Сведения об авторе смотреть здесь.
(Продолжение. Начало смотреть здесь и здесь.)
Разбередило душу Блукачу ВАЛАЦУЖНАМУ прошлое скитание по верховьям забоенского ручья. А если конкретнее, то открытие нового фрагмента железнодорожной насыпи несостоявшейся железной дороги Полоцк – Елизово.
Про намерение сталинского режима соединить железнодорожной линией большой город Полоцк с малым рабочим посёлком Елизово Осиповичского района Могилёвской области знал давно. Видел фрагменты земляных насыпей под рельсы между «Сельхозхимией» (теперь таможня) и Лесным ручьём, Гадивлей и Волотовками, Замошьем и Эссой, специально исследовал и описывал их за Юшками, между Вилами и Слободой. И вот 15 марта сего года обнаружил очередной фрагмент в Забоенском лесу. Как в таком случае можно спокойно жить и не изучить интересный объект?
Зачем советской власти потребовалась сия железнодорожная линия, пройдоха объяснял в описании верховьев забоенского ручья. Коротко повторит.
Ещё царский режим положил рельсы между Полоцком и Минском. Однако в 1921 году Польша оттяпала западную Беларусь себе вместе с названной веткой. Важный промышленный центр Витебщины практически потерял железнодорожную связь со столицей союзной республики. Пришлось исправлять положение путём прокладки новой железной дороги из Полоцка прямо на юг – через Лепель, Борисов в Елизово. А от Борисова до Минска – рукой подать. Почему конечной станцией запроектировали рабочий посёлок с единственным стеклозаводом, ныне выпускающим закаточные банки и бутылки, Блукачу не хватило ума понять.
Строительство железнодорожной насыпи пошло во всю прыть. Наиболее полное её нынешнее состояние можно увидеть в блукачовском исследовании 11-летней давности «Разлив на станции Юшки железной дороги Лепель - Борисов». И вдруг в 1939 году СССР отвоевал Западную Беларусь, а вместе с ней и железку Полоцк – Вилейка – Молодечно – Минск. Начатая строиться дорога Полоцк – Елизово оказалась лишней и дорогой. Её возведение резко остановили. Страна выиграла в материальном плане. А вот лепельцы проиграли – наш город не стал железнодорожным узлом типа Орши.
…Изучив состояние железнодорожной насыпи между Юшками и Слободой, Блукач с сознанием исполненного долга забыл о ней. И вот скитаясь в верховьях забоенского ручья, наткнулся на доселе неведомый ему фрагмент насыпи. Возвращаясь домой иной дорогой, ещё раз, в ином месте, пересёк несостоявшуюся железку. Через пять дней решил начать осмотр именно с этого места.
Полевой дорогой заехал из Забоенья в Забоенский лес, доехал до перекрёстка двух насыпей, железнодорожной и автомобильной, свернул на первую, оставил драндулет и вернулся на заброшенную вторую.
Вдоль ж/д насыпи во время проведения строительных работ выкопана канава для отвода болотных вод в Эссу. Для пропуска автомобильной дороги построен капитальный трубоперезд. Значит, и автомобильная (а может и конная) дорога имела определённую значимость.
А далее начинается непонятливость. По ту стороны дороги вода вливается в трубу, канава стрелой тянется вдоль Забоенья, к Лепелю, а железнодорожная насыпь исчезает, по обе стороны канавы распространяется поросшая хвойным молодняком равнина. Блукач идёт вдоль канавы. Постепенно воды в ней становится меньше, затем она совсем исчезает, хотя профиль канавы продолжается. Неугомон выходит на опушку, понимает, что искать начало насыпи бесполезно и поворачивает назад.
Переходит дорогу и по насыпи направляется вглубь Забоенского леса.
Однако рвение проходимца быстро угасает – через несколько сотен метров насыпь разъезжается, опускается до уровня захламленного болота и совсем исчезает.
Канава, следующая параллельно насыпи, теряет классический профиль и превращается в бесформенный ручьевой поток, направляющийся к Эссе. Блукач догадывается, что это тот первый ручей, который заставлял его спешиваться и проводить драндулет через поток при следовании к Забоенскому ручью.
Уровень болота начинает повышаться. Становится различима просека под линией электропередач. И вдруг на пути контрастно проявляется пруд правильной прямоугольной формы. Интересно, что его не питает никакой водоток.
А за искусственным водоёмом снова вырастает насыпь. Но она коротка – разрезается выемкой земли на просеке ЛЭП. Как раз в этом месте Блукач в прошлое скитание и обнаружил полотно несостоявшейся железки.
Пересёк просеку. Вкарабкался на насыпь. Двинул по её гребню.
Но вскорости и здесь получился облом. Насыпь исчезла, сровнявшись с землёй. Начался ветровал. При продирании сквозь лежащие на земле ели, полувысохшая их иглица засыпается за шиворот, вызывая неприятный зуд. Приходится рукой залезать под воротники одёжек и по одной вылавливать иголки на теле.
Бурелом начал скатываться в лощину. Похоже, что это каньон забоенского ручья. Однако на дне не оказалось ручьевого русла. Ручей должен быть дальше. Однако подобраться е нему весьма сложно из-за густого валежника. Да и снова в грязи можно выкупаться возле потока. Проще будет выбраться на лесную дорогу и по ней одолеть брод.
Прошёл по лесу изрядное расстояние, минул много буреломов, холмов и распадков, однако протяжения насыпи не нашёл.
Размышлял. Полотно насыпалось частями. Где лучший ландшафт, там его и создавали. Где быстрой работе землеукладчиков препятствовали природные неудобицы, их оставляли специально обученным людям для строительства соответствующих сооружений типа дополнительных укреплений, мостов… Неизвестно, где прячется в лесной чащобе следующий фрагмент насыпи. Известный Блукачу сохраняется в полукилометре от пересечения Борисовского тракта с Минским шоссе, возле лесной дороги в Козлы. А здесь полотно теряется. А так хочется принять за насыпь похожий на неё лесной гребень.
Однако Блукач не фальсификатор фактов. Искусственного в этой гряде не видит – всё естественное. Так что поиски фрагмента сей дистанции дорожного полотна придётся остановить и возвращаться в исходную точку более удобным путём. Сразу надо запастить и можжевельником для чайной заварки, возле драндулета его может не быть.
…На привале лодырь думу думал. Почему так коротки фрагменты железнодорожного полотна? Почему они так разбросаны по лесу в одном направлении? Наверное, слишком много было строительных бригад. Вместе не вмещались и их распределяли по разным участкам с расчётом после соединить отрезки. Не с одного же конца прокладчики начинали БАМ и постепенно продвигались в противоположный. Работа ведь кипела на всём протяжении стройки века.
А вдруг это и вовсе не насыпь железной дороги Полоцк - Елизово? Тогда что за дорожное полотно насыпано среди леса? Может, кто подскажет? Блукач будет только рад разгадке очередной непонятливости Лепельского края.
P.S. В тему читайте исследование сотрудницы Лепельского краеведческого музея Татьяны Шлег: "Железнодорожное строительство на Лепельщине".
Март-2024
НРАВИТСЯ 3 |
СУПЕР 2 |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Нет тут никаких других объяснений,кроме как строительство железной дороги. Ну,давай позабавляемся - предположим,что это какая то другая дорога. Тут же возникают вопросы. Первый - а зачем она нужна,если неподалёку имеется целая сеть автомобильных дорог? Второй - почему такая узкая? Можно ещё к чему придраться,хорошенько поразмышляв. Но нет никакого смысла. Про попытку построить железнодорожную ветку известно не только из архивов,но и из свидетельств людей,видевших эту стройку своими глазами. Абсолютно правильная твоя загадка,Константиныч,про отдельные куски предпологаемого полотна. Тысячи людей и сотни единиц техники вообще не должны толкаться в одном месте. Есть определённый предел для каждой стройки,когда все друг другу начинают мешать. Поэтому уже на стадии проектирования принимаются решения - на какие куски разбить и кто их будет строить. Иногда со стороны бывает непонятно - зачем людей и технику загнали невесть куда,ведь можно было сейчас и не гонять за тридевять земель и дешевле бы обошлось. А обьяснение простое - тот дальний участок надо сделать,к примеру,к лету,потому что с 1-го июня туда должны зайти мостостроители. Раньше или позже они не могут,у них планы расписаны на годы вперёд.
СМК, я задаволены, што ты пацвердзіў мае абсалютна на здагадках пабудаваныя меркаванні адносна правілаў падзелу чыгуначнага палатна на асобныя кавалкі, размежаваныя між сабой па ўсёй запланаванай дыстанцыі. І яшчэ адну карысную дэталь улавіў у тваім каменце: адразу і не мог скеміць, што насып надта вузкі для звычайнай дарогі. На другім здымку зверху ці першым пасля застаўкі сам жа стаю на шырокім насыпе звычайнай лясной дарогі, а ад яго перпендыкулярна адгаліноўваецца вузкі чыгуначны. А вось сам не датрумкаў. Цяпер мае сумненні адносна паходжання землянога насыпу цалкам развеяліся. Дзякуй за камент.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, дружи со мной,ещё не то узнаешь!
Например. Годах ещё в 60-х при проектировании объектов обязательно составлялись сетевые графики.. В них подетально расписывалась последовательность всех строительно-монтажных работ от и до. Но потом от них отказались. Вроде официально не отменяли это дело,просто перестали использовать. Сетевик хорош,если всё полностью выполняется. А коль произошёл сбой,-всё,можно выкидывать. В дальнейшем делали только календарные планы. А как они выполнялись,знает любой,кто жил в этоху великих строек социализма.
СМК, замётана!
Васіль Азаронак з Юрмалы: