Сведения об авторе смотреть здесь.
Все знают ещё из школьной программы, как древнегреческий философ жил в бочке, закаляя себя аскетическим минимумом удобств. Вот и я поведу показ бочек как экспонатов моего музея старого быта. Правда, намерение моё – показать их не как объекты для проживания, а как необходимые для жизни предметы быта.
Начну, пожалуй, с бочки, в которую сразу упирается взгляд при входе в крытую часть музея. Название экспоната безошибочно назовёт всякий здравомыслящий посетитель. А вот его предназначение сможет определить лишь умудрённый жизненным опытом аксакал. Таким оказался Валацуга. Лишь переступив порог выставочного зала, он ностальгически воскликнул:
- Блин, так это же пивная бочка!
И не ошибся прохиндей. Именно из таких бочек в Советском Союзе потчевали любителей пива в лепельских столовках Захаренковой, в здании снесённой автостанции, молококонсервного комбината, на Базарной площади, в пивбаре напротив Пятницкой церкви, пивном павильоне на месте нынешней налоговой инспекции, городской бане… Все перечисленные питейные заведения обживал проныра Валацуга в молодости. Поэтому как знаток процесса сразу сделал замечание, что в числе экспонатов не хватает лишь длинной трубки с краном, вставляемой в дырку в крышке бочки для транспортировки живительного эликсира в подставленный бокал.
Сразу понятно, что в бочку немного поменьше со стационарно вмонтированным краном через заливное отверстие сверху сферической поверхности заливалось вино. Удобно: открутил кран, и заполняй хоть рюмку, хоть бутылку, хоть жбан. И пей до дна, пей до дна, пей до дна…
Правда, на нашей земле редко затаривали и хранили вино в бочках, хоть и пили его бочками. Такое винное изобилие присуще возделывающим виноград странам. Поэтому очевидцев такого количества вина мало, в отличие от потребителей. А мне вот во время туристической поездки по Швейцарии довольно-таки часто приходилось видеть розлив винодельческой продукции из бочек. Правда, я так и не понял, как можно контролировать расход головокружительного напитка.
Следующие бочки применялись для квашения капусты. Их ещё называют кадками, но у нас такое слово не применялось.
Хотя название бочки не всегда оправдывает себя в использовании. В той же капустной бочке можно с таким же успехом засаливать огурцы, грибы, сало, окорока… Понятное дело, что большие кадки нецелесообразно занимать под, скажем, засолку сала, если семейное поголовье свиней невелико. Так что сфера применения бочек самая разнообразная. Показываю это на примере фамильной бочки Шкиндеров.
В деревне Воболочье, ныне селении-призраке, мой дед хранил вот в этом сосуде самогонку. Эта дурманящая жидкость делала мою жизнь красивее. Нет, что вы, я её не употреблял совсем. Просто мы с братом крали из самогонной бочки её содержимое и за него покупали воболочанку Дарку. Она любила выпить и за самогон соглашалась сушить наше сено, что было наказано делать нам. А мы тем временем гуляли в своё удовольствие. Старшие члены семьи никак не могли понять, почему это Дарка так усердствует на заготовке сена нашим бурёнкам. А мы то знали, что молодица таким образом зарабатывает себе веселье на вечер.
Видимо с такой целью использовался и вот этот аккуратный бочонок. Он небольшой – чуть превышает размер головы Валацуги (сужу по применённому для масштаба его шлему).
Хотя не факт насчёт применения. В такую можно заливать всё что угодно, возможно, кроме молока, поскольку оное скоро закисает, и потом внутреннюю поверхность ёмкости трудно отмывать от неприятного запаха.
Все привыкли видеть установленные в деревянные коробки жернова. Смолол зерно, и потом выгребай подручным приспособлением муку из корыта под трущимися рабочими поверхностями. А вот пример, как сообразительный хозяин заменил корыто бочкой. Процесс прошёл – вытаскивай камни, снимай бочку с упоров и высыпай куда угодно полученную массу.
Наверное, не найдётся обывателя, который хотя бы раз в жизни не посетил краеведческий музей. Значит, все видели такой изживший себя бочковой механизм как маслобойка. Имеются оные и в моём музее.
Не всякий беларус сразу и сообразит, что такое ушат. А ведь это обычная бочка с «ушами» для переноски вдвоём.
Оные у нас называли цэбрами, цэбарами, цабэрками. Они стояли под полкой с наполненными водой вёдрами в каждой сельской хате. В них сливали всяческие помои, которые потом с аппетитом выпьет бурёнка и даст больше молока.
Обычно привыкли думать, что бочки делают из дуба. Но это не обязательно, бондари могут изготавливать клёпку (дощечки для бочки) и из сосны, и из ольхи… А вот бочка, выдолбленная из сплошного ствола осины.
Понятное дело, что такой сосуд не рассыхается, а потому не образует щели. Но плох он тем, что осина старательно поедается шведом – этаким деревоточащим насекомым.
Попалась в музей и уникальная бочка, повреждённая временем. Она использовалась для перевозки продукции спиртзавода, руины которого до сих пор сохранились в Двор-Торонковичах, и называются броваром.
Абориген этой деревни рассказывал, как его дед перевозил в такой таре спирт в Чашники и ухитрялся красть его. Для того сбивал обруч немного в сторону, продырявливал боковую клёпку, ловил струящийся из дырки спирт, затем наскоро законопачивал её и загонял обруч на место. Смышлёный наш народ!
Начинал повествование с бочки, в которой жил грек-философ Диоген. Есть и у меня подобная.
Используется по тому же назначению с разницей лишь в том, что в ней живут не постоянно, а временно. Пример: однажды ночевало у меня много артистов, места всем не хватало, и одной паре пришлось расположиться в «диагеновой» бочке, где уже стоял диван. И хоть это был пока единственный случай «бочкового» ночлега, будущее оного предсказал Валацуга, заверив, что в подобной ситуации он бы добровольно предпочёл бочку уютному номеру – так экзотичнее.
Ну, а про современные бочки говорить нечего, поскольку им рано ещё претендовать на роль музейных экспонатов. Одна такая, металлическая, используется в моей усадьбе в качестве урны.
Иногда под старинные кадки маскируют подходящие сосуды, обрамляя их деревянной клёпкой. Такая имеется в музее. Предназначается, скорее всего, для содержания комнатных цветов.
Ну, а пластмассовой бочкой сейчас никого не удивишь. Имеется оная и в подвале Валацуги. Огурцы в ней засаливает. Пусть покажет.
Убедились теперь, что бочки нужны для жизни во все времена?
Апрель 2024.
НРАВИТСЯ 7 |
СУПЕР 1 |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Лучший комментарий
SeRJ, я тебя " люблю" без всякой г"олубизны". Беларуски язык и нашá лепëльская трасянка, это же так просто. Не надо читать по словам быстро, а немножко вдумываясь в слова, они все имеют параллели с русским языком. Кроме таких конечно слов как имбрычык, и сцизорык, с которыми я спорил с Волоцугой, пока он носом меня не на тыкал в белорусский словарь.
Нейросеть YandexGPT сделала краткий пересказ страницы
• Статья представляет собой описание экспонатов музея старого быта, включая бочки.
• Бочки использовались в различных сферах жизни, включая пивоварение, квашение капусты и хранение самогонки.
• Бочки могут быть изготовлены из разных материалов, включая дуб, сосну и ольху.
• В статье также упоминаются уникальные бочки, такие как поврежденная временем бочка для перевозки продукции спиртзавода.
• Бочки использовались для временного проживания, как в случае с "диагеновой" бочкой.
• Современные бочки пока не претендуют на роль музейных экспонатов, но могут использоваться в повседневной жизни.
SeRJ, а ты можешь научить меня, как находить эту нейросеть? Я же только в 8-23 загрузил "Бочки", а она уже (чуть ли не наперёд) анонсировала тезисами мой текст.
Очень просто, но нужен именно Яндекс браузер, ибо данная программа их. Открываешь текст, смотришь в адресную строку и вот эта кнопочка. Нажал- получил ответ, как выглядит вкратце статья.
У калекцыi Васiля адсутнiчаюць дзежка (дяжа), у якой рашчынялi цеста на хлеб i даёнка (памерам з маслабойку, але з адной ручкай як у цэбра), у якую далi кароу.
Марцiн , выкорыстоўвалі дзежку хлебніцу на маёй памяці. Пэўна, у Васіля яе няма, а можа, мне не паказаў. А вось колькі памятаю, кароў даілі ў цынкавыя даёнкі.
SeRJ, сын помог. Оказывается, Яндекс браузер уже стоял в моём смартфоне, а я этого не понимал. Начал играться с роботом евросетей. Очень интересно, а иногда и немножко смешно, как он трактует действия героя повествования. Но в подавляющем большинстве случаев объясняет всё правильно. Аж трудно поверить, что тезисирует замысел автора не опытный критик-литератор, а электронный робот. И так моментально!
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, я когда впервые с этой функцией познакомился, то пожалел, что её не было в наше студенческое время. Прикинь, как конспекты трудов В. И. Ленина и других классиков марксизма легко бы давались! Больше она низачем не нужна.
СМК, сёння пачуў такую гісторыю. Адзін чалавек увёў у яндэкс браузер эпапею "Вайна і мір". Выйшла 10 старонак скароту. Націснуў функцыю "карацей" (я на такую функцыю не звярнуў увагу) - вынік 5 старонак. Яшчэ карацей = 2 старонкі. Яшчэ - паўстаронкі. Потым - 1 абзац. Апошні скарот атрымаўся з трох соў: "Война, затем мір".
А мне цікава, як маё борзапісанне тэзісуе робат.
Валацуга, вы пропустили одно использование деревянной бочки, помнишь нашу старую баню по черному. В ней использовалась деревянная бочка пóд горячую воду, она стояла рядом с печкой и соединялась трубой завареной кузнецом с одной стороны, и о чудо вода нагревалась почти до кипения. Как не крути деды умели обустраивать быт.
Терентий, справа ў тым, што бочкі накшталт нашай у лазні па-чорнаму, у Васілёвым музеі няма. Але ў нашай бочцы вада награвалася не праз злучальную трубу ад печкі - гэтага мала. Мы да чырвана награвлі ў печцы нямецкія снарады, потым праз дзірку ў хвасце падчаплялі качаргой, выцягвалі і асцярожна апускалі ў бочку. Вада неверагодна бурбуліла, а бочка аж хадуном хадзіла. Працэс паўтаралі двойчы. Вада атрымлівалася нагрэтай амаль да стану кіпення. Дарэчы, гэта нядрэнная тэму для асабістагап мемуару аб чырвонай эры.
Очень интересный материал. Всё знакомо. Единственное,что поставило в тупик,так это то,что клёпки для бочек делали и из сосны. Первый раз слышу! Дуб,липа,осина - это да,традиционнно. Но сосна... Спасибо Мартину,что он вспомнил про дежку. Я бы тоже обязательно про неё вспомнил,потому как дежки моя бабушка долго использовала даже уже после того,как появились в продаже разнообразные тазы. А вообще на моей родине слово бочка употреблялось нечасто. Почти всегда говорили - кадушка. У нас ещё толстых женщин называли кадушками.
СМК, што клёпкі былі сасновымі я таксама ўпершыню пачуў ад Васіля. Нават бочку паказаў з сасновых клёпак. Вядома, паверыў. Ён жа мяне экскурсаваў, а не я яго.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, поинтересовался у одного продвинутого человека насчёт сосновых бочек. Да, он подтверждает, что иногда для использования под хранение технических жидкостей (нефтепродуктов, дёгтя и т. п.), извести и т. п. делали бочки и из хвойных пород деревьев. Но для продуктов питания всё же шли дубовые, ольховые, липовые, вязовые, осиновые, березовые кепки.
СМК, гадоў 20 таму я бачыў фільм (мабыць, на канале "Нэйшынал геаграфік") пра тэхналогію выраба бочак з сасновых клёпак дзеля захоўвання і выраба віна у Нямеччыне. Пры гэтым выкарыстоўвываліся выключна засохшыя дрэвы, і гэта было шматвекавое рамяство, якое перадавалася ў сям´і ад старэйшых да нашчадкаў, і якое карыстаецца попытам і ў сучаснасьці.
Марцiн , ты подумай! Наверное, это делалось специально. Ведь сосна, как и дуб, например, обязательно что-то дадут к хранимому в этих бочках. Ну вот подумай, делают же англичане джин. Так он вообще на можжевельнике сделан. Ему тоже сосновая бочка будет кстати. Век живи, век учись,а всего знать не будешь...
СМК, да месца будзе такая інфармацыя: я прыкладна раз на два дні на ноч заварваю ў тэрмасе чай з лапак ціі пупышак сасны, ці лапак ядлоўцу, ці елкі, ці ўлетку лісця бярозы, ці засунага на зіму. І такія фітачаі падабаюцца болей, чым магазінныя рамонкі, іван-чаі, чаборы і г.д. Водар і смак маім чаям надаюць смолы і дзёгаць. А Блукачыха іх не пераносіць. Кожнаму сваё.
Дзед Блукач, шчэ паспытай чай з чагі, а Блукачысе завары леташнія галінкі ігрушы -- смаката без цукару і мёду.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, Марцiн , было время, когда моя жена увлекалась разными фиточаями. По давней семейной традиции пыталась и меня в это дело втянуть. По такой же давней традиции я, чтобы сохранить в семье мир и покой, вроде как тоже начал пробовать. Но... Ты прав, Константиныч, каждому своё. В моём понимании чай это чай! Чёрный. Заваренный прямо в кружке. Исключительно рассыпной, никаких пакетиков. Из всех, что продаются в наших магазинах - "Ахмад" Индийский. Оранж пекю. Никаких отдушек, никаких лимонов.
Марцiн , высушаная і змолатая чага ў мяне толькі скончылася. Чай з яе не спадабаўся. Калі апісваць смак, то лепш падыходіць слова "бяссмачны". Больш чагу шукаць не буду, бо ў яе лекавых якасцях сумняваюся, дый вынікаў станоўчага ўздзеяння на здароўе можна не заўважыць і ўвогуле не дачакацца.
Што тычыцца леташніх ігруш, то я іх не нарыхтоўваю, бо неяк не прывык да такога кампоту. А можа проста не смакаваў. Варта пакаштаваць.
СМК, чай - гэта чай чорны ці зялёны? Маеш рацыю. Таму ў польскай і беларускай мовах такі чай таксама будзе чай, а вось раслінны ўзвар называецца адпаведна гэрбата і гарбата. Так правільна. Паколькі ж беларуская мова гіне, то і гарбата даўно стала чаем. Я ўпершыню звярнуў увагу на тое, калі чытаў класічны твор "Паўлінка" ў арыгінале. Там фанабэрыстага пана Быкоўскага ўсюды частавалі гарбатай. Спачатку лічыў, што бражкай ці самагонкай. Потым вядомы беларусіст мне растлумачыў, што гэта такое на справе. Быў гэта канец 80-х. Тады нацыяналісты перабаршчылі і гарбатай сталі называць усе ўзвары і натуральныя чаі. Вось такі атрымаўся карысны лікбез пра чай у Беларусі.
А сёння спытай у магазінах Лепеля гарбату - ніводная прадавачка не зразумее.Дзед Блукач, леташнія ігрушы не трэба было нарыхтоўваць летась. Зараз, пакуль не вырасла лісце, можна рэзаць леташнія галінкі і заварваць.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, чай чёрный, конечно. Я ж написал. Чёрный, рассыпной, завареный прямо в кружке. К зелёному чаю я даже за три года в Узбекистане не привык. Да и, если честно сказать, узбеки, в остальном, пьют чёрный чай. То, что в Азии пьют только зелёный чай, не более чем миф.
Когда я был в Польше, они у меня спрашивали - "Кавка ци гарбатка"? Слова "чай" я там не слышал ни разу.
Марцiн , вось гэта лікбез ты мне зладзіў! Сёння ж завару на ноч.
https://vk.com/@saadrf-vesennii-chai-iz-vetochek-gotovim-omolazhivauschii-napit#:~:text=%D0%94%D0%BB%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9,30%2D40%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BA.
СМК, раней я падабаў зялёны чай. Да заснавання ў Лепелі еўрагандлю, купляў яго ў мазе на Мацешавым базары, дзе быў хоць нейкі выбар. А цяпер яго поўна, а я ні кубка не магу выпіць такога чаю, бо не падабаецца. А Блукачыха п"е штодня. Распавяду, як я ўпершыню пачуў пра зялёны чай.
Савецкі Саюз. Прыехаў у Заслонава па прадукты ў ваенгандаль. Упершыню ўбачыў на вітрыне зялёны чай. Во цуд - так і напісана такая несуразіца. Трэба тэрмінова пакаштаваць. Заказваю прадавачцы. А ззаду ў чарзе стаіць афіцэрша. Кажа:
- Зачем вам зелёный? Вон же индийский стоит.
- А я хачу зялёнага, - адказваю, бо слова "індыйскі" мне нічога не казала: чай ёсць чай.
- Разбирается! - пагардліва хмыкнула заслонаўка.
Чаму мне на ўсё жыццё запомніўся гэты, здавалася б, нікчэмны эпізод? Бо ён цалкам характарызуе дзве эпохі - савецкую і сучасную. Адразу папярэджваю: кожны думае па свойму і толькі правільна, таму прашу не наязджаць са сваімі довадамі адваротнага накірунку.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, при чём здесь "накiрунак"? Кому нужно на тебя наезжать и зачем? В советское время у нас продавались великолепные чёрные чаи - индийский, цейлонский и даже наш краснодарский. А хороших зелёных просто не было. В Узбекистане был только один хороший зелёный чай - самаркандской чаеразвесочной фабрики и назывался он незатейливо - "№95". По узбекски звучало как "туксунбеш". Вот его я ещё мог употреблять. Только найти в свободной продаже его было практически невозможно. Все остальные были как веники.
СМК, ты маеш рацыю, што ў савецкі час у вас прадаваліся цудоўныя чорныя чаі - індыйскі, цэйлонскі і нават краснадарскі. Але гэта было не ў нас, а ў Заслонаве, Бароўцы, Мінску, Ленінградзе, Маскве... А ў Лепелі, Докшыцах, Бешанковічах... былі выключна грузінскі ды азербайджанскі.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, может и так. Я в то время особо продовольственными закупками не занимался. Мамка где то покупала. Кстати, понятия не имею, что за чай был в воинской части у нас в Уручье, но очень хороший. Удивительно даже.
СМК, а для мяне "ваенторгі" Бароўкі, Заслонава і Межыцы былі першымі палачкамі-выручалачкамі ў забеспячэнні сям"і прадуктамі харчавання. У мяне нават мемуар аб чырвонай эры на гэтую тэму ёсць: "Ностальгия. Лепельским не давать!" :
https://blukach.by/post/368
Гэта журнальны варыянт, а інэтны вось тут (з фотаздымкамі):
https://lepelby.net/news2/651
Все же в курсе, что черный - это "жаренный" зелёный... Соответственно, хороший черный это бывший неплохой зелёный... Был. Может это вы уже обсудили, но я по иностранному не читаю тексты, пропускаю.
SeRJ, да понятно, что чёрный чай есть высушенный до черноты зелёный. Только вот вкусы на эти чаи у каждого свои. Я пью чёрный, а к зелёному даже не прикасаюсь, а Блукачиха наоборот. Об этом и рассуждали в комментах.
SeRJ, я тебя " люблю" без всякой г"олубизны". Беларуски язык и нашá лепëльская трасянка, это же так просто. Не надо читать по словам быстро, а немножко вдумываясь в слова, они все имеют параллели с русским языком. Кроме таких конечно слов как имбрычык, и сцизорык, с которыми я спорил с Волоцугой, пока он носом меня не на тыкал в белорусский словарь.
SeRJ, мы не просто "в курсе". Мы ещё знаем, что чёрный чай это не просто "пожареный" или тупо высушеный. Там процесс ферментации крепко отличается. В результате получается продукт, отличающийся не только вкусом, но даже и содержанием. Возьми зелёный чай, пожарь его на сковородке и завари. О результатах опыта сообщи, будь добр.
Насчет зеленого чая, 84 год прошлого столетия, работал на "Арсенале" Был в коллективе узбек, имя конечно не помню, на ноябрьские к нему должны были приехать родственники. Мы всем коллективом по городу искали зеленый чай, правда наверно был дефицит. Он нам доказывал, что его родня кроме зеленого чая не чего не пьет. И мы помогали другу.
Терентий, блін, не толькі ў Лепелі, а і ў Ленінградзе зялёны чай быў дэфіцытам. Дык і ў ваенным Заслонаве я на яго натыкнуўся толькі аднойчы, таму і купіў. А ў 14-м годзе ў Анапе ўбачыў краснадарскі чай. Купіў. Смак не памятаю.
Вось напісаў, а потым рашыў, што дапусціў прамашку, назваўшы зялёны чай у Лепелі дэфіцытам, а гэтае слова падыходзіць тады, калі тавар бывае, але рэдка. Гэта ў Заслонаве ён быў дэфіцытам, а ў Лепелі яго і ў вочы не бачылі пры Савецкім Саюзе.Терентий, загнул твой узбек. Пьют они любой чай. Другое дело, что хороший зелёный чай для них это своего рода культовый напиток. Для особых случаев, для почётных гостей. Например, свадебный плов принято запивать именно зелёным чаем. Когда узбек предлагает тебе выпить с ним чай, то спрашивает "Чой чамиз ми?" А если после секундой паузы добавляет - "Кук чой", то это значит, что предлагает он именно зелёный чай. Тогда надо ответить - "Вай, зур!" А после того, как сделаешь первых пару глотков, нужно сощурить глаза от удовольствия и с чувством произнести -" Яхши!" Ритуал!
СМК, я о прожарке чая сказал так, не вдаваясь в подробности.... Или надо было описать весь технологический процесс ? Блеснуть, так сказать, знаниями. Уверен, что многие этого не знают. Точно говорю.
SeRJ, извини. Просто то,что ты хотел сказать я бы изложил по другому. Например так - и чёрный и зелёный чай изначально растут на одном кусте. Просто технологии дальнейшей обработки отличаются так,что из одного и того же исходного сырья получаются разные продукты. Ну,это мой вариант. Не настаиваю.