Сведения об авторе смотреть здесь.
День выдался свободный, что бывает редко. В ожидании его Блукач ВАЛАЦУЖНЫ весь извёлся от мыслей, куда себя воткнуть в эту пору дождливую так, чтобы и интересно было, и открытие для себя сделал. Долго всматривался в карты, мысленно обшаривал околицы Лепеля, в которых ещё не бывал – иначе открытия не получится при повторном посещении одного и того места.
В мысленные поиски часто встревала Старобинка – хоть и хаживал по ней много раз, но вот между разрушенным мелиорационным мостом на дороге из призрака Тадулино в Дримовщину и бродом на дороге Заглинники – Дримовщина никогда не удосужился пройтись. Непорядок это в биографии скитальца. Туда!
Перед Царь-дубом удивился – пришлось разминаться с четырьмя легковушками. Три стояли возле Царь-дуба. Такая многочисленная экскурсия?
Непонятливость в разы усилилась при выезде из леса на мелиорированную пойму Старобинки. Поляну с длиннющим капитальным столом и подобными ему скамейками облепили уже около трёх десятков машин. Между двумя драндулету пришлось протискиваться на первой передаче, чтобы не зацепить рулём дверки. А народу тьма-тьмущая. Большинство в оранжевых жилетах. Даже женщины есть. А вблизи старобинского края стола сияет желтизной совсем недавно построенный домик. Что за чертовщина?
Бесовщина разрешилась перед разрушенным мостом над Старобинкой-каналом. По заливному лугу мелиорированной речки ходило много оранжевых жилетов с ружьями, носились собаки. Раздавались выстрелы. Перед мостом стоял мужик. Возле него драндулет затормозил. Блукач поздоровался.
- Здесь ходить опасно? – спросил.
- А вам что нужно? – последовал вопрос на вопрос.
- Изучаю реку. Намереваюсь обследовать русло выше по течению.
- Тогда не опасно. Нельзя ходить ниже по течению – проходит охота на фазана.
Пока бродяга парковал и замыкал на все замки драндулет, успел увидеть, как действительно над заливным лугом летела какая-то птица, держа направление к левобережному лесу. Вдогонку слышались выстрелы. Она не падала. Фазан? Блукач впервые слышит, что в Лепельском крае водятся такие пернатые, да ещё в таком количестве, что на них разрешается массовая охота. Чудеса! Очередное открытие получается.
Слез с дорожной насыпи на левый берег Старобинки.
Как и предполагал, река выше дороги не мелиорирована, течёт в природном русле извилистом.
Русло мелко, а песчаное дно настолько твердо, что в сапогах можно свободно идти по нему, пока не надоест. А для тех незадачливых ходоков, кто окажется в речной долине в тапочках, стихия соорудила частые естественные переправы.
Даже притоки свои имеет 18-километровая речка-невеличка - ну совсем как настоящая серьёзная река.
Вскорости низменная долина сужается и Старобинка оказывается в узкой пойме, будто в каньоне, зажатой резко восходящими берегами. В начале левобережной возвышенности два дуба застыли в позе влюблённых: один горд и строго вытянут как неприступная дама, а второй просяще извивается вокруг подружки.
Русло змеёй извивается в лапах каньона, будто безуспешно пробует забраться то на левую, то на правую гору.
Блукач решает, что идти по краю копирующей Старобинку горы легче, чем непосредственно по пойменному берегу. Завалы есть всюду, но на лесистой возвышенности как-то уютнее себя чувствуешь.
Грибы попадаются, но все млечники, которые обычно берут в безгрибной год, а в урожайный период грибники их игнорируют.
Идти по нехоженому лесу весьма трудно, однако душеуспокаивающе. Не хочется ускоряться или замедляться. Кажется, что медленно шёл бы бесконечно, поскольку усталость на такой скорости продвижения не вселяется в ноги и тело. Вдруг мечтательные полёты мыслей прерывает мнимый голос, вернее, совет Внутреннего Голоса проходимца, кстати, первый сегодня:
- Хозяин, сядь на пенёк, испей чаёк – путь тебе предстоит ещё долгий.
Блукач согласился, что дело говорит его верный советчик. Осмотрел окружающие пни, ища, который поудобнее, и вдруг решил, что правильнее будет усесться подле самого русла и почаёвничать под бурление водных струй, возбуждённых донными камнями. Спустился с горы в каньон. В поисках подходящей колоды вдруг увидел посреди русла торчащий из воды валун и радостно воскликнул:
- Вот интересно-то будет впервые в жизни попить чаю на камне среди речной быстрины!
Но бездельника тут же поправил его Внутренний Голос:
- Пожалуйста, не ври, Хозяин. Вспомни город Корсунь-Шевченковский в Черкасской области, где ты ровно семь лет назад обедал на каменной глыбе в русле реки Рось.
- Спасибо, мой верный друг! Правда, забыл. Но ведь твоё напоминание нисколько не умалит важность и экзотичность сегодняшнего чаепития в волнах Старобинки, - не обиделся Блукач на уличение его во лжи, оставил на берегу рюкзак и с термосом да поджопником пошагал усаживаться на валун-остров.
Сей эпизод блуждания не только вдоль, но и по самой Старобинке переполнил чашу экзотики, уже полученной за этот сумрачный день конца осени. Пройдя ещё немного левым берегом, решил перебраться на правый, поскольку следующий объект нынешнего странствия находится на нём.
Выбравшись на лесной просёлок из Заглинников в Дримовщину, пошёл посмотреть и показать речной брод, хотя нужды в его посещении не было – дальнейший путь вверх по течению будет проходить по правобережью.
Даже не думал лодырь, что так близко от лесной дороги будет находиться искомый им объект. Не успел углубиться в лесистый берег, как береговая гора вынудила карабкаться на неё. Не без труда одолел крутой подъём, и взору предстало огромное поле.
Но не на поле стремился шалопай, а на свидание с призраком Старобина, давней прибрежной веси в этом месте. Но именно поле вынудило первопоселенцев обосноваться здесь, а не близость миниатюрной речки, от которой ничего, кроме воды не поимеешь.
Единственные сведения о существовании деревни на месте поля подают старые карты и книга «Памяць. Лепельскі раён», в разделе «Населеныя пункты, якія не існуюць» включая призрак Старобино в Лепельский сельсовет.
Поле представляет собой пастбище, о чём свидетельствуют многочисленные коровьи лепёшки, одну из которых ротозей растоптал.
Но должны же сохраниться хотя бы какие-нибудь свидетельства существования Старобина на нынешнем пастбище. Камней на краях поля много, но они могли быть столкнуты в кусты бульдозером. Хотя бы что-то подобия хатнища найти - и оно нашлось, даже не одно, а всё в комплексе: насыпи под хатой и хозпостройками, одичавшие садовые деревья, камни от фундамента.
Именно призрак Старобина в плане был конечным пунктом нынешнего исследования Старобинки. Далее поле отклонилось от реки и направилось охватывать просторы вокруг Людчиц, Двор-Людчиц и далее, за Оршанку. А река, коснувшись края поля, снова занырнула в лесные недра. Пришла сюда она из околиц чашникской деревни Замошье, по пути в некотором отдалении обминая лепельские Слободку, Слядневичи 2-е и 1-е. Но верховья водотока выше Старобина пусть продолжают бередить неуёмную натуру старого непоседы – авось когда-нибудь снова пустится бродяжить по старобинской глуши с целью в некоторой степени умалить этим свои незнания. Не отпустит ведь река своего добровольного пленника.
Уже давно пришло время обедать. Поначалу Блукач предполагал сотворить лесную забегаловку «Пень-колода» где-нибудь в кустах призрака Старобина, однако по пастбищу носился ветер. Поэтому перенёс процесс столования на берег Старобинки, где ни одно дуновение воздушного потока горнолесные нагромождения не пропустят в импровизированную забегаловку. Причём не прямой наводкой направился к водному потоку, а поначалу лесом вышел на дорогу из Заглинников в Дримовщину, пересёк её и, лавируя прорехами в ветровале, спустился к руслу.
Подходящая колода нашлась сходу.
Правда, вся она покрыта мокрым мхом. Однако на такие случаи у простофили припасён удобный непромокаемый поджопник. Полез за оным в рюкзак и не нашёл. Блин, оставил на камне среди русла, где чаёвничал в начале похода. А вещь-то не копеечная, в лепельской торговле отсутствующая, поэтому из интернет-магазина доставленная.
В общем, бросил Блукач всё туристическое снаряжение, верхнюю одежду на берегу и лишь с навигатором помчал искать камень посреди Старобинки. Долго плутал, хотя и ориентировался на зафиксированный электроникой маршрут. Когда понял, что уже прошёл речную чайхану, пошёл обратно по прибрежной горе, уже ища пенёк, на котором Внутренний Голос предлагал испить чаёк. И нашёл. А от него тогда пошёл чаёвничать прямо к руслу.
Поджопник водой не смыло – преспокойненько лежал на гребне камня, дожидаясь забывчивого хозяина. Хотел сфотографировать находку старой вещи, но фотокамеры не оказалось – оставил на месте будущей «Пень-колоды». Как назло и аккумулятор смартфона посадил навигацией, а повербанк для подзарядки остался там же.
Обругал сам себя последними словами недотёпа и, довольный находкой нужной вещи, потопал обратно. Путь выбрал кружной, зато лесным просёлком бестернистым. Вещи оказались зверями не растащенными. Возвращённый к эксплуатации поджопник успешно занял место ему положенное.
И процесс обустройства лесной забегаловки «Пень-колода» пошёл полным ходом. Скатерть-самобранка накрылась. Над головой сгустились тучи грозные. Только бы дождь с неба не обрушился на землю мокрую.
Поспешай поскорее приготовиться, сало солёное, дабы твой уничтожитель не вымок в этой глуши безлюдной.
И пошёл-таки дождь уже в процессе уничтожения пайка нехитрого. Пришлось ускорить поедание снеди домашней путём проглатывания кусков не разжёванных, дабы не вымокнуть за время двухкилометрового пути до драндулета истосковавшегося.
Охотников на фазанов в долине мелиорированной Старобинки уже не было. О посещаемости здешних мест свидетельствовал лишь приунывший в одиночестве драндулет вымокший. Его спидометр показывал 15 с половиной километров пути, с утра пройденного. Это через Зелёный Остров. А через Дримовщину навигатор насчитывает на полтора километра менее.
Не хотелось вновь проезжать через лагерь охотников. Что они там, подтвердили два пса с антеннами на ошейниках - значит, охотничьи, с навигаторами, убежали из стана на прогулку.
А ехать новым маршрутом не позволял мост проваленный. Пришлось малость его подремонтировать.
И одолел «дранд» на первой передаче мост проваленный с помощью всадника, рядом идущего. И понеслись вдвоём под крышу спасительную сначала через Дримовщину, затем через Адамовку и Черцы на Оршанку оживленную.
Дождь перестал. Восседал Блукач на своей технике экстремальной и радовался, что с утра не испугался прогноза погоды, обещавшего дождь после обеда. В противном случае провалилась бы вылазка столь полезная как для себя, так и для его читателей, не только обывателей, но и тех, которые сами интересуются и занимаются подобным лентяйским времяпровождением. А представленное здесь шатание по берегам Старобинки и непосредственно по ней самой состоялось благодаря Блукачихе, поскольку это она выгнала Блукача из дома, чтобы не раздражал её нескончаемым сидением за компом. Честь и хвала ей за это!
Ноябрь-2023.
НРАВИТСЯ 8 |
СУПЕР 1 |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Васіль Азаронак, ураджэнец Верабак, падае з Юрмалы каштоўныя гістарычныя звесткі аб наваколлях Старобінкі і Старобіна:
Адказ Васілю Азаронку:
Я больш чым упэўнены, што быў менавіта на прывідзе Старобіна, паколькі таптаўся менавіта па тапоніме на навігацыйнай мапе. Вось запіс майго маршруту:
Васіль Азаронак, ураджэнец Верабак, падае з Юрмалы каштоўныя гістарычныя звесткі аб першапачатковых назвах Лепеля:
Гэта адносна маёй спасылкі ў тэксце на кнігу "Памяць". А ўвогуле ён змясціў новае даследаванне наконт памылковасці геаграфічнага трактавання кірунку нашых рэк і замоўчвання ранейшых назваў нашага горада: "Лепель назывался в средние века по-разному: Лепль, Белый Лепль, и Еса". Вось спасылка на тое даследаванне:
https://proza.ru/2023/11/13/1422