Дорога на остров, где был основан Лепель, сбегает к озеру сразу за рвом, который стал причиной моего посещения чужого двора. Сейчас это уже полуостров, островом он называется лишь условно. Когда-то предприимчивые старолепельцы засыпали пролив, отделявший его от материка, чтобы было более удобно использовать многогектарную площадь для хозяйственных нужд. Такое мнение местных краеведов. А так ли это?
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Лепельский замок существовал в XVI веке. Располагался на острове озера Лепельское, напротив деревни Старый Лепель. После взятия Полоцка Лепельский замок заняли и сожгли в 1563 году русские войска. На месте замка они заложили острог и оставили в нем значительный гарнизон, но войска Великого княжества Литовского во главе с гетманом М. Радзивиллом Рыжим штурмом взяли его и сожгли. Вскоре укрепления были восстановлены. В 1563 году рядом с замком основан город (место Лепель). В 1568 году началось строительство нового деревянного замка. Его строило местное население под руководством лепельского старосты и полоцкого коменданта Ю. Зеновича. Замок был прямоугольный в плане, фланкированный угловыми башнями. С северной стороны от города его отделял широкий ров. Который частично заполнялся водой из озера. Около Лепельского замка и под его охраной находился торговый порт.
Все исторические сведения, энциклопедические справочники называют местом основания Лепеля остров в Лепельском озере. Географические карты показывают в водоеме полуостров. Так все же на острове или полуострове существовал старый город? За ответом на этот вопрос я пошел на узкий длиннющий остров-полуостров.
В конце Старого Лепеля проселочная дорога ответвляется от второстепенной улицы и круто сбегает вниз. В начале спуска есть прореха в зарослях, через которую фотографы всех мастей любят фотографировать остров.
Печально, непонятно, неправильно, обидно, что такой знаменитый исторический и природный объект не имеет названия. Называют его просто островом. Может это и есть само название? Есть же город Городок в Витебской области, деревня Деревня в Чашникском районе, город Остров в Псковской области… Эврика! Так это же окруженная водой часть суши, именуемая в геологии островом, в нашем случае носит географическое название Остров. С этого момента буду его так величать и писать с большой буквы.
Самое дно лощины служит перешейком, который соединяет 25-гектарный полуостров с материком. Ширину самого узкого места не дают измерить камышовые заросли. На глаз - метров 30 будет.
Достаю карту-километровку, изданную в 1936 году Управлением военных топографов Рабоче-крестьянской красной армии. На ней перешеек имеет вообще километровую ширину с озерком посредине. Это в 50-х годах минувшего столетия при строительстве Лепельской ГЭС на реке Улла уровень озера подняли на 3,5 метра, и оно превратилось в водохранилище. Вот тогда перешеек сузился до нескольких десятков метров.
На Остров дорога карабкается по крутому высокому склону. На вершине его стразу начинается старый сад. Слева в нем находится старое кладбище. На нем растут лесные и садовые деревья. Груша свешивает спелые плоды над могильной оградой без креста и надписи. Сразу за ней - огромный обрыв. Попробовал спуститься с кручи, чтобы осмотреть его, однако не одолел - настолько она крута и высока. На этом месте в ІІІ - ІV столетиях находилось городище предков лепельчан.
Далее высокую возвышенность занимает поросшая травой пустошь. Ранее на ней сеяли хлеб. Через полкилометра гора начинает опускаться, полуостров сужаться. Полевая дорога упирается в протоку, через которую в 2000 году переходил вброд, а теперь возведен довольно широкий и длинный пешеходный мост.
Глубина протоки - по колено. Ширина - метров с пять. Длина - несколько десятков метров. Если посчитать протоку проливом, то тогда далее не полуостров продолжается, а начинается остров. Несомненно, ее имеет ввиду запись в Собрании памятников Витебской области: «С северной стороны замок от города отделял широкий и глубокий ров, который частично наполнялся водой с озера». Значит, протока-пролив - это оборонительный ров, который отделял часть полуострова, преобразуя его в искусственный остров. Вывод может быть один: Лепель был основан на острове Остров.
За проливом местность возвышается. Слева находился порт, который охранялся с замка. Теперь на замчище - второе кладбище. Часть его заросла бурьяном и кустарником. Однако передняя часть обкошена. Две свежие могилы с венками и без надписи свидетельствуют, что захоронения на Острове продолжаются. С надписью на памятнике самая свежая могила Евгении Евдокимовны Логиновой (родилась 10 апреля 1931 года, умерла 17 сентября 2011 года).
За замчищем в лощине сохранилось что-то вроде прямоугольного углубления. Возможно, это часть оборонительного рва.
Далее большую возвышенность занимает сад. Здесь, как и на взгорке перед проливом, было образовано селище, поскольку необходимость поселения в укрепленном городище отпала, и люди начали переселяться за его границы. Под конец своего существования на полуострове и Острове Лепель занимал практически всю 25-гектарную площадь.
На краю Острова возвышается высокая круглая гора. Ее занимает третье кладбище. Самые старые захоронения находятся под двумя метровой вышины каменными крестами. Может их и больше, однако непролазные заросли сирени не позволяют проверить.
Есть относительно свежая могила с венками и без надписи. Надпись на памятнике со снимком свидетельствует о факте последнего захоронения: «Щука Тамара Федоровна. 24.11.1939. - 5.03.2006.» Как только гробы заносят сюда? На возу через пролив перевозят?
За кладбищем-горой ровная площадка сбегает к озеру. Берег зарос кустарником и одичавшими садовыми деревьями. Там оканчивается Остров. С горы хорошо просматривается близкий Ксендзов остров. Один край кладбища заканчивается обрывом, под которым плещутся разгулявшиеся озерные волны.
Возвращаюсь к якобы замчищу. Думаю насчет расположения замка. Более удобного и неприступного места для замка на Острове нет. Значит, здесь он и был. Кстати, археологи часто проводили раскопки на Острове, находили свидетельства древнего поселения людей, а вот месторасположение замка так и не установили.
Через каких-то сотню метров угадывается край Острова. Озеро прячется за густой ольховой порослью. Ленюсь спускаться, а потом снова забираться на замковую гору. Однако долг толкает ступить на последний сантиметр суши, а не утешать себя догадками. Иду. Только радуюсь своему упорству. В ольшанике скрывается гора, которая резко обрывается отвесным песчаным обрывом. Внизу плещутся волны. Осторожно спускаюсь на середину обрыва. На свежих обвалах нахожу несколько фрагментов ломких от старости костей. По внешнему виду установить принадлежность их человеку или животному невозможно.
Под обрывом - разбитые бутылки, брошенные полиэтиленовые емкости из-под лимонада. Я тоже поужинал на Замковой горе. Однако жестянку из-под гусиной печенки, газетную обертку от хлеба и полиэтиленовую от огурца положил в сумку, чтобы потом выбросить на городскую свалку. Ну, кто мог намусорить на Острове? Сюда же добираются только заинтересованные люди: путешественники, историки, рыболовы, краеведы. А они неспособны специально загрязнять окружающую среду. Может, черт заносит сюда браконьеров?
Возвращаюсь медленно, вглядываясь в окаменевшие глинистые колеи. Часто попадаются осколки древней керамики. Легко угадываются черепки от посуды. Лучшие экземпляры забираю с собой. Ну почему не пришел сюда лет 20 назад, когда во время вспашки поля любители-краеведы ходили за трактором и собирали старинные монеты, черепки, части древнего оружия.
Спуск на перешеек, который соединил остров-полуостров с материком, до того крут, что приходится сдерживать себя, чтобы не побежать. Как преодолевала такую крутизну техника? А комбайны?
Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 2013 год.
НРАВИТСЯ 2 |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |