Примерно в четырех километрах от Веребок и в половине километра от Берещи среди березово-елово-сосновой заболоченной чащи возвышается гора метров под десять высотой, метров с 80 длиной и около 60 - шириной. Загадка ее в том, что вековые деревья пытаются карабкаться по склону, но перед плоской вершиной резко останавливаются. Большая поляна занята только травой. Редкие можжевельники, сосны, неизвестные лиственные кустарники пытаются прорастать, но на полуметровой высоте их обкусывают какие-то звери. Почему не прорастают семена, которые падают с вершин на Пригожую веретею? Почему звери не съели окружающие вековые деревья, когда они были маленькие?
Василь Азоронок ничего красивого в веретее не видит - голая поляна да и только. Не понимает происхождение названия гряды. Мы же с Василём Хацкевичем красотой считаем чистое сухое пространство, которое вдруг встаёт среди мрачного леса и мокрого болота.
Прикидываем, что на веретее в старину могло быть языческое капище (ритуальное место в языческой вере). В таком случае должны лежать валуны, хотя объектом поклонения могли быть и деревянные идолы, истлевшие за тысячелетия.
Веребские старожилы Иван Куприянович и Василь Иванович Мисники утверждают, что видели камни у подножия Пригожей веретеи, когда пасли на ней коров. Сомневаемся, что сюда с берещенской поймы можно прогнать стадо сквозь болото. Да и лучшей травы возле Берещи гораздо больше.
Все же Хацкевич посылает нас искать каменные глыбы, а сам берётся лопатой определять: культурный слой земли на веретее или нетронутый материк.
С Азоронком обходим вокруг Красивой веретеи. Камней у основания гряды не находим. Ниже не спускаемся - на болоте они провалились бы в мягкий грунт.
Хацкевич упорно раскапывает подножие веретеи. Натыкается будто на культурный слой - черный гумусовый слой перемешан с материковым грунтом. На 30-сантиметровой глубине находит настоящие угли и острый небольшой кремень. Но это слабое доказательство освоения людьми Пригожей веретеи.
Разрабатываем версии появления углей у подножия гряды. Азоронок уверен, что их сотворил сильный пожар, который обуглил деревья, а время засыпало последствия стихии слоем грунта. Хацкевич настаивает, что под горой проводились ритуальные обряды в дохристианские времена.
Прошу Хацкевича попозировать перед фотоаппаратом, чтобы заснять одним кадром его с лопатой и Пригожую веретею. Говорит, что посреди нее пусто - в прошлом году копали он, Василь Шкиндер и Валера Тухто. Настаиваю на своем ради фотоснимка.
Выходим на центр гряды. Василь спрашивает, где копать? Наугад показываю пальцем - здесь. Хацкевич втыкает в землю лопату. Не успеваю прицелиться фотоаппаратом, как он радостно кричит:
- Черепок!
- Это был знак сверху! - растерянно бормочет Азоронок.
- Не знак сверху, а наводка камней-талисманов с моей шеи - Лазурита и праправнука Следовика, - возражаю другу.
Каждый объясняет появление невероятной удачи со своей колокольни.
Бросаемся к яме. Достаем еще несколько осколков керамического изделия. Хацкевич берет компас и с юга на север - по всем правилам археологии - закладывает шурф размером в квадратный метр. Копает, а мы руками перебираем грунт. Находим черепки, кости скорее всего от съеденного животного, осколки кремня до того заостренные, что можно обрезаться, в основном на глубине 30 - 40 сантиметров. Культурный слой переходит в материк на глубине 60 сантиметров.
Всего извлекли 22 черепка, семь сколов кремня, три кости, несколько комков болотной руды. Разбитая керамическая посуда была с загибами по краю, украшенными нарезными штрихами, неглубокими дырками. Характер керамики и украшения подобный тем, что три года тому назад Василь Хацкевич нашел в урочище Дубовец на противоположном берегу Берещи, километра за два отсюда. Тогда по его сигналу приехали археологи, досконально провели раскопки и установили, что открыта стоянка человека трех с половиной - четырёхтысячелетней давности. Так что, на Пригожей веретее мы сделали четвертое открытие на Лепельщине? (Первой стоянку человека эпохи мезолита (девятое - пятое тысячелетие до нашей эры) отыскал в самом Лепеле в нынешнем микрорайоне Песчанка и обследовал археолог В. Ксендзов в 1981 году, откопал орудия труда: резцы, стрелы, скребла, пластины, отколы, пластины- вкладыши, отбойник. Вторым стало открытие стоянки человека за несколько тысячелетий до нашей эры в урочище Кронштадт, что находится между озерами Оконо и Береща.
Археолог Максим Чернявский, руководивший раскопками на Дубовце, говорил, что в природном виде кремень на Лепельщине не существует. Сюда он завозился из других регионов для изготовления наконечников стрел и копий, лезвий, топоров, ножей. Очевидно, что найденные нами кремни всего лишь сколы от больших завезенных издалека минералов, образованные при изготовлении из последних наконечников стрел. Васили повезут находки в Академию Наук для изучения. Если наша версия подтвердится, право на открытие можно присваивать и моему фотоаппарату - практически он выбрал место под шурф.
Мы свое дело сделали - установили на Пригожей веретее следы человеческой деятельности несколько тысячелетий назад. Продолжат наш почин профессиональные археологи. А нам время перекусить.
От нудного бесконечного дождя прячемся под густой елью, раскладываем костёр, готовим чай из воды, что набрали в котелок при переходе болотной речки. Размышляем над ролью в истории "чёрных" археологов, к которым себя причисляем. "Чёрные" археологи делятся на два типа. Одни ищут оружие, боеприпасы времён войны, раритетные предметы для дальнейшей продажи или собственного использования. Другие бродят по непроходимым болотам, перекапывают тонны нетронутых слоёв земли, чтобы найти свидетельство факта существования древнего объекта и тем самым пополнить историю своей земли. Первые наживаются на находках, другие только тратятся на их поиски. Поэтому неодинаковое отношение к археологам-дилетантам и со стороны соответствующих специалистов. Последний тип археологической самодеятельности для науки просто необходим. Если бы не лопаты учеников бывшей Велевщинской школы во главе с учителем истории Валеркой Тухто, не были бы найдены останки красноармейцев и военнопленных воинами поискового батальона, не установлена личность одного погибшего. Только интуитивные дилетантские раскопки Хацкевича и Шкиндера помогли открыть стоянку первобытного человека на Дубовце, языческое капище на лесной горе между Новыми Волосовичами и Веселово. Пусть нас сочтут нескромными, однако мы свои действия одобряем.
***
Назад по Чистику выходили к Береще. Несомненно, на его месте когда-то синело озеро. Постепенно оно обрастало болотной растительностью, что образовывало шаткие берега, которые надвигались на водоем. Он со временем уменьшался в размерах и, в конце концов, скрылся под болотистой могилой.
С зыбких кочек попробовали прошлогодней клюквы, нынешних перезрелых стеблей черноголовника. Заблудились в глухих зарослях. Неизвестно, как выходили бы без компаса.
Назад путь оказался длиннее и тяжелее - русло Берещи извилистое, берега топкие, изрезанные бобровыми каналами.
Пожалели, что не пошли в Верабки через Чухан.
***
Свозили находки в Институт археологии Академии наук. Археологи Максим Чернявский и Андрей Войтехович ими заинтересовались. Обследовали черепки керамической посуды. Сделали вывод, что принадлежат они к усвейской культуре (конец четвертого - начало третьего тысячелетий до нашей эры). На кремни внимания не обратили. Насчет костей сказали, что они имеют гораздо более позднее происхождение, ведь за столько времени в земле истлели бы.
Однако первоначальное заключение специалистов не означает, что на Пригожей веретее была стоянка первобытного человека. Возможно, мы нашли всего лишь тогдашнюю могилу, в которую во время захоронения поставили керамический кувшин с жертвоприношением. Человеческие останки истлели, посуда раскололась на многочисленные черепки. Однако и в этом случае открытие состоялось. Для более детального обследования летом на месяц проводить археологические раскопки приедут минские археологи во главе с Максимом Чернявским.
Обьяснили археологи и происхождение слова "веретея". Оно отнюдь не веребское и даже не лепельское. В финно-угорском языке означает то, что в белорусском - «града». Вот с каких пор местное население сохранило слова своих далеких пращуров!
Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 2013 год.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |