Сведения об авторе смотреть здесь.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ шёл и радовался, что, возможно, он топчет последний снег не такой уж и коварной зимы. Представлял, что в следующий раз он обязательно будет разгуливать уже по настоящей ранней весне. Настроение не создавали окутывающий близкие дали туман и еле ощутимый лицом мелкий дождь, однако душа тунеядца ликовала, радуясь, что целый день пробудет вместе со своим хозяином на поистине дикой природе, поскольку ни один дурак не полез в сию глушь толочь снег, лишь дикие звери исполосовали белую целину вдоль и поперёк.
Не сетовал Блукач на хмурый день, поскольку сознательно сунулся в его невесёлое наполнение. Рассуждал так: при любых погодных условиях в лесу сознанию будет комфортнее, чем в душной городской квартире. Толкала в погодную серость вертопраха ещё и конкретная цель – уточнить исток черноручского ручья, который на прошлой неделе предательски поглотил топтуна в свою пучину.
Решил начать восхождение к истоку невзрачного водотока с места, на котором распрощался с ним в прошлый раз – от Минского шоссе напротив Черноручья. Загнал драндулет в придорожные заросли за черноручской автобусной остановкой, и пошёл к трубе, под асфальтом пропускающей ручьевое течение к слиянию с Эссой.
Сразу же напротив последней черноручской хаты советские мелиораторы заключили виляющее русло ручья в ровную канаву. Правым её берегом и побрёл Блукач в туманную полевую даль. Сразу же и заприметил достойный внимания объект – затерянную в кустах дачу.
Примечательна она тем, что известна простаку несколько десятков лет такой же запущенной. И всё это время приходит во всё больший упадок. Начавшиеся когда-то возводиться дворовые сооружения рушатся под воздействием атмосферных катаклизмов. А место, между прочим, неплохое. Жалко крушения поначалу радужного замысла.
А ещё сие место интересно тем, что в 60-е годы его оккупировал цветущий колхозный сад. Малый Блукачонок вместе с иной веребской детворой совершал набеги на черноручские яблоки.
Повздыхал плут над несостоявшимся человеческим счастьем да дальше двинул в даль полевую, мечтая скорее попасть в глушь лесную.
Чтобы более понятным стал замысел и путь упрямца, тот решил забежать вперёд повествования и выложить весь навигационный маршрут к истоку ручья и обратно к драндулету.
Скорее бы лес! Там значительно уютнее чувствуется, чем на открытом ветрам и туманам поле. И опушка шаг за шагом приближается. И сразу вносит разнообразие в полевой маршрут. Со стороны шоссе в ручей-канаву перпендикулярно впадает менее значимый канал.
Преодолеть его труда не составляет – получилось одним шагом. Лес радует постоянными сюрпризами - взять хотя бы огромный выворотень опрокинутой стихией берёзы. Под ним на удивление сухая почва имеет красный цвет, песком рассыпаются твёрдые комки. Залежи железной руды здесь что ли?
А роща-то какая светлая и грибная! Непременно на таких красивых берёзах растут целебные древесные грибы - чаги. Пока же на самой привлекательной берёзе их нет. И вообще ни на одном из белых деревьев чаги не произрастают. Где их только находят?
Кусты насунулись на канал. Берегом продвигаться стало трудно. Спустился в канал. Покрытый снегом лёд казался прочным. Однако идти пришлось под страхом провала. Немного успокаивали тёплые носки, которые Блукачиха заставила взять про запас с учётом того, что всякий раз её упёртый дед проваливается под лёд.
Всё-таки вылез на берег. Чаги упорно ускользали от взгляда неудачника. Зато натолкнулся на кап – берёзовый твёрдый нарост, используемый для деревянных поделок.
Но Блукач – недотёпа в мастерском деле. Ему без надобности ценная заготовка для художественного ваяния. Равнодушно проходит мимо. Натыкается на перпендикулярный ручью канал, прямой наводкой тянущийся от комплекса придорожного сервиса, именуемого в простонародье «Матешевой стоянкой». На нём лёд весь в прорехах, ширина его – не перешагнуть. И в слиянии водотоков зияет большая полынья. Замер дна палкой показывает глубоко уходящий ил. Возвращаться в поисках прочного льда для использования в качестве переправы не хочется. А что если попробовать прыжком достигнуть противоположного берега и, используя инерцию тела, пузом упасть на береговой склон, чтобы спиной не шмякнуться в непрочно замёрзшее русло?
Расчёт удался. Левый берег оказался сильно заснеженным. Однако снежный пласт настолько уплотнили оттепель и утренний дождь, что ноги не проваливаются, а ступают, будто по насту.
Занятый мыслями о переправе, сорвиголова упустил возможность рассказать важную историю сего места. Возвращается к ней. Значит так.
Весь правобережный лес, включая и комплекс придорожного сервиса, в 60-е годы представлял официальную городскую свалку, какие сейчас эстетично называют полигонами твёрдых бытовых отходов. В 70-е годы свалка переехала в район деревни Дражно, оттуда – на лепельско-чашникскую границу, рядом с Оршанским шоссе, и уже не так давно разместилась между деревнями Жерствяники и Боровно. Очевидец рассказывал Блукачу, как во время закладки Матешей нулевого цикла мойки комплекса придорожного сервиса строители наткнулись на такие залежи промышленных отходов, что пришлось вырытый котлован закопать и перейти на иное место. Надо сказать, что саморекультивация когда-то испоганенного бассейна черноручского ручья удалась отменная. А может и люди помогли. В общем, на виду и следа не осталось от грязно-вонючей свалки полувековой давности.
Впереди лес встал стеной поперёк направлению канала. Кажись, Блукач в 2016 году там видел тупик искусственного русла.
Но теперь никакого тупика нет и в помине. Канал начинается от самого края болота, и сомнений нет, что канаву питает оно. Ломая под собой верхний слой льда, замостившего верховодку, Блукач по руслу устремляется в лиственно-кустарниковую чащу.
Обшаривая опушку в начале канала, искатель приключений не уставал думать: он на старости лет стал недоумком, или в течение девяти прошедших лет тупик действительно раскопали, дав возможность болоту питать канал, то бишь ручей?
После долгих рассуждений, Блукач пришёл к заключению, что всё же он не остолоп, поскольку логика сводится к тому, что канализированный черноручский ручей могло рождать только болото, в которое привело искусственное русло мелиоративного канала. А как же тогда его тупик, видный на старом снимке? Да может это вовсе не тупик, а засыпанный снегом выход ручья из болота, а бестолочь просто не разглядел суть дела, тем более что вовсе не исток ручья искал, а изучал лесной массив за придорожным сервисом.
Довольный собственным заключением о происхождении черноручского ручья, Блукач начал искать в заболоченной чаще удобную валежину, чтобы на ней устроить лесную забегаловку «Пень-колода». Во время поисков не забывал высматривать чагу на берёзах. И нашёл. Только не целебный гриб, а обычный трутовик, свежий, мягкий. Он даже съедобным и полезным зимним грибом считается. Однако недавно простофиля откушал приготовленного из трутовика деликатеса – не понравился. Может просто он тупица в грибном деле, а потому не разбирается во всамделешнем лакомстве?
С самого захода в лес Блукач присматривался к ольхам, дабы обнаружить на них сфотканные Нестеркой наросты, которые он назвал бульбинами, нынешний искатель переиначил в клубни, а в интернете очевидец окрестил шариками. Ничего подобного не находил. И вот практически в конечной точке своей цели увидел на высоком старом пне сломанной ольхи наросты, сразу похожие и на картошку, и на клубни, и на шарики, и на трутовики. Их было до десятка, однако в объектив камеры для нормального просматривания вместились лишь три.
Обывателю кажется, что отыскать колоду в лесу или болоте для перекуса совсем просто – всюду валяется столько валежника, что не пройти. Однако это совсем не так. Во-первых, не всюду валяются поваленные деревья. Во-вторых, даже в образованных хлыстами завалах трудно найти подходящую для комфортной трапезы колоду. То она наклонна – зад сползать будет, то высока – обедать со скатерти-самобранки придётся скрючившись, то низка – растопырив ноги сидеть неудобно, то тонка – зиждиться под задом станет. Но как бы то ни было, без удобного приземления всё равно не останетесь, стоит только правильно оценить находку с первого раза, чтобы впоследствии не потребовалось менять дислокацию по причине выявленных неудобств.
И ещё одно назидание обывателем, поскольку все собеседники Блукача начинают удивляться, что в зимнюю пору лесные дрова совсем не горят, ибо они на протяжении осени и зимы намокали, замерзали, оттаивали и в результате насквозь пропитались водой. Костёр работает как костёр, только пока горят принесённые с собой городские дрова, предварительно высушенные на батарее. Даже если домашние горят во всю мощь, и на них сверху положить с виду сухие сучья, то они пролежат, шипя, и лягут на образованные угли, так и не загоревшись. Кто-то может сказать: смоляки поискать надо. Да, смоляки будут гореть, но сей всезнайка пробовал искать их? То-то ж: проще будет принести с собой не только растопку, но и дров минимум столько, сколько потребуется для запланированных кулинарных действий. А если больше – для сугреву будет хорошо.
Об эйфории лесного столования тунеядец решил умолчать, дабы не вызывать приступ ностальгии у подобных себе олухов. Основательно подкрепившись борщом быстрого приготовления, разогретыми на костре картофелинами с салом и мясом, чаем с гренками, собрал свои манатки и в обратный путь отправился. Поскольку возвращаться своим следом было лень – крутил лишнее, в снегу утопал, провалиться под лёд рисковал, поэтому решил проложить самолётный маршрут до ближайшего цивилизованного места. Таким навигатор показал Минское шоссе между комплексом придорожного сервиса и съездом в Забоенье – всего-то 400 метров зарослей, если следовать строго по пунктирной указующей стрелке.
Нелегко дались те 0,4 километра. Снегу в заболоченной чаще было много. Случалось, что проваливался в сугробы между кочек настолько глубоко, что приходилось выгребать его из сапог. Естественно, по обочине асфальтированной трассы ноги сами несли разгильдяя к Черноручью, перед которым почивал драндулет скучающий.
Помните, с чего начался сей сыр-бор вокруг черноручского ручья? На лесном пляже напротив Черноручья сливался в Эссу небольшой ручей. Вода в нём была прозрачная-прозрачная. Даже примитивная кружка из пластиковой бутылки висела на суку рядом, чтобы каждый проходящий бродяга мог утолить жажду. Не однажды делал это и Блукач. И вот в прошлом мае решил он разведать, где же вырывается из-под земли живительный ключ, так услужливо предлагающий случайным прохожим свои услуги. По берегу ручья свистун прошёл высоким бором, пересёк лесную дорогу из Черноручья к Эссе и наткнулся на бобровую плотину. Она образовывала безбрежное водохранилище, в которое никак невозможно было сунуться. Дождался зимы. Взошёл на звериный пруд по февральскому льду, надеясь в его глыбах отыскать горячий ключ. Но оказалось, что ручей выныривал из-под Минского шоссе напротив Черноручья. Тогда ветреник, искупанный в болотной жиже в результате провала под лёд, прекратил поиски истока ручья. Продолжил их ближе к весне, о чём только что рассказал. Цели достиг. А теперь сами решайте, какую воду пьют из якобы родника блуждающие в его бассейне бродяги, рыболовы, сборщики грибов-ягод, купальщики, просто праздношатающиеся. Кстати, первая серия поисков истока черноручского ручья так и называется: «Нашли родник? Поищите исток», вторая - «Козни черноручских бобров».
Февраль-2024.
НРАВИТСЯ 4 |
СУПЕР 2 |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Лучший комментарий
Васіль Азаронак з Юрмалы:
Нарост на бярозе, які ты знайшоў, гэта сувель. У сувеля павехня нароста пакрытая кавалачкамі бярозавай кары. Кап жа, як вожык іголкамі, пакрыты тонкімі галінкамі.
На пне алешыны былі трутавікі. Існуе шмат відаў трутавікоў. Вось якія я знайшоў на вербах.
Тыя шарыкі, якія я знайшоў на алешыне, былі шаравіднай формы і пакрытыя карой, як і само дрэва. На тым месцы шарыка, якое прымацоўвалася да ствала дрэва, быў вырост, падобны на каранёк. Адзін шарык я адарваў і прынёс дадому. Распіліўшы яго папалам я убачыў на спіле гадзічныя кольцы, якія можна убачыць на спіленым дрэве ці суку. Гэта азначае што утварэнне на дрэве не з´яўляецца паразітам, а з´яўляецца часткай дрэва.
Несцерка, каментаваць не магу, бо ад цябе ўпершыню даведаўся пра наросты на вольхах. Магчыма і бачыў іх, але не прыдаў ім увагі, а таму забыўся. А як ты зацікавіў з´явай, дык адразу знайшоў наросты. Трэба ўсё аглядаць дасканала, фіксаваць незвычайнасці ў памяці і на фота, каб вывучаць. Я вось толькі за апошні час гэтулькі цікавага даведаўся пра дрэўныя грыбы і наросты. Змяшчай заўсёды ў блог свае ўласныя адкрыцці. Дужа цікава. Вось зноў адкрыццё: і на вербах усесязонныя грыбы растуць!
Васіль Азаронак з Юрмалы:
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, не згодзен з табою наконт таго што вогнішча без прынесеных з дому дроў зімой у лесе распаліць немагчыма. Вядома папрацаваць давядзецца болей і часу больш пойдзе на гэту работу. Растопку у лесе знайсці нецяжка, трэба толькі прыглядацца да дрэў, каля якіх праходзіш. Можаш убачыць сухастойныя бярозы, бярэсціна з якіх будзе выдатнай растопкай. Можа пашанцуе знайсці смаляк на сасне. На сасновых і яловых вывартнях можна знайсці смалістыя карані. Перш чым распаліць вогнішча, трэба падрыхтаваць пляцоўку. Нельга распальваць вогнішча на снягу ці лёдзе, бо ад вогнішча снег і лёд будуць раставаць і вільгаць, акая будзе выпарацца, будзе перашкаджаць агню. Калі немагчыма ачысціць пляцоўку да зямлі, трэба на снег ці на лёд пакласці адзін, а лепш два рады палак. на палкі паклацці растопку, а на запаленую растопку пакласці невялікія галінкі з сухастойных дрэў, а калі вогнішча ужо разгарыцца, класці больш тоўстыя палкі. Можна распаліць вогнішча вакол высокага пня, ён таксама будзе гарэць. Не трэба браць палкі, якія ляжаць на зямлі, бо яны вельмі сырыя і гарэць не будуць. На дровы трэба браць сухастойныя дрэвы, яны меньш вільготныя, ці сукі з паваленых дрэў, якія тырчаць уверх.
Несцерка, в принципе ты прав,но метод Валацуги гораздо эффективнее. Вот смотри - бутылку с вином можно откупорить и без штопора. Но со штопором намного удобнее.
СМК, эфектыўнасць метада Блукача я не аспрэчваў. Я проста параіў як лепей распаліць вогнішча, калі нечакана спатрэбіцца. А так можна ўзяць з сабою партатыўную газавую гарэлку і за пару мінут зрабіць добрае вогнішча, а можна і партатыўную газавую пліту, тады і дровы не спатрэбяцца, але ж не будзе той асалоды, якую атрымліваеш ад вогнішча.
Несцерка, конечно можно. Можно и вообще никуда не ходить, а дома всё сварить и пожарить. Намного всё проще, но вот настроение не сравнить. Тут ты прав.
Несцерка, СМК, у каментах да фотаў на сайце я прыняў бок Несцеркі. А вось тут наконт вогнішча зімой падтрымліваю СМК. Несцерка выклаў элемянтарныя правілы для выжывання на тэму: як зімой распаліць вогнішча. Я ж у тэксце папярэдзіў яго камент, напісаўшы, што смаляк будзе добра гарэць узімку, аднак прасцей дровы прынесці з сабой, чым шукакць той смаляк. І бяроста гарыць добра. Аднак развага ў тэксце не пра растопку, а пра дровы. А на бяросце ваду не закіпяціш. У дадзеным выпадку яна больш падобная на порах, чым на дровы. Лясныя ж дровы не загараюцца нават ад сухіх хатніх, а бяроста пыхне, і няма яе.
Нагадваю чытачам: Блукач не штучны выжывальшчык, а рэальны даследчык-рэпарцёр. Ён лепш саломкі падкладзе, калі будзе падаць, каб не пабіцца. У адзіным грэбуе гэтым правілам: для абеду шукае пень-калоду, хаця прасцей насіць з сабой лёгкі складны зэдлік трохногі. Прычына таму - эфект здымку будзе зніжаны.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, в моём комментарии под фотографией ни, ты ни Нестерка не уловили элементарного юмора. Старем мы потихоньку...
СМК, перачытаў твой камент пад здымкам трутавіка на сайце. Яго можна прыняць і за гумар, і за сур"ёз. Я напачатку ўбачыў у ім другі варыянт. Да першага адразу не дацягнуў, хоць ён таксама відавочны. Можа сапраўды прычына таго - старэнне.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, есть утверждения, которые можно воспринимать как и с юмором, так и серьёзно. Например, про те же самые грибы. Вот пожалуйста. "Установлено, что абсолютно все грибы съедобные. Правда некоторые только один раз".
СМК, так-так.
А вот вам история про лучший способ разжигания костров.
Случилось это зимой 1981-го года. Я тогда служил в армии, в Печах. В один обыкновенный день на Борисовском полигоне шли стрельбы. На каждом участке свои. Там танкисты, тут пехота и т. д. День был очень морозным и на одном из участков солдатики развели костёр. Вообще то это запрещено, но... Если очень уж холодно и костёр в сторонке, то отцы-командиры просто закрывали на это глаза. В общем, развели огонь из того что было. Пока горели разбитые сухие ящики, всё было прекрасно. Но вот добавленные к ним дрова из леса гореть не хотели. Естественно. Где же взять нормальные дрова?! За многие годы всё более-менее подходящее для костров солдаты давно спалили. Сырые же шипели, дымели и тепла практически не давали. Тогда один отвязной дембель сбегал куда-то и припёр ведро с соляркой. Как он сам говорил - на донышке. Ребята же говорили, что литра два-три там точно было. В общем, махнул дембель ведёрком и... Хоть солярка и не бензин, столб огня рванул такой, что все бросились прочь в разные стороны. Нет, никто не обжегся, но испуг был приличный. Вы думаете, что это и есть история? Ха! Как бы не так! Это только начало. Дело в том, что в это же самое время на одном из соседних участков тренировались операторы ПЗРК. Была тогда на вооружении такая "Стрела 2". Тренировка выглядела так. Из БМ - 21 "Град" артиллеристы запускали одиночную ракету, а зенитчики в хвост ей пускали ракету из ПЗРК. Попали - молодцы. И вот такая деталь. Ракета эта зенитная на начальной фазе траектории летит вроде как по спирали. Головка самонаведения рыщет по округе, ловит тепловое излучение реактивных двигателей летательных аппаратов. Всё продумано! Но... Кто же мог подумать! Солдатики, которые сначала разбежались от костра, стали опять к нему собираться. Горит же! Можно погреться. А в это время... Ракета поймала не тепло из хвоста "градины", а вспышку солярки. Короче. Мужикам повезло, что разворот ракеты многие увидели и кое кто понял, что будет. Как рассказывал мне один сержант из обслуги полигона - "Я никогда в жизни так быстро в валенках не бегал!" Ракета херакнула точно в костёр, но не взорвалась. Однако осколки и головешки летели знатно. К счастью, никого не зацепило. Все остались живы. Но, по утверждению некоторых юмористов, кое кто потом, отойдя за кусты, подозрительно долго в своих штанах что то разглядывал...
СМК, цікавы выпадак, а для арміі - павучальны.