24 ноя 2023 в 08:44 — 11 месяцев назад

962. Лепельщина без прикрас. ДВЕРЦЫ В ИСТОЧНИК БЛАЖЕНСТВА. Шкиндер Василь

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 1, всего: 502

962. Лепельщина без прикрас. ДВЕРЦЫ В ИСТОЧНИК БЛАЖЕНСТВА. Шкиндер Василь

Сведения об авторе смотреть здесь.

 Прикиньте-ка: когда вы блаженствуете? Понятно, что у каждого свои мерки и источники этого приятного состояния: одни балдеют, когда изрядно выпьют, примут наркоту, другие – когда любят и имеют соответствующую отдачу, третьи – когда на байке несутся по трассе со скоростью самолёта… Ну, а если взять состояние, которое относилось бы к каждому, независимо от личного пристрастия? Всё равно не можете вычислить? Тогда подскажу: каждый человек блаженствует, когда ему тепло, т.е. не холодно, не жарко, а в самую меру усреднённо.

 Представьте квартиру с тёплыми батареями в отопительный сезон и холодными - в промозглое межсезонье. Ну, прав я? Но такое конкретизированное блаженство привязано лишь к нынешнему веку, современному. А если отбросить несколько последних десятилетий, когда наше окружение не знало отопительных железяк под окнами? Здесь и наводка не потребуется, поскольку каждый сообразит, что источником блаженства был огонь. Согласны? Согласны!

 Но ведь огонь приносил не только блаженство, но и смерть. Это когда он излишен. Вот и надо человечество оградить от чрезмерного огня посредством специальных приспособлений. Одними из оных и являются обычные дверцы отопительных сооружений типа печек.

 - Вот это открытие сделал! – иронически хмыкнет обыватель. – Из обычной мухи раздул большого слона. Да каждый в курсе про роль простых печных дверей в жилой хате.

 Так-то оно так, в общем - да. Но разговор поведу не про простые дверцы, а про особенные, которые можно смело назвать произведениеми искусства. Именно такие составляют в моём музее старого быта экспозицию дверец.

 В множественном количестве дверцы воспринимаются обобщённо, главная их ценность – отлитое изображение – не так воспринимается, как при индивидуальном осмотре. Вот для того и вынесу наиболее интересные экспонаты на улицу, чтобы показать каждый отдельно.

 Я уже могу и не вспомнить путь каждого экспоната в музей. Но, даже если и помню первоначальных его хозяев, они не в состоянии объяснить замысел мастера и значение изображения на дверцах. Но выполнено оно до того искусно, что разгадать суть рисунка можно и самому. Вот изображение оружия 19 века. Какое военное действо наиболее звучно прогремело в то время? Наверняка нашествие французов на царскую Русь.

 Скорее всего, не в единичном экземпляре исполнен предмет, а было налажено серийное, а может и массовое производство их отливки по эскизу. Художник воплотил в рисунок замысел заказчика, а производственник организовал отливку нужных вещей.

 Понятное дело, что такие дверцы неправильно называть печными, поскольку печь подобным образом не закрывалась. Для изоляции её топки от остальной части дома применялась заслонка из листового металла. А рассматриваемые нами дверцы применялись для закрытия грубки. В Беларуси знают, что это такое, а вот в русском языке нет конкретного названия этого отопительного сооружения. Слово «грубка» «Беларуска-рускі слоўнік» С. Грабчикова, изданный издательством «Народная асвета» в 1991 году, переводит как «голландская печка, голландка». Скажи эти слова беларусу, так и не поймёт, что это такое. Может умная Википедия поможет? Не помогла: «Голландская печь, голландка — изразцовая печь для отопления помещений». Всё равно непонятно. Но есть ещё беларуская Вікіпедыя, давайте у неё спросим толкование ставшего предметом преткновения слова: «Гру?бканевялікая пакаёвая печ, звычайна для абагрэву. Вядома здаўна, на Беларусі пашырана з 2-й паловы 16 ст.» Наконец-то! Как всё просто и доступно!

 Но вернёмся к теме.

 Вот, видимо, древнегреческая тема отлита на дверке.

 Рисунок тоже сложный. Однако с течением времени излишества убирались для упрощения изготовления. Вот тому подтверждение.

 Пришла советская власть и упростила дверцы по максимуму. Даже отверстия для поддува воздуха убрала, а в качестве украшения отливать стала лишь пятиконечную звезду.

 Всякая серьёзная грубка имела ещё одну дверцу, предназначенную для поддувала, чтобы задуваемый извне воздух способствовал горению дров, и собирался образованный пепел. Она меньше размером, однако, так же имеет элементы украшения.

 Правда, не в каждой грубке предусматривалось поддувало. Часто этот элемент исключался при сборке основной конструкции, дабы её упростить. Процесс горения регулировался незначительным открыванием-закрыванием основной дверцы.

 Но в каждой грубке были ещё одни, меньшие дверцы, узкие и длинные.

 Располагались они высоко и служили для проникновения в дымоход. А делать это было необходимо для того, чтобы по мере выгорания топлива остановить выход вслед за дымом горячего воздуха и тем самым направить его на обогрев всей грубки, а от неё и помещения. Этот процесс происходил следующим образом.

 Хозяин определил, что над прогоревшими угольями нет голубого пламени – верного источника угарного газа - и открыл высоко расположенную дверку дымохода.

 Затем закрыл круглое дымоходное отверстие лежащей рядом чугунной вьюшкой. Потом для контроля понюхал исходящее из топки тепло: пахнет ли угарным газом. Если да, следует на короткое время раскупорить дымоход. После повторного теста на угарный газ дымоходная дверка закрывается до конца следующего протапливания грубки.

 Есть ещё заслонки дымоходов иного типа, не могу сказать, удобнее они в эксплуатации, как кажется на первый взгляд, или наоборот - это обычные заслонки из тонкого металла. Их направляющие вмуровываются в стенки дымохода, и - таскай за ручку саму заслонку туда-сюда для открытия или закрытия внутренней полости отопительного сооружения.

 Теперь редко пользуются подобными отопительными сооружениями типа грубки и вряд ли дома хранят тяжёлые чугунные дверцы в блаженство – они сразу уходят на металлобазы. Попробуем узнать у Валацуги, хранится ли такой раритет в его хозяйстве: нет, не хранятся – ушёл на переплавку.

 Но зато Валацуга прислал ссылку на снимок лепельца Володи Сальника в соцсети «ВКонтакте» дверки дымохода из его коллекции старинных вещей.

 Есть же ещё люди, которые коллекционируют раритеты! Значит, не всё так пусто в головах современников, как кажется.

Ноябрь-2023.



Метки: Шкиндер Василий, агрогородок Великий Полсвиж, агроусадьба "Полсвиж", Музей старого быта.

НРАВИТСЯ
7
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





26 ноя 2023 в 09:51 — 11 месяцев назад

Хрен его знает, конечно.... Может если есть где хранить, так да. По мне так это "особливой" ценности не представляет. Я бы выкинул. Но это сугубо моё, возможно неправильное мнение. И , прошу прощения, угарный газ не имеет ни цвета ни запаха, чем он собственно и опасен. Понюхать можно дым на начальном этапе.



26 ноя 2023 в 12:16 — 10 месяцев назад

SeRJ, над сопухой (дверкой) струился в направлении потолка жаркий дух со специфическим пахом, по аромату которого сельский люд определял, завершился процесс исхода угарного газа из топки в комин (вытяжную трубу) или же ещё таится опасный продукт горения среди красных углей.

Каздому своё: тебе художественно исполненные дверцы - металлолом, Шкиндеру и Сальнику - ценный раритет, Блукачу - что-то среднее, поскольку имевшиеся в его хозяйстве реликвии ушли на металлобазу.

2




Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


24-й припадок ностальгии. СТАРИКИ В МУЗЕЕ. Валацуга  — 1 неделю назад,   за неделю: 208 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ