02 апр 2013 в 09:53 — 1 год назад

Озеро Святое: сколько можно церквям проваливаться?

Тема: Скитальческие зарисовки лепельского бродяги     Сегодня: 2, за неделю: 7, всего: 5691

Пронизывающий ветер бросает в лицо колючий снег. Земля им покуда что укрылась будто тонкой скатертью. Однако озеро уже полностью замощено ледяным панцирем. Ступил на него с берега, и лёд тут же провалился под ногой. А ещё рассчитывал обходить озеро Святое по льду, копируя береговую линию длиной 1,35 километра. Тонкий лёд испугал не опасностью провалиться, а перспективой идти вокруг водоёма берегом. Это означает, что придётся штурмовать под десяток километров болотин, каналов, ручьёв, лесных завалов, непролазных кустарников.

Впрочем, котов, собак, лисиц и зайцев лёд держит - все озеро изрисовали следами.

Про озеро Святое в районной газете писалось много: о праздновании Купалы на берегу, застройке прибрежной зоны отдыха, загрязнении береговой полосы припаркованными легковушками. Однако никто не удосужился описать водоём в природном виде, таким, каким его видят рыболовы, туристы, любители природы.

В Беларуси 10 озёр называются Святыми. Удивительного в этом ничего нету, ибо только на Лепельщине есть четыре озера Луконец. Святыми же водоёмы начали называться скорее всего потому, что неподалёку находились капища, где далёкие пращуры справляли ритуалы поклонения своим многочисленным языческим богам. Была гора и возле лепельского Святого, которая находилась между деревней Кулеши и долиной Эссы, а после войны была разобрана на строительные нужды. Говорят, что при выемке из неё грунта находили остатки срубов. Та гора и подходила под городище и капище. Кроме того, неподалёку от Святого находится городище времён культуры штрихованной керамики 4 - 1 столетий до н.э., поселенцы которого, несомненно, имели капище.

Сознательно не развиваю легенду об образовании озера на месте провала церкви. Это очевидная неправда, поскольку только на Лепельщине приходилось слышать, что церкви проваливались на месте озёр Большой и Малый Гоголи. И вокруг всех белорусских Святых озёр и даже водоёмов с иными названиями блуждают легенды о провале церквей. Проваливались культовые строения и в болота, лощины, и даже на ровном месте, а в лепельской деревне Большие Торонковичи, которая несколько лет как вымерла, озера не было, так церковь в гору провалилась. Стояла себе, верующих привечала, и вдруг ни с того, ни с сего гора под ней и расступилась. Об этом мне рассказывал последний житель деревни. Даже утверждал, что битый кирпич на том месте сохранился. Я, разумеется, искать его не пошёл, поскольку такие идентичные легенды считаю примитивным вымыслом. Хотя, вполне вероятно, что строительный мусор на месте «проваленной» церкви мог остаться от иного сооружения.

Рассуждения рассуждениями, а идти вокруг Святого нужно. Легко шагать по горе, на которой всегда празднуется Купала.

На спуске низкий берег образует травянистый пляж. Дна за тонким льдом не видно. Известно, что оно вдоль берегов песчаное. Глубже выстелено глинистым илом. Глубины до двух метров занимают 27 процентов площади озера. Наибольшая глубина - 8,7 метра, средняя - 4,7 метра.

Много жизней лишило людей Святое. Приведу последний пример. Энергетики обкашивали обочины выделенного километра дороги Минск - Витебск. После выполнения задания приехали на Святое освежиться. Выпили. Искупались. Выпили. Искупались. Стали собираться по домам разъезжаться. И вдруг обнаружили, что лишний комплект одежды на берегу лежит. Начали разбираться. Да этого же шмотки Прусского! Только на следующий день утопленника достали из озера.

Противоположный берег стирается снеговой пеленой и лёгким сумраком короткого зимнего дня, хотя длина озера каких-то 530 метров, а наибольшая ширина - 340 метров.

Обход начинаю со стайской стороны и вскорости упираюсь в широкий полноводный канал. Был бы не в зимних, а в резиновых сапогах, перешёл бы вброд.

Только на полпути до Стай через канал лежал двойной трубопереезд. За ним полевая дорога потянулась вдоль заснеженных полей, а тропка подалась в сторону озера. Привела она к кучке старых сосен, между которыми лежали будто специально поставленные валуны. Рядом на пару десятков метров вытянулась насыпь военной узкоколейки из Лепеля в Крулевщизну. Упирается она в глубокий канал, преодолеть который не хватит и болотных сапог. С полкилометра иду вверх по течению. Наконец русло делается уже, по затвердевших от небольшого мороза торфяных кочках перебираюсь на противоположный берег. С облегчением заглубляюсь в сосновый лес. Ну, думаю, пойду прямо, чтобы выйти на дорогу с озера Большой Люсинец к Святому и больше не блуждать по болотам. Вот и просветление впереди. Направляюсь к нему.

Проклинаю сам себя, ибо выхожу к той самой насыпи немецкой узкоколейки, и нас разделяет злосчастный канал. Злой, поворачиваю и чешу между заболоченными кустарниками и заполненным самообразованными завалами сосновым взгорком. Чувствую, что от озера отдаляюсь. За узким болотом вижу такой же сосняк. Сунусь в кусты. Будто кто-то специально прижал к земле кривые лозины. Переступать через них настолько сложно, что пот смачивает одежду. Расстёгиваюсь. Снимаю шапку. Где та спасительная вьюга, что пронимала до костей в озёрной пойме?

Боровой склон побежал вниз. Святое! Ветер с него аж с валит. Хорошо заметная под снегом тропинка бежит в сторону беседок зоны отдыха, которые оседлали длинный берег озера вдоль дороги с Большого Люсинца. Вот где находится отличное место встречи Нового года на природе!

Перед самым городом со Святого вытекает речка Каменка и направляется уже в законно городское озеро Проша. За декоративным мостком начинается купальская прибрежная гора. Маршрут закольцован!

С Новым годом тебя, Святое! Живи вечно!

Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 2013 год.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ