уллы на два километра почти от самого Чашникского канала. На обочине единственной улицы-набережной установлен обелиск в виде поставленной «на попа» строительной плиты.
Стыдно становится после прочтения текста на ней: «Здесь, у г. Чашники русские войска под командованием генерала Витгенштейна 18-19/30-31/октября 1812 г. нанесли поражение французским войскам и вышли на соединение с Дунайской армией адмирала Чичагова, преградив путь отступающей разбитой напалеоновской армии.». Могли и более примечательный памятник поставить в честь такого события.
Ещё один памятник озадачивает. Понятное дело, он олицетворяет эпоху последней войны.
Более того – это братская могила: «Воинское захоронение № 2624 д. Коптевичи Проземлянский сельский исполнительный комитет аг. Проземле, ул. Центральная, 7». Вроде бы ничего особенного. Это если не знать, что неподалёку, на улльском склоне, лежит предшественник современного обелиска, монолит на века. Как он там оказался?
- Когда меняли памятники, старый сбросили с кручи, - пояснил местный дед. – Думали, что докатится до русла и утонет. А он застрял на середине склона.
…Иванск. Когда-то вотчина панов Володковичей. Занимательно, что она разрушена не до основания. Самого дворца нет, а вот развалины флигеля оставлены.
Даже подвал не очень загажен.
Письменного пояснения – никакого. Между прочим, и внутреннее состояние здания уцелело достаточно, для осмотра.
В полукилометре от флигеля уцелели и панские хозпостройки. Теперь бы такие, капитальные, вечные!
Ну как после увиденных свидетельств хозяйственной деятельности пана Володковича не освежить своё воспалённое воображение в близкой Улле?
Бочейково находится уже в Бешенковичском районе. Славится оно усадебно-парковым комплексом панов Цехановецких. Интереснейший объект.
Сохранилась усыпальница Цехановецких.
Что в ней внутри – неизвестно, поскольку не залезть. Однако первоначально покоившиеся там родственники перечислены благодарными потомками. Усопших было пять.
Попадается на пути пустой пьедестал. Что на нём находилось – неизвестно.
Однако частичную ясность вносит позднее установленный крест с надписью: “Цеханавецкім, якія праславілі гэтую зямлю” и переводом этого текста на польский язык.
Дом Цехановецких как-то не получается назвать дворцом. Бедные паны были, что ли?
Под впечатлением советского памятника в Чашниках «Девушка с ракетой», скитальцы решили, что на скульптуре в Бочейкове изображён рабочий с ракетой. И только дома Блукач обнаружил на своей навигационной карте точку в парке с надписью «Калгаснік з сярпом». Так вдобавок на своём навигаторе нашёл даже надпись «Сядзібна-паркавы комплекс Цеханавецкіх». А карта Скалаброда показывала лишь единственную достопримечательность в окружении Бочейкова – это могила майора Воробья.
Надпись на памятнике гласит: «Майор Воробей Александр Гаврилович 18 Х 1910 – 29 VII 1944 Память жены, детей и внука».
За усадебным домом увидели панские хозяйственные постройки, приспособленные под цеха, о чём свидетельствовали обсыпавшиеся канализационные кольца и берёзовые брёвна.
…Обедать уселись уже на лепельской земле, оседлав берег озера Островно.
На сим двухдневный галоп по отголоскам прошлых эпох лепельские отъявленные лодыри завершили.
Август-2023
(Читайте все выпуски "Ликбезов для обывателей" здесь.)
НРАВИТСЯ 8 |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Ураджэнец Верабак, цяпер жыхар Юрмалы Васіль Азаронак камянтуе: