Лепельщина считается озёрным краем. Говорят, полторы сотни озёр у нас. Далеко за межами района знают про Лепельское, Оконо, Островно… Каждый житель скажет, где находятся Святое, Береща, Бобрица, Жежлино. Эти озера не будут скучать на Новый год. В праздничные дни их оседлают сотни рыболовов-любителей, если, конечно, в ближайшие несколько дней ударит сильный мороз. Будут водоёмы слушать правдивые или выдуманные истории о рыбацком счастье да одаривать их авторов своими рыбными богатствами. Может даже какая капля водки прольется на холодный лёд. А кто нарушит новогоднее уединение десятков мизерных озерец, которые спрятались в глухих лесных чащах и некоторые даже названия не имеют? Вряд ли попадут на них рыболовы. Не найдут причины посетить лесные озера и окружающие жители. Неужели так и скучать в зимнем безмолвии тем чудесным лоскуткам земли нашей?
Не быть тому! Я развею вашу новогоднюю смуту, мини-озерца. Известно, всех вас посетить не смогу, однако нескольких поздравлю с Новым годом.
На карте-двухкилометровке между Юшками, Вилами и Свядицей густую зелень, что означает сплошные леса, нарушают мизерные синие пятнышки. Даже название извечных водоемов не значится, хоть в перечне озёр они фигурируют под именами Малый Гоголь и Большой Гоголь. Так их называет и местное население.
Знал про существование Гоголей давно. Первое же свидание с ними произошло где-то в средине 70-х. Тогда купил я себе мотороллер «Электрон», а свидетельства водителя ещё не имел. Вот и решил однажды половить рыбу на лесных озерках, спрятавшись в глухомани от гаишников. Вспоминается, как тогда выудил всего два окуня за день. Именно потому больше Гоголи с целью порыбачить и не посещал. Проходили возле них всего лишь мои туристические и грибные маршруты. Даже переночевал однажды с палаткой на берегу Большого Гоголя.
Пока от речки Палевежи, что в Юшках разрезает дорогу Черноручье - Латыголичи да катит воды озер Долгое и Заднее в Эссу, сквозь густой утренний сумрак, сосновые опушки да леса наугад добираюсь до Гоголей, сообщу сведения о них, которые получил от юшковцев.
В Малом Гоголе рыбы нет. Большой же Гоголь полнится ладными окунями. На удочку берутся они периодами: кода рожь колосится и зимой при определённой погоде. Водятся в большем водоеме и щуки.
От шатких берегов озёра сразу имеют значительную глубину, поскольку заглубляться начинают под болотом еще от лесных склонов. На средине водная толща достигает метров восьми. Вода прогревается только на какой-то метр. Ниже родниковая холодина. Прозрачность такая, что на самом глубоком месте в ясный день дно просматривается. Однако слово «дно» имеет условное значение: пробовали его нащупать с самого берега 15-метровым шестом, так он целиком заехал в бездонный пласт мягкого сапропеля.
Юшковской, виловской и свядицкой детворе лучше нравилось купаться в Большом Гоголе, чем в реках Эсса и Свядица. Говорят, что озёрная вода сама держит тело на поверхности. Для ныряния каждое поколение сельчан поддерживает в готовности специальный мосток.
Ходит легенда, что на месте Великого Гоголя стояла деревня, на месте Малого Гоголя - церковь. В древности они одновременно провалились под землю. Провалы заполнили грунтовые воды.
Происхождение названий озер никто не знает. Толковый словарь белорусского языка сообщает, что «Гоголь - водоплавающая птица подсемейства утиных».
А это уже не легенда, а самая что ни на есть явь. Очевидцы, утверждают, что по ночам ветер отрывает от берегов куски болота и гоняет их по озеру. К утру блуждающие острова вновь прибиваются к материку уже в новом месте.
Сосновый бор сбегает в низменность. Сухая земля переходит в мокрое моховое болото со старыми соснами среднего роста, сплошь поросшее душистым вечнозеленым багульником. Где через пять, где через несколько десятков метров болото теряет растительность и до самого озера стелется шатким голым мхом. Этот батут пока не осиливают укрепить первые морозы. Они настолько незначительны, что даже забереги намостить им не по силе.
Декабрь оканчивается, а снегу нет и в помине. Это хорошо. Выпади он, и на береговое болото даже не суйся - можешь провалиться в замаскированное белым одеялом окно.
Вширь озеро раскинулось на каких-то метров триста. В длину растянулось немного дольше. Со всех сторон окружено узким болотом, в свою очередь опоясанным слабо выраженной лесной дорогой. Это Малый Гоголь.
Озёра разделяет узкий и низкий перешеек с подсыпанной дорогой. В самом узком месте измеряю его ширину шагами. Пятидесятый шаг ступаю осторожно, чтобы не провалиться в чёрную бездну Большого Гоголя.
Большой Гоголь раза в полтора больше соседа. Подход к нему хуже, чем к Малому. Моховой батут заполз далеко в озеро. Однако есть место, где боровой склон оканчивается около самой воды. Там над озером и нависает надёжный мосток для ныряния. Нахожу двухметровый шест и сую его с берега. Примитивная мерка прячется в бездне. Рядом с мостком чернеет кострище. По бокам его торчат рогатки для приготовления ухи.
Рядом стояла и моя палатка. Тогда прожил я на этом месте менее суток - непрекращающийся дождь прогнал домой. А жить в этой озёрно-лесной красоте можно весь отпуск.
Решаю обойти вокруг Большого Гоголя. В некоторых местах пробираюсь до воды, любуюсь сине-зелёным безмолвием озерной глади и слитых в сплошной ковер сосновых верхушек. В конце озера болото вытягивается далеко в лес. Дорога копирует его. Через некоторое время вижу за частыми стволами сосен синий простор справа от себя. Большой же Гоголь остался справа. Третье озеро нашёл? Иду к нему. Ищу лучший подход к берегу. Попадаю на свежий отпечаток следа в болотной мякоти. Какой дурак еще мог шататься здесь в такую рань среди зимы?
Случайно замечаю, что отпечаток подошвы на притоптанном мхе ничем не отличается от только что мной поставленного. Вот оно что! Болото настолько закрутило меня, что Большой Гоголь очутился слева, и я вышел на свой прежний путь.
Снова очутился между озёрами. Пробую пробраться к берегу Большого Гоголя. Не удается - страшно из-за ужасающих пятен болотных окон.
Поздравляю озёра с Новым годом. До свидания летом, Гоголи!
За несколько километров от Гоголей, во второй половине этого же лесного массива, отделенного узкой долиной речки Палевежи, за высокой прибрежной горой озера Заднее, есть еще одно лесное озерко, видом и характером похожее на только что посещенных. Оно настолько малое, что не имеет ни точки на карте, ни названия. Эх, была, не была! Много лет не видел и неизвестно когда еще увижу то озерко. Использую момент да одним махом и его проведаю.
Озерко спряталось под самой высокой горой в округе (даже карта отдельно отмечает ее высоту - 168 метров), на гребне которой лесники построили смотровую вышку. Правда, она уже успела разрушиться.
Описывать водоём нет смысла, поскольку он целиком похож на Малого Гоголя. Только еще меньше да круглее.
Приветствую озеро да карабкаюсь на кручу. Отдалившись от нее на несколько сотен метров, далеко внизу замечаю излишнюю синеву. Не похоже, чтобы это был только что оставленный водоем. Сворачиваю туда. И нахожу другое озерко, копию первого.
Я сделал открытие! Известное дело, не для общества, поскольку местное население, безусловно, стоптало эти места и про озеро знает. Находка касается только меня. Летом я ее обязательно закреплю, приехав на здешних карасей.
С Новым годом и тебя, только что открытое безымянное озерко! Не скучай, малое. Может и счастье твое в том, что тебя редко видит алчный человечий глаз.
Довольный предпраздничным открытием, в город возвращаюсь через ближайшие деревни Козлы и Черноручье.
Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 2013 год.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |