Сведения об авторе смотреть здесь.
«О, край родны, край прыгожы!
Мілы кут маіх дзядоў!»
Якуб Колас
На сельском кладбище в Горках, что в Лепельском районе Витебской области Беларуси, стоит на могиле металлический крест, окрашенный голубой краской. К кресту прикручена табличка, с которой на редких посетителей кладбища смотрят двое: мужчинас добродушным лицом и женщина с поджатыми губами, придающими ей строгий вид.
Это Трубеко Игнат Фомич и Елизавета Васильевна – местные жители, пережившие революции-войны и воспитавшие восьмерых детей. Мой прадед и прабабушка.
Мои корни неотъемлемо связаны с Лепельским районом. Здесь я родился. Здесь родился мой старший брат. Здесь познакомились мои родители, отсюда родом моя мама. Здесь жили мои бабушка и дедушка. Здесь жили все предки по бабушке. Моя бабушка – Спиренкова Александра Игнатьевна, девичья фамилия Трубеко. В этой заметке расскажу о том, что мне известно о Трубеко на Лепельщине.
Началась эта история в уже далёком позапрошлом XIX веке в Лепельском уезде Витебской губернии Российской империи. Правда или вымысел начало этой истории – уже не узнать, но моя мама рассказывала, что слышала от своей мамы эту историю, которую ей рассказала её мама (то есть моя прабабушка – та самая Елизавета Васильевна, о которой и пойдёт речь).
У крестьянина Лепельского уезда Василя было две дочери. Жил крестьянин неплохо по тем временам, но вот выдавать замуж дочерей никак не хотел и всячески препятствовал их замужеству, поскольку не хотел давать приданого: делить земельный участок и домашний скарб. А дочери-то справные выросли: и красавицы, и умницы! Да кто ж на них женится, когда батька Василь такой суровый – всех женихов гоняет. А жизнь идёт, шила в мешке не утаишь.
Вот у одной из дочерей родилась дочь вне брака. Назвали Лизой. Елизаветой то есть. Дали ей отчество по деду – Васильевна. Елизавета Васильевна росла и хорошела. И влюбился в неё парень из соседней вёски по имени Игнат, по отчеству Фомич, а по фамилии Трубеко. И поскольку дед Василь, домохозяин этакий, не хотел, чтобы и внучка его замуж выходила, вышла Елизавета замуж за Игната наперекор деду, без его благословения и согласия 16-ти лет отроду. И не надо Игнату того приданого, коли люба Лизавета! На этом заканчивается предание и начинается быль, основанная на документальных источниках и рассказах моей мамы – внучки той самой Лизаветы и Игната.
Поселились Елизавета Васильевна и Игнат Фомич в деревне Глинница. Это как с Горок на Городчевичи идти. Не доходя до Полян, слева в низинке, эта вёска примостилась.
Сначала, баят, не родились дети у молодых, а если рождались – мертворождённые. Но смилостивился Бог над молодыми. Говорят, что батюшка в церкви сказал Елизавете Васильевне: когда будете дитё ждать, нареките его именем, что подходит и мальцу, и девке, и всё у вас будет хорошо. Правда это или легенда – кто ж его знает теперь. А только родился первенец – мальчик, – нарекли его Василием (девка была бы Василисой). Вроде как в честь прадеда сурового, а может, и просто имя такое выбрали, по святцам, как тогда делали. Случилось это в 1901 году. После Василия родились ещё шесть сыновей – Сергей (1910), Федос (1912), Павел (1914), Андрей (1916), Михаил (1921), Николай (1923). Уже и не ждали детей, как в 52 года Елизавета Васильевна родила ещё и дочку – Шурочку (1926). Александра Игнатьевна, значит, моя бабушка, а я, стало быть, внук ейный.
Выросли и разлетелись сыновья. Многие обзавелись семьями. Но нагрянувшая Великая Отечественная война, которую сейчас многие именуют Второй мировой, а иной раз и совсем на басурманский манер – WWII, сильно перепахала их судьбы, а иных и забрала в своё ненасытное чрево, навечно зачислив в «списки безвозвратных потерь».
По-разному сложились судьбы детей Елизаветы и Игната.
Василий. Уехал в Донбасс до войны. Женился на Елизавете Ивановне, проживал в городе Часов Яр. Родились три сына. Был призван на войну 15.10.1941 Артёмовским ГВК Сталинской (теперь Донецкой) области. Пропал без вести.
Сергей. Женился на Марусе. Дети: Толик, Василь, Нюра, Тамара. Призван на войну в 1944-м. Служил в 730-м стрелковом полку 1-го Прибалтийского фронта. Вернулся домой, проживал в Минске. Умер 24.07.1968-го.
Федос. Женился на Анастасии. 22.06.1941 был призван на войну Лепельским РВК.
Служил санинструктором 2-го стрелкового батальона 353-го стрелкового полка 47-й стрелковой дивизии (в том числе на 1-м Прибалтийском фронте). Ранен в ногу 29.10.1943. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Вернулся с войны.
Проживал в Глиннице. Дети: Вера, Леонид, Лиза, Владимир, Николай, Мария. Умер в 70-х годах. Жена Настя умерла уже в наше время в городе Слониме, куда её забрали дети.
Павел. С 1943 года был в партизанах: командир взвода разведки партизанского отряда № 5 бригады Дубова.
Дети: Олег и Лида. Был председателем колхоза «Зелёный остров». Позднее уехал с семьёй в Тюменскую область (посёлок Новый Тап).
Андрей. Был призван в армию Лепельским РВК в сентябре 1939 года. После войны жил в Чашниках.
Михаил. Был призван в армию Лепельским РВК в 1940-м. Служил рядовым – мотоциклистом. Последняя весточка от него была в июне 1941-го из Бессарабии. Пропал без вести. Женат не был.
Николай. Младший из братьев. Как исполнилось ему 18 лет в мае 1941-го, подался с другом в Донбасс, в Макеевку – учиться, в те края, где старший брат Иван жил. Да тут война началась, призвали его. Не успел повоевать, как в плен попал в октябре 1941-го под Горловкой. Оказался в концлагере «Дарница», что под Киевом, где и умер 26.05.1942. Эта дата с немецкой педантичностью записана в карточке военнопленного. Женат не был.
Всю оккупацию Трубеко Игнат и Елизавета прожили в Глиннице. Рассказывали, что один раз немецкий офицер через переводчика задал вопрос Игнату о том, что, по их данным, его сыновья в Красной армии и в партизанах служат (это ж кто-то донёс!). На что дед Игнат с крестьянской прямотой ответил:
- Так откуда ж я знаю, где сыновья сейчас? Они взрослые – сами решают, где быть и что делать. Вот вы ведь тоже чей-то сын – ваши родители знают, где вы сейчас находитесь и что делаете?
Ответ, видимо, заставил немца задуматься или вспомнить своих родителей в далёкой Германии, поскольку никаких карательных мер не последовало. В июне 1944-го, когда немец драпал на запад, хату спалили немецкие факельщики. Говорят, что шли и зажигали хаты, что более справные, чтобы ущерб нанести. А их хата красивая была, вся в резьбе, с пристроенным сарайчиком. Да таким, что немцы во время оккупации и в него стучались, думая, что это вход в хату... Хата сгорела быстро со всей домашней утварью. Елизавета спасла только икону.
А дочь Александру, бабушку мою, немцы в оккупации забирали на работы. Пытались родители спрятать её – не получилось. Проём между стеной и печью, куда её прятали, заложили кирпичом, да местный «добровольный помощник оккупационных властей» выдал – знал, что где в хате стоит. Вернулась Александра домой в 1944-м, когда Красная армия немца бомбить начала, и согнанные на принудительные работы люди разбегаться стали. Ведь охране не до охраны стало – спасаться нужно: или с «победоносной германской армией» тикать, или куда-то ховаться от всенародного гнева за службу оккупантам.
После войны Игнат и Елизавета отстроили новый дом – невысокий, но уютный. Дочь Шура вышла замуж за военного Александра Спиренкова из Заслоново, чью часть вывели из Восточной Померании. Молодые жили при стариках в Глиннице.
И схоронили стариков, когда час пришёл, на деревенском кладбище.
Александр и Александра Спиренковы жили счастливо, хотя и со всеми теми трудностями, которые выпали на их поколение – родившихся в 20-е годы ХХ века. Растили детей, в том числе мою маму. Но это уже другая история, которую, может быть, когда и поведаю.
Так и живут потомки Трубеко и в Лепельском районе, и в других городах и весях Беларуси, России, Украины. Лепельский район, Минск, Борисов, Слоним, Свердловская, Тюменская, Оренбургская области, Москва – это далеко не вся география, где живут Трубеко.
А Трубеко по свету много ещё и потому, что у деда Игната было два брата: Архип, у которого были дети Михаил и Василий, и брат Ефим, у которого были дети Вера, Александр, Фёдор, а также сестра Марина, у которой было две дочери – одна из них Валя.
Вот такие у меня родственники, далёкие и близкие, по всему свету – Трубеко и их потомки под другими фамилиями. Всех их объединяет одно – Лепельщина. Может, кто из них и не знает, куда одна из ветвей родословной ведёт.
С кем-то из потомков Трубеко я знаком, а многих и не знаю вовсе. Время идёт, и все мы, живущие сегодня, как в песне поётся, «станем землёй и травой» и уйдём в прошлое навсегда. Может, и о нас вспомнит кто и расскажет потомкам. Ведь не встреться когда-то мой прадед Игнат с прабабушкой Елизаветой, так и меня бы не было. А я есть – сижу вот и пишу эти строки. А вы читаете.
2023
НРАВИТСЯ 8 |
СУПЕР 4 |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Лучший комментарий
Ад Васіля Азаронка з Юрмалы:
Ад Васіля Азаронка з Юрмалы:
Ад Васіля Азаронка з Юрмалы:
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, Цікавая інфармацыя пра "каталічак-сястрычак Аўгусту Няміру.... якія трымалі зямельны надзел па спадчыне ад бацькі Мацвея Няміры". Адкуль і ад каго гэтая інфармацыя?Ці ёсць якая магчымасць атрымаць дадатковую інфармацыю на гэты конт? Бо ў маім радаводзе ёсць лінія Няміраў, але пра іх вельмі мала інфармацы, тым больш, што прозвішча даволі распаўсюджанае. У гэтым рэгіёне іх было шмат, хутчэй за ўсё яны мелі крэўныя сувязі паміж сабой. Вядома толькі, што мая прабабка Гелена з Красналучкі (1876 г.н., у шлюбе з Уладзіславам Скарупа) была н/народжанай дачкой Міхаліны Няміра (але гэта асобная гісторыя)), якую (Міхаліну) пасля выдалі замуж за Іосіфа Красоўскага. А вось хто былі бацькі гэтай Міхаліны - пакуль усё яшчэ невядома.
Ніна, магчымасць атрымаць дадатковую інфармацыю па вашым пытанні ёсць, але ўскосным чынам. Гэтым займаецца ўраджэнец Верабак Васіль Азаронак, аднак ён жыве ў Юрмале і рэгістравацца на лепельскім сайце не можа ці не хоча. Усе яго выказванні ў каментах ідуць праз мяне шляхам перапіскі па электроннай пошце. Я раблю скрыншоты пісьмаў і змяшчаю ў блог. Ваш зварот перашлю яму пісьмом, і ён абавязкова адкажа мне, а я ўжо змяшчу скрыншот адказу ў каменты да гэтага майго посту. Вось які цярністы шлях пройдзе ваш зварот.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, Дзякуй. Буду радая, калі што атрымаецца даведацца.
Ніна, ужо пераслаў яму ваш камент. Чакаю адказу. Дый ён заўсёды чытае мой блог. Абавязкова зойдзе і сам пабачыць.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, Добра было б звязацца з ім наўпрост, хацела напісаць свой email вам у прыват, але не атрымалася чамусьці ((
Ніна, я даслаў на ваш акаўнт свой электронны адрас. Актывізуйце перапіску, і я вам дашлю электронны адрас Азаронка.
Ніна, Васіль адказаў. Аднак увесь яго адказ складаецца з актывізаваных спасылак. Каб яго зразумець, трэба перайсці па іх. Але спасылкі тыя ў большасці - гэта актывізаваны тэкст, а не файлы. А ў гэтых каментах нават файлы не актывізуюцца. Каб зрабіць іх актыўнымі, трэба прымусова актывізаваць. Я адказ змяшчаю, аднак лепш зайдзіце на мой электронны адрас, і я перакіну на ваш гэтае пісьмо, тады актывізаваны тэкст павінен разгарнуцца:
У Рыжскім архіве я наткнуўся на фаліант статыстычных спраў пад назвай "Сведения о землевладениях по Лепельскому уезду за 1891 год". Выпісаў усе назвы і імены уладальнікаў. Каб адказаць "Ніне", пралістаў зноў усе свае запісы. Няміра упамінаецца толькі аднойчы - у сувязі з Гарадчэвічскай воласцю, пад номерам 432. Вось як выглядае інфармацыя, што зафіксаваў старшыня Павел Сомін: "Имение Городенец, Августа Матвеевна Немиро и Валерия Матвеевна Томашевская, католички, по наследству; 12 вёрст от Лепеля, 120 - от Витебска, 7 - от волости и 1,5 от Уллы". Это то, что я отметил, А вся "простыня" - это подробные сведения о количестве земли, ее состоянии (сколько дорог, лесов, болот и т.д.)
У другіх валасцях Лепельскага павета Няміраў на 1891 год няма. Прагледзеў пад прозвішчам "Тамашэўская". Знайшоў у двух выпадках, але цвёрда сказаць, што яны датычныя - нельга. У Бабынічскай воласці зафіксавана "Имение Бобыничи, наследие покойного дворянина Геронима Францевича Томашевича, католика, по наследию от отца". А ў другім разе - у Станіславаўскай воласці: "Фольварк Яново наследовали мещане Ирина Зенькович, Иосиф Невельский и крестьянка Мария Тумашевич, католичка, наследие, 133 десятины".
Вось усё, што магу сказаць пра землеуладанні.
А па гісторыі края і пра Няміраў, Няміровічаў і Няміровічаў-Шчытоў можна прачытаць у маіх даследаваннях. Цалкам пра рыжскі фаліант - ў матэрыяле "За четверть века до катастрофы": https://proza.ru/2016/03/19/756Про Городенец: https://proza.ru/2018/10/24/505 і https://proza.ru/2018/10/27/715А также в "Былинных землях. Поворот", "Свято место Свяда".Об Андрее Немиро в "Былинных землях. Чаша Грааля..." https://proza.ru/2021/06/17/553; https://proza.ru/2021/06/20/1061И о Немировичах-Щиттах: https://proza.ru/2021/07/06/608
Аднак тут, у каментах, актывацыя мёртвая.
По поводу информации о родственниках - искал в российских базах данных (ОБД Мемориал, Партизаны Беларуси, подвиг народа и т.д.), а также делал запрос в Германию по электронной почте (8 лет назад) о Николае. Не мог его найти - оказывается он был записан как ТрубекА. Также часто опечатываются в дер. Глинница - и Гнилица и как только не пишут в документах. А старший Василий пропал без вести - воинское звание "курсант" 63 запасной стрелковый полк 45 запасной стрелковой дивизии. По пропашим без вести информация вообще примерная по данным военкоматов - списки безвозвратных потерь.
Вот мне прислали фотографию Василия Игнатьевича Трубеко.
А это Павел Игнатьевич Трубеко (мне сейчас прислали).
У брата деда Игната, Архипа, было два сына. Только не Михаил и Василий, а Михаил и Иван. Михаил - старший, а Иван - младший. Я сын Ивана, Андрей Трубека. Очень приятно было прочитать такую хорошую статью!
Трубека, значнасць гэтаму артыкулу надае ўжо той факт, што ты спецыяльна зарэгістраваўся на сайце, каб зрабіць гэты водгук. Дзякуй табе! Мяркую, што выказваю і думку аўтара.
Трубека Андрей Иванович, спасибо за попраку. Допускаю, что могут быть неточности в описании. Часть информации не по документам, а по пересказам. От мамы слышал что Олег Трубеко (сын Павла) составлял родословную Трубеко, но потом умер несколько лет назад. Жил в Заводоуковске Тюменской области. Вот я и решил, что пусть, возможно и с неточностями, но лучше опубликовать статью про Трубеко сейчас, чем никогда. Порой оставленное на потом дело, может быть не реализованным никогда.
Виктор Ленчевский, вельмі правільнае рашэнне ты прыняў адносна публікацыі свайго даследавання. Недакладнасці выправяцца - прыклад навідавоку. А каб зацягнуў удакладненні сам, дык, можа б, гэты артыкул не з?явіўся б у друку ніколі. А так чытаюць яго з ахвотаю, цікавасцю і карысцю.
Працягвай у такім жа дусе. Тым больш, што задумкі ў цябе ёсць.Трубека Андрей Иванович, вот фотография старшего сына Архипа - Михаила Архиповича Трубеко.