12 апр 2024 в 08:33 — 6 месяцев назад

124-й ликбез для обывателей. ГАЛОП ПО КУЛЬТОВЫМ ОБЪЕКТАМ СЕВЕРО-ВОСТОКА. Валацуга

Тема: Ликбез для обывателей     Сегодня: 1, за неделю: 3, всего: 726

Сведения об авторе смотреть здесь.

 Блукач Валацужный наездился – отогнал свой драндулет в ремонт. А всё из-за того, что он очень «великий» технарь – допустил такую регулировку маятниковой подвески ходовой части, что постоянное трение мотора о раму образовало в нём течь масла.

 Оставшись «безлошадным», прекратил выезжать на природу и, соответственно, штамповать репортажи с неё. Заметив отсутствие ликбезов для обывателей в блоге, хороший друг поинтересовался у местного борзописца: в чём дело? Узнав, предложил свои транспортные услуги.

 - Куда махнём? – обрадовался незадачливый писака.

 - Куда хочешь, - пожал плечами друг.

 - А что если прошвырнёмся по культовым объектам северо-востока Лепельщины? – стараясь придать тону своего голоса как можно больше безразличия, осторожно высказал свой давнишний замысел бродяга. – Давно их не видел. Интересно, в каком состоянии строения сейчас. Сами посмотрим и обывателям покажем-расскажем…

 - Понеслись! – был ответ.

 Уже отдалившись почти на два десятка километров от Лепеля, Блукач-пассажир вздохнул:

 - Давненько не проведывал место расстрела евреев Каменского гетто. Может, заглянем?

 В агрогородке Камень друг молча повернул налево, и мы помчали кривой улицей бывшего местечка. В конце её, за сельским кладбищем, повернули направо и сразу были приятно удивлены. Братская могила 177 каменских горемык была прекрасно обустроена.

 Памятник давний, однако, цел и аккуратен. Вот только слово «евреев» по-прежнему старательно вырублено и закрашено. Подумать только, уже менее как через три месяца после начала кровавой бойни бедолаги были зверски отправлены на тот свет – 17 сентября 1941 года! Вот полный текст с памятника: «Товарищ обнажи голову перед памятью погибших. Под этим курганом покоятся 177 мирных советских жителей-(вырублено и закрашено) местечка Камень, зверски расстреляных фашистскими палачами 17 сентября 1941 года Вечная им память». В тот период оккупанты мирных жителей, кроме евреев, ещё зверски не расстреливали.

 Что было новым для проныры, так это плиты с именами страдальцев по обе стороны от монолита.

 …Костёл Святого Антония в деревне Губино стоит в одинаковой степени разрушения, как и в первые посещения его Блукачом несколько десятилетий назад.

 Практически всё современное население района судит о величии костёла по фрагментам стены и башни. Обыватели восхищаются величием руин, даже не представляя, каким было культовое сооружение после постройки его в 1714 году. Не видел того и Блукач, но попробует вкратце сообщить то, что знает из давних публикаций.

 Костёл с самого начала был совмещён с монастырём католического нищенствующего монашеского ордена францискацев. В 1833 году по приказу российского царя Николая Первого монастырь был упразднён. Последняя служба в костёле прошла в 1929 году, после чего в нём располагался сельский клуб, затем колхозный склад. В 1962 году военный тягач на базе танка из Боровки взялся разрушать костёл на кирпич для постройки опор фермы в деревне Поземщина, но одолел лишь часть одной стены. Тогда за дело скопом взялись четыре гусеничных трактора колхоза «Чырвоны сцяг». После неудачного обрушения большого куска стены трактористы отказались выполнять опасное задание. Снова прибыли военные и дважды подрывали костёл. Взрывы завалили одну стену, и кирпича из неё хватило на колхозную стройку. Последним разрушителем костёла стал человек со странностями, местный балагур и изобретательный хозяйственник Жора Дворек. Когда официальные нападения на костёл прекратились, чудак заявил, что его любимая жена Лёля должна жить в лучшем и единственном в Губине кирпичном доме. Взобрался на стену напротив губинского сельмага и за три месяца по кирпичу разобрал треугольную прореху. Тогда с современной точки зрения такое преступное деяние не только не преследовалось, а наоборот приветствовалось. В общем, своё обещание жене Георгий Дворек выполнил – кирпичный дом построил. А будущим поколениям оставил зияющую щель в стене губинского костёла.

 Только совсем равнодушный обыватель не заглянет в открытый дверной проём башни костёла.

 А если так поступит хоть чуток интересующийся историей обыватель, то будет потом сожалеть всю оставшуюся жизнь, что лишил себя такого впечатляющего вида.

 И уж надо быть позорно безразличным к интересному, чтобы не заглянуть в подземелье костёла. Правда, оно неглубоко, и надо остерегаться, чтобы не проползти по месту недавнего разового туалетного действа современника, но впечатление стоит риска.

 Слишком задержались бродяги в костёле Святого Антония. Конечно, то, что осталось от него, невообразимо интересно, но ведь любопытных варвар с 1896 года ждёт не дождётся Свято-Николаевская церковь в деревне Макаровщина. Красива лысая церковная гора, красиво культовое строение.

 Но это теперь. На протяжении многих десятилетий церковь рушилась сама по себе, поскольку эксплуатировалась не по назначению. Резко покатилась к полнейшему упадку в начале 1930 года, когда 9 марта заседанием Особой Тройки был приговорён к пяти годам заключения в концлагере последний настоятель Филагрий Костко за создание в Макаровщине «кулацкого коллектива» по типу советских колхозов. Церковь закрыли. В войну в ней разместился гарнизон полицаев, которые охраняли дорогу на военный аэродром в Улле. Послевоенный колхоз приспособил бывшее пристанище предателей под зерновой склад. Потом он превратился в скопище всякого ненужного хлама. Когда горбачёвская оттепель дала возможность угнетённому народу приводить в порядок культовые заброшки, с лопатами в макаровскую церковь пришли местные энтузиасты Михаил Гутник, Игорь Печкуров, Леонид Пашкевич… В результате из склада получилось то, что передаёт объектив.

 Не подумайте, что Блукач карабкается грабить макаровскую церковь. Просто она работает в определённые периоды и сейчас на замке. А неугомон хочет через окно убедиться, что внутри всё в порядке. Сквозь стекло он увидел, что внутреннее пространство в таком же состоянии, как он его видел с десяток лет тому назад во время богослужения.

 - А давай махнём в бывший райцентр Уллу, - неожиданно предложил друг Блукача. Посмотрим состояние тамошних костёла и церкви.

 А проходимцу что? Ехать пассажиром – не транспортом управлять. Остановились лишь на мосту над Уллой уже в Бешенковичском районе – заинтересовали грандиозные быки старой автомобильной переправы, служившей людям с 1951 года.

 Затем прямой наводкой, проскочив агрогородок Уллу, перемахнули Западную Двину и уже в Шумилинском районе осмотрели большой старый жерновой камень. Оригинально придумали шумилинцы.

 Возвращаемся назад, в Уллу. Идём по дамбе, разделяющей полноводные вешние потоки Уллы и Западной Двины. Перед слиянием двух рек дамба постепенно опускается и завершается низменным мысом. Устье нашей, лепельской реки, смотрится величаво.

 Даже не верится, что в засуху реку, рождённую Лепельским озером, в устье можно перейти, задрав штаны.

 Просто уникальное место занял костёл Святого духа в Улле, сданный в эксплуатацию в 1864 году. Оседлал он дамбу, разделяющую водные потоки Уллы и Западной Двины.

 В 1930 году костёл отобрали у католиков и разместили в нём советский клуб. И только после крушения СССР храм возвратили католикам, которые в 1998 году завершили его реставрацию. К сожалению, во время нашего визита в Уллу культовое здание было закрыто.

 Из любого уголка Уллы видна церковь Святой Живоначальной Троицы, возведённой в 1897 году. В конце 1990-х она представляла лишь полуразрушенное основание. Сейчас в это трудно поверить.

 Во дворе храма заинтересовало старое захоронение. Надпись на памятнике гласит: «Владелецъ местечка Уллы и именія Августбергъ Александръ Николаевичъ Хвостовъ скончался 6-го Октября 1900 г. отъ роду 56 летъ и братъ его Нилъ Хвостовъ сконч. 16 Jюля 1901г.»

 На территории храма сложены стройматериалы. Местами срезан дёрн, видимо, под хозпостройки. В верхней части церковь опутана строительными лесами, однако действует – перед входом стоит автомобиль, а на большой входной двери висит объявление: «Церковь открыта».

 Заходить мы не стали, поскольку с мрачного неба давно сыплет нудный дождь, вымокли, проголодались. Поначалу думали символично отобедать сухпайком на берегу одной из рек. Не получилось – там мокро и сыро. Потому взялись рассматривать варианты: спрятаться от разверзшегося неба под одним из мостов или остановиться в какой-нибудь крытой беседке в населённом пункте. Однако на всём протяжении агрогородка оную не заметили. Окончательное решение приняли моментально – наскоро перекусить на скамейке первого попавшегося остановочного павильона.

 Созвонившись с домом, получили радостное сообщение – уже минут 20 как в Лепеле прекратился дождь, и светит солнце. С радостью посмотрели на свинцовое небо. Поехали скорее в родной уют. Уже через десяток километров стали различать впереди жёлтый просвет над горизонтом. Постепенно он превращался в оранжевый, и уже в Лепельском районе дождь от нас отцепился. Из-за туч стало выглядывать солнце.

 При высадке Блукача в Лепеле пришли к заключению, что очень хорошо сделали, не испугавшись прогноза погоды, и совершили полезную для себя и обывателей вылазку в мир религии.

Апрель-2024.



Метки: Камень, Губино, Макаровщина, Улла. Западная Двина.

НРАВИТСЯ
7
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





13 апр 2024 в 21:22 — 6 месяцев назад

Интересную кнопочку обнаружил в браузере

Нейросеть YandexGPT сделала краткий пересказ страницы

• Автор и его друг путешествуют по Беларуси, посещают места, связанные с историей и религией.

• Они посещают братскую могилу 177 каменских жертв фашизма и осматривают разрушенный костел Святого Антония в Губино.

• Они также посещают Свято-Николаевскую церковь в деревне Макаровщина, которая была восстановлена после упадка.

• Они обсуждают возможность посещения бывшего райцентра Уллы и осмотр костела Святого духа и церкви Святой Живоначальной Троицы.

• Они сталкиваются с различными состояниями культовых зданий и обсуждают их историю и реставрацию.

• Они решают перекусить на скамейке остановочного павильона после дождя и радуются прекращению осадков и появлению солнца.

• Они приходят к выводу, что совершили полезную вылазку в мир религии и сделали правильное решение, несмотря на прогноз погоды.



13 апр 2024 в 21:31 — 6 месяцев назад

SeRJ, хм, интересно. Мне приходило какое-то подобное предложение на смартфон насчёт подключения к нейросети. Не понимая и не разбираясь что к чему, я испугался и отклонил предложение.



14 апр 2024 в 09:07 — 6 месяцев назад

Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, сложно сказать, что там предлагали . .



14 апр 2024 в 10:02 — 6 месяцев назад

SeRJ, я уже написал просьбу к тебе в "Бочках" Шкиндера: научить меня пользоваться нейросетью. Это возможно?





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


24-й припадок ностальгии. СТАРИКИ В МУЗЕЕ. Валацуга  — 5 дней назад,   за неделю: 391 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ